Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе»

Профессия «социальная работа» по сравнению с индустриально-развитыми странами очень молода. Если там она уже имеет много­летнюю историю и колоссальное значение, то у нас этот вид деятель­ности начал формироваться только в начале 90-х годов XX столетия одновременно со сменой социально-экономической и идейно-полити­ческой парадигм общественного устройства, ориентированного на создание рыночного хозяйства и либеральной ценности.

Помощь в написании статьи

Вот тогда-то в социальную практику России и вошло понятие социальной работы.

Впервые в мировой практике это понятие появилось в конце XIX века в наиболее развитых в индустриальном отношении, странах, прежде всего в США. Однако в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20-30-е годы XX века.

Дефиниция «социальной работы» (social work) в обозначении профессии впервые появилась в США в начале XX века. По мнению, основоположников новой профессиональной деятельности, слово «со­циальная» в определении профессии подчеркивает участие социаль­ных сил, формирующих жизнь человека. Слово «работа» — это ответ на слабые стороны благотворительной деятельности многих филантро­пических организаций, заключается в отсутствии организованности и обязанности, поскольку те, кто состоял в благотворительных органи­зациях, рассматривали свою деятельность как некую форму развлече­ния, досуга, а не как полноценную трудовую деятельность. Понятие «работа» будет дисциплинировать тех, кто этим занимается, и они будут делать свое дело профессионально.

«Социальная работа — это одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профес­сиональной социальной работе, ориентированной на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функцио­нировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной и реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения» [4, с. 17].

Социальная работа тесно связана с различными сферами жизнедеятельности людей, в особенности с социально-экономической сферой. Важнейшим элементом механизма влияния социальной рабо­ты на процесс развития общества является государственная политика.

В современном мире рыночный тип экономики является преобла­дающей формой хозяйствования. Развитие рыночных отношений сопровождается резким экономическим расслоением общества, одна часть населения, которая имеет определенный доход, либо хорошо разбирающаяся в рыночных отношениях, являются владельцами част­ной собственности в период приватизации. Другая же часть, не имеющая ни того, ни другого как раз и оказывается той социальной группой, которая по разным причинам не может самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность. К ней относятся граждане, являющиеся инвалидами, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров, беженцы и вынужденные переселенцы, много­детные, неполные семьи и семьи с низким уровнем дохода, безнад­зорные дети и подростки и т. д. И поэтому им обязано оказывать социальную помощь и поддержку государство через социальную защиту населения. Для государства, социальная поддержка детей и подростков, семей, имеющих детей, временно утративших трудоспо­собность, является экономически выгодной, так как в будущем они будут вносить свой вклад в национальный фонд страны.

Поле деятельности социального работника широко — от социаль­но-экономической сферы, условий труда, быта человека, его здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Специалисты по социальной работе практически не участвуют в зако­нотворческой деятельности, они вынуждены действовать в далекой от совершенства нормативно-правовой обстановке.

Основными правовыми документами, на которые опираются при работе с населением специалисты по социальной работе, являются Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации» (1995); ФЗ «О социальном обслужи­вании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995); Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991); Дополнение в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постанов­лением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата Центрального совета Профессиональных Союзов от 26 марта 1986 г. № 102/6-142; Приказ Гос комитета СССР по народному образованию от 7 августа 1991 г. № 376 «Об открытии специальности «Социальная работа»; Государственный образова­тельный стандарт высшего профессионального образования по направ­лению 521100 — Социальная работа (27 декабря 1993 г.)

При работе с различными категориями населения неотъемлемой частью являются принципы организации профессиональной деятель­ности специалистов по социальной работе. Главными из них являются принципы гуманизма, справедливости, компетентности, альтруизма, личностного и индивидуального подхода, ответственности перед клиентом. Без знания этих принципов социальная работа не может рассматриваться как профессиональная деятельность, а специалисты по социальной работе, не имеют право носить статус специалиста в этой области.

В Российской Федерации существуют тарифно-квалификацион­ные характеристики работников бюджетных учреждений и организа­ций Службы социальной защиты населения, которые предусмат­ривают выделение двух видов должностей: специалист по социаль­ной работе и социальный работник, отличающиеся уровнем сложности выполняе­мых функций, определенными соответствую­щими разрядами. Этот вид деятельности является наиболее сложным и определяется как про­фессиональная деятельность специалиста по социальной работе (8—13 разрядов).

Специалисту в своей профессии не только необходимо владеть знаниями, навыками, но и обладать профессиональными качествами. Профессионально важные качества — это «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно-заданном уровне и которые значимы и по­ложительно коррелируются хотя бы с одним (или несколькими) из ее основных результативных параметров — качеством, производитель­ностью, надежностью» [3, с. 80]. В качестве основных: дальновид­ность; находчивость; социальная компетентность; умение использо­вать диагностические методы; коммуникабельность, эмпатия, отзывчи­вость, наблюдательность, внимательность; искренность, толерант­ность, гуманность; умение осуществлять связи с другими специалис­тами, доброта, оптимизм, тактичность, альтруизм и рефлексия.

К тому же профессионально важные качества, знания, умения и навыки немаловажны при приеме в социальные службы. Специфика работы в социальных учреждениях имеет особый подход к подбору кадров, способных решать сложные вопросы, которые возникают у специалистов в процессе обслуживания клиентов.

Управление кадровым потенциалом невозможно без осуществ­ления целенаправленной кадровой политики. Приоритетными направ­лениями кадровой политики являются подбор кадрового состава и работа с ним, рост престижа государственной службы, совершенство­вание профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. В процессе управления разви­тием социальной защиты населения производится организация допол­нительного профессионального образования кадров, повышения их квалификации, обучения современным прогрессивным технологиям. И главной технологией, которая разрабатывает различные аспекты как профессиональной, так и личностной подготовки социальных работни­ков к будущей деятельности с различными категориями населения в последние годы являются креативные технологии.

В настоящее время социальные службы не испытывают острого дефицита в работниках. Показатель успешности кадрового состава наиболее высок в городах, нежели в сельских отдаленных районах. Се­годня не менее трети квалифицированных работников системы со­циальной защиты имеют профильное высшее и среднее специальное образование. И конечно, такая насыщенность кадрового состава лица­ми с профильным профессиональным образованием не является еще стопроцентной гарантией успеха. И поэтому необходимо повышать профессиональный уровень и компетентность специалистов. Вот поче­му система переподготовки и повышения квалификации кадров зани­мает важное место в системе непрерывного профессионального образования.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Список литературы:

1.        Албегова И. Ф. Методологические проблемы институционализации социальной работы в условиях Российской Федерации // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2010. — № 4. — С. 4—16.

2.        Бадя Л. В. Кадровая политика — на перспективу (из опыта работы по повышению квалификации социальных работников Московской области) // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2009. — № 4. — С. 54—58.

3.        Основы социальной работы: учебник / отв. Ред. П. Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 560 с.

4.        Решетникова Е. В. Специфика становления социальной работы как профессиональной деятельности // Российская цивилизация в альтернативе развития: Материалы ежегодной научно—практической конференции, Иркутск, 25 марта 2010 г. / под ред. Е. В. Решетниковой. Иркутск: — 2010. — С. 213—218.

5.        Файзиева Е. Б. Повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. М.: —2010. — № 3. — С. 101—103.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

883

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке