Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль и место гендерных стереотипов в общественном развитии (социально-философский аспект)»

Гендерные исследования возникли как самостоятельная дисциплина в 1970-х гг. в США и с тех пор внимание к ним со стороны широкой общественности не ослабевает. Особенно активно гендерную проблематику стали поднимать в последние годы — на конференциях, круглых столах, в СМИ. Слово «гендер» стало модным среди масс.

Однако, к сожалению, в российской академической среде к гендерным исследованиям по-прежнему зачастую относятся с предубеждением, поэтому мода на гендер может так же внезапно пройти, как и началась, не принеся желаемых плодов. Тем не менее, гендерная проблематика намного теснее переплетена с остальными проблемами современного общества, нежели принято считать. Современные общественные науки, в том числе и социальная философия, уже нельзя представить без гендерных исследований, ведь именно гендерный анализ зачастую становится ключом ко многим социальным явлениям, которые раньше либо игнорировались, либо истолковывались превратно.

Прошлое столетие стало переломным в вопросе гендерных стереотипов. Однако из-за неравномерного развития в различных областях жизни современному обществу, живущему в постиндуст­риальную эпоху, до сих пор присущи гендерные стереотипы, практи­чески не изменившиеся со времен общества традиционного. Такое несоответствие, в свою очередь, порождает ряд серьезных проблем, решение которых до сих пор не найдено: крайне незначительный процент женщин в правящих кругах, неравные условия для мужчин и женщин на рынке труда, насилие в семье, высокий процент разводов, возрастающая безответственность за будущее детей и т. д.

Интеграция женщин в общественную деятельность с одной стороны и сопротивление массового сознания смягчению гендерных стереотипов с другой привели к кризису традиционных гендерных отношений. Все механизмы общества претерпели серьезные изменения, в результате которых отпала необходимость в ограничении женщины частной сферой: развитие бытовой техники, контрацепции, социальных институтов и т.д. Однако практически не изменявшиеся веками гендерные стереотипы стали уже традицией, частью культуры, поэтому смягчить их влияние на массовое сознание очень непросто. Современный человек, таким образом, не может четко сформулировать, в чем же суть его гендерной роли: новые реалии и законодательные нормы позволяют ему сделать собственный выбор независимо от биологического пола, однако общественное мнение все еще не готово принять женщину-бизнесмена или мужчину-домохозяина как норму. С другой стороны, полное соответствие традициям тоже порой не вызывает должного уважения. Например, женщина-домохозяйка, посвятившая себя воспитанию детей, имеет очень низкий социальный статус, чего не было, например, в дореволюционной России, так как пребывание женщины дома практически не имело альтернативы. В результате такого противоречия современных реалий традиционным гендерным стереотипам представление о маскулинности и феминности слишком расширилось, что и привело к кризису гендерных отношений в современном обществе.

Индивид, желающий полностью соответствовать современному гендерному идеалу, обязан выполнять слишком много различных функций. Он должен быть успешным в карьере и отдавать себя работе в полную силу, одновременно быть прекрасным родителем и семьянином, при этом хорошо выглядеть и поддерживать физическую форму, быть приветливым, коммуникабельным и мобильным. От пола эти критерии почти не зависят, однако и здесь есть тонкости. Отклонение мужчины от традиционной маскулинности (например, доминирование семейной жизни по сравнению с работой) порицается обществом сильнее, чем принятие женщиной «мужской» роли. В свою очередь, если мужчине общество легко прощает отчуждение от семьи и игнорирование работы по дому, то женщина, какой бы ни была ее степень занятости, по мнению широкой общественности, обязана заниматься семьей и домом в полной мере, то есть общество возлагает на женщину двойную нагрузку по сравнению с нагрузкой мужчины.

Пол человека — это биологическая категория, по которой люди идентифицируют друг друга. Гендер же представляет собой «совокупность социальных и культурных норм, которые общество приписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола» [8, с. 21]. Гендер — явление социальное, а не природное, поэтому биологический пол и гендерная идентичность не всегда совпадают. То, как индивид оценивает свой гендер и связанные с ним социальные роли, а также общественное мнение об индивидуальном выборе во многом зависят от степени влияния гендерных стереотипов массового сознания.

В основе гендерных стереотипов, как правило, лежат следующие идеи:

Мужчина и женщина — два разных мира. Эта идея красной нитью проходит через всю историю социально-философской мысли, начиная с Аристотеля, который утверждал, что мужчина и женщина, так же, как раб и свободный, имеют разную природу и не могут быть равны [1], и заканчивая нашими современниками, продвигающими так называемую «инопланетную теорию» [5]. Хотя приверженцы «инопланетной теории» и признают гендерное равенство, но невольно становятся источником гендерной несправедливости, так как, не имея достаточных обоснований, ограничивают психологию личности рамками половой принадлежности и приписывают мужчинам и женщинам набор определенных качеств, которые якобы заложены в них природой.

Разделение сфер деятельности полов биологически обосновано. Сейчас эта идея является основой стереотипов, порождаемых, прежде всего, биосоциологами. С идеей того, что мужчина и женщина различаются в силу своей роли в рождении и воспитании потомства и, следовательно, должны выполнять разные социальные функции, не согласен, например, американский социолог Майкл Киммел, по мнению которого, данная биологическая теория формируется под воздействием патриархальных гендерных установок [6].

В отличие от мужчины, женщина ограничена своим полом и потому зависима. Ограничение свободы женщины ее полом можно найти, например, у Н.А. Бердяева, который утверждал: «В поле мужчина значит меньше, чем женщина. Женщина — вся пол. Ее половая жизнь — вся ее жизнь, захватывающая ее целиком, поскольку она женщина, а не человек» [2, с. 432]. Сейчас несостоятельность данной идеи становится все более очевидной, так как современные средства контрацепции, развитие социальных институтов по присмотру за детьми и возрастающая роль мужчины в воспитании детей дают женщине ту социальную и психологическую свободу, которой она была лишена в традиционном обществе.

Женщина — созидатель материального, мужчина — созидатель духовного. Еще Платон определил любовь к женщине как более низкую, чем любовь между мужчинами, поскольку она способна породить детей, но не духовные блага [7]. Такое отношение к женскому созидательному потенциалу привело к тому, что вся история культуры — это история маскулинной культуры. Некоторые исследователи утверждают, что многие творческие жанры не достигли статуса высокого искусства только потому, что считались женскими. Например, женщин допустили в художественную литературу только сейчас, когда она приобрела статус источника развлечения, стала считаться занятием несерьезным. Но допустили только женщин-авторов легких жанров: любовных романов, детективов, фентези.

Эмансипированная женщина — пародия на мужчину. Эта идея появилась одновременно с началом феминистского движения первой волны. В качестве примера можно привести Отто Вейнингера, который одним из первых стал рассуждать о психологической предрасположенности к эмансипации лишь определенной категории женщин, имеющих мужские характерологические черты и признаки, названные им «злой женственностью». Такой тип женщин, по мнению философа, способен разрушить и уничтожить женственность как таковую [4]. И сейчас есть ряд исследователей, которые придерживаются этой же точки зрения, например Л.М. Богатова [3]. Однако гендерная идентичность имеет такое разнообразие форм, что говорить о каких-то определенных критериях женственности и мужественности не имеет смысла. Каждый человек неповторим, главное, чтобы общество дало возможность индивиду реализовать свои способности и проявить личностные особенности, не боясь оказаться на более низкой иерархической ступени. Это возможно только после достижения гендерного равенства и признания «инаковости» каждого человека.

Равенство полов достигнуто, гендерные проблемы решены. Такую позицию заняли когда-то большевики после неудачного эксперимента с внедрением «женотделов». Принять эту точку зрения означает закрыть глаза на существующие общественные проблемы и привести общество к губительному состоянию стагнации. На самом деле проблема гендерных стереотипов и их преодоления требует долгих и разносторонних исследований, как теоретических, так и эмпирических. Гендерная тематика принадлежит к междисципли­нарной категории исследований и требует внимания со стороны ученых из самых разных областей: антропологии, социологии, психологии, философии, педагогики, истории и т. д.

Степень соответствия общепринятой гендерной роли влияет на жизнь человека в целом, определяет степень его благополучия. Если гендерные рамки слишком жесткие, как это было еще в начале прошлого столетия, страдает свобода личности, так как биологический пол становится основой жизненного сценария. Однако поверхностное смягчение гендерных стереотипов, не ведущее к искренней толерантности и уважению к индивидуальному выбору, также не является решением проблемы, так как неопределенность представлений порождает чувство постоянного неудовлетворения собой и мешает нормальному развитию гендерных отношений. Смягчить влияние гендерных стереотипов на массовое сознание можно лишь через развитие идеи гендерного равенства и толерантности к «инаковости», а также путем гендерной социализации подрастающего поколения.

Список литературы:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

1.        Аристотель. О возникновении животных. М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1940.

2.        Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл Творчества. М.: «Правда», 1989.

3.        Богатова Л.М. Эмансипация как онтологическая трагедия пола. // Философские науки. — 2008. — № 6. — с. 113—133.

4.        Вейнингер О. Пол и характер. М.: Изд. центр «Терра», 1992.

5.        Грэй Дж. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. М.: «София», 2010.

6.        Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006.

7.        Платон. Пир //Избранные диалоги. М.: Худ. лит., 1965.

8.        Словарь гендерных терминов. М.: «Информация — XXI век», 2002.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

432

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке