Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль птицы в представлениях о загробном мире и душах умерших у народов дальнего востока России»

Актуальность. Согласно мифам, встречающимся почти у всех народов планеты, птица олицетворяет душу умершего человека, переходящего в загробный мир. Душа в образе птицы распространена у славян — жаворонок и голубь, в древней Греции души мертвых изображались виде воробьев, которые являлись спутниками Гермеса.

Помощь в написании статьи

На писаницах Дальнего Востока птица встречается в летящем положении (Верхнее Приамурье — Сакаси — Алян, Шереметьево; Якутия — р. Мая; Якутия — Бэс — Юрэх; Якутия — Эмэгээтэх — Хая; Якутия — Суруктах — Хая; Якутия — Ат — Дабан; Амурская область — Архара).

Цель. Цель данной работы — выявить роль птицы в представлениях о загробном мире и душах умерших у народов Дальнего Востока.

Считается, что душа принимает облик птицы незадолго до смерти или сразу после смерти человека, и происходит это непосредственно в связи с переходом в мир иной. Птица свободно передвигается между сферами — именно этот факт определяющий в наделении души умершего чертами птицы.

В представлениях якутов душа умершего (кут) сопровождалась в страну мертвых птицей. Я.И. Линденау в своей книге «Описание народов Сибири», писал, когда хоронили богатого якута над могилой, на углах земляной насыпи втыкают шест, на который насаживают сделанную из дерева птицу, что позволяло перемещать ее в горизонтальном положении, тем самым создавалась иллюзия летящей над головой птицы — человека покидающего это мир. Такую птицу называют ёлюю суора тураага (вороны смерти) [8, с. 155]. Сейчас такие изображения встречаются в оформлениях надмогильных сооружений погребениях шаманов. Так, у эвенских шаманов в захоронениях конца XIX — начала XX, можно встретить на могильных крестах вырезанную фигурку птицы в стилизованном резном изображении, изображение которой считалось символом ушедшей небо души умершего. Такие фигурки могли вырезаться как в дереве так и из него, и прикрепляться на обоих концах креста [5, с. 97—98] Постепенно такой обряд захоронения остался только у шаманов, в качестве символов вырезались крахаль либо гагара.

Похожая фигурка птицы найдена в погребении женщины (предположительно удаганки) на стоянке Родинка II (бассейн Колымы) [4, с. 76] В фигурке птицы имелось отверстие, что позволяло насаживать ее на шест. Также в погребении были найдены 3 костяных плоских подвески в виде птиц. Такие подвески встречаются на костюмах якутских и эвенских шаманов.

Также, народ саха верил, что в нижний мир шаманы, спускаются верхом на бубне, потом им приходится принять образ гагары, чтобы пройти насквозь «Море Бед». На писанице Нортуй II (Верхнее Приамурье) найдено изображение антропоморфной фигуры с рукам, напоминающими крылья летящей птицы. Можно предположить, что это изображение шамана переходящего «Море Бед» [6, с. 113] Существует поверье, что душу шамана забирает птица и уносит ее в мир иной.

Народ орочи верили в мифическое древо железной птицы «кори», которое растет недалеко от «небесного рта». После того, как душа падает на землю загробного мира, она проходит по реке в заоблачный мир, превращаясь по очереди в нескольких существ и предметы, одним из которых являлась железная утка.

Многие народы Сибири также верили в родовое древо души, куда улетают в виде птиц души умерших людей [2, с. 110] К примеру, ханты говоря о стране мертвых, которая находится на севере, упоминают, что на ее границах слышен крик душ — гусей и лебедей. С этими представлениями, возможно, были связаны изображения металлических фигурок птиц на их святилищах [1, с. 77]

В связи с этим можно говорить о том, что представления о загробном мире у хантов и орочей было похожим, несмотря на территориальные различия. Также можно предположить, что значение металлических фигурок птиц, найденных на святилищах хантов, связано с идеей реинкарнации. Душа птицы переходит в тело новорожденного.

В представлениях нанайцев и ульчей шаман улетал из загробного мира (буни — нан., були — ульч) верхом на птице поори [10, c. 45].

У нивхов душа после перехода в загробный мир (Млыво) должна перейти в следующий мир и так до тех пор, пока не превратится в траву, насекомое или птицу [10, c. 89].

В то же время, у якутов существовали представления о душе как о воплощении противника в птицу и охоте за ней с помощью шамана. В связи с этим, оружие иногда смазывалось кровью птицы. В своей книге «Материалы для изучения верований якутов» А.Е. Кулаковский пишет, что при убийстве ворона его душа (кут) летит к отцу Хара Сыагылах’у, на что последний карает обидчика — насылает на него болезнь [7, c. 17].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Практически у всех народов загробный мир отождествляется с небом, и попасть туда можно только с помощью птицы, превратится в нее. Таким образом, орочи, веря в переход в иной мир с помощью птицы, помещали тело ребенка (которому еще не успел исполнится годик) в гроб, который вырезали из дерева в виде птицы, чаще всего утки [2, c. 49]. Души усопших якутов, подобно птицам, живут на деревьях — воздушных гробницах арангас [9, c. 93].

Эвены и эвенки также верили, что птица символизирует душу человека, душа перевоплощается в птицу в момент смерти. По материалам фольклора эвенов и эвенков можно говорить о том, что воплощением души человека являлась кукушка. Именно по этому эвены и эвенки и сейчас верят, что ее нельзя убивать [12, c. 218].

Среди наскальных рисунков встречаются птицы — кресты, птицы стрелы (без определенных, характерных признаков вида). У якутов крест воспринимается как символ птицеподобной души шамана [5, c. 46]. В писаницах на Средней Лене прямой крест мог изображать летящую птицу. К примеру, у монголов и бурятов крест, с крючкообразно загнутыми в одну сторону концами, называется «хас», по-тюрски «гусь» или «птица». Крест считался у них символом благополучия и счастья [10, c. 99—100] Такие изображения в виде креста можно найти на петроглифах Якутии на реке Мая.

В мифах народов Дальнего Востока также можно встретить птицу в образе не только души усопшего, но и совершенно в противоположном виде — души ребенка до года или еще не рожденного (зародыша). Такая позиция птицы — души встречается у нанайцев, орочей, эвенков, негидальцев, ульчей. Такую душу — птицу называли Оми или Омие. Данные народы верили, что Омие до рождения ребенка в виде птиц обитали на мировом дереве, где их оберегала покровительница деторождения Омиан – мама (нанайцы); у эвенкоа — орочонов Оми детей на лиственнице в виде птенцов синички, Оми будущих шаманов — в виде птенцов перелетной птицы — лебедей, орлов, гагар [3, c. 177—178].

Сопоставление материалов о представлениях народов Дальнего Востока о загробном мире с наскальными изображениями и предметами мелкой пластики привело нас к выводу о тесной связи между этими формами проявления духовной культуры. Сейчас, на писаницах Дальнего Востока можно встретить много изображений птиц олицетворяющих композиции перехода души умершего в загробный мир.

Таким образом, образ птицы, как символ перехода в мир усопших, играет большую роль в мировоззренческих представлениях народов Дальнего Востока.

Список литературы:

1.Бауло А.В. Предварительные результаты исследований приполярного этнографического отряда ИАЭ СО РАН в 1997 году// Гуманитарные науки в Сибири (серия: археология и этнография), Н., — 1998. — № 3. — 120 с.

2.Березницкий С.В. Мифология и верования орочей, СПб., 1999. — 208 с.

3.Дэвлет М.А. О комогонических представлениях древних жителей Среднего Енисея. Изображения на Бейской скале из Хакасии// Семантика древних образов. Первобытное искусство, Н.: Наука, 1990. — 310 с.

4.Кистенев С.П. Новые археологические памятники бассейна Колымы// Новое в археологии Якутии. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1980. — 76 с.

5.Ксеновонтов И.Н. Шаманизм и христианство, И.,1929. — 115 с.

6.Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. История и культура Востока Азии. Новосибирск. Институт археологии и этнографии СО РАН. 1994. — 113 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

7.Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов//Записки Якутского краевого географического общества. Якутск: Типография Н.К.П., — 1923. — T. 1. — 108 с.

8.Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века), Магадан: Магаданское книжное издательство, 1984. — 176 с.

9.Николаев-Сомоготто С.И. Два язычества народа саха, Я.: Якутский край, 2007. — 120 с.

10.Окладников А.П. Центрально-азиатский очаг первобытного искусства, Н., 1972. — 88 с.

11.Попова У.Г. Пережитки шаманизма у эвенов// Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам 2 пол. XIX — нач. XX вв.), Л., 1981. — 210 с.

12.Тураев В.А. История и культура дальневосточных эвенков: историко-этнографические очерки, СПб.: Наука, 2010. — 334 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

543

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке