Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Русская православная церковь в годы великой отечественной войны(на примере церкви преподобной Ксении, город Мамадыш)»

Вера, религия — это основные элементы продвижения человечества. Чтобы ни случилось, практически каждый человек обращается к Богу, прося терпения, помощи, здоровья, благословения. Взаимодействие религии и человечества прошло долгий и противоречивый путь: приближения и отдаления.

Помощь в написании статьи

В настоящее времявера и церковь занимают одно из важных меств нашей жизни [7, c. 8]. В начале XXстолетия мы даже не могли представить такую ситуацию, потому что с приходом к власти большевиковотношение к церкви и к религии изменилось.Политика большевиков стала опираться на безрелигиозные принципы. Все религиозные организации закрывались,шла серьезная борьба со священнослужителями. В.И. Ленин в секретной инструкции от 19 августа 1922 г. писал: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» [5, c. 15].Создание нового могло быть успешным только в том случае, когда будет разрушена духовная основа, уничтожены всеее носители. Большевики считали, что духовная вера является пережитком царизма и от нее следует немедленно избавиться.

Так, в 1926 г. был создан «Союз безбожников СССР для борьбы с религией», который затем был переименован в «Союз воинствующих безбожников» [8, c. 180] . Число его членов росло: 1926 г. — примерно 87 тыс. человек; 1929 г. — более 465 тыс.; 1930 г. — 3,5 млн. человек; 1931 г. —примерно 51 млн. Рост числа активных борцов с религией показывает, как стремительноразрушалась духовная сфера.Однако совсемликвидировать религию не удалось.

Полузадушенные религиозные конфессии были огосударствлены, подчинены партийно-государственному контролю и пропагандировалилишь то, что не противоречило социалистической идеологии. Таким образом, практика показала, чтопроизошло не отделение от государства, как предусматривал Декрет 1918 г., а подчинение церкви государству. Иными словами, произошло доминирование марксистского учения над догмами православной церкви.

Состояние церковных дел к концу 1938 г. было критическим. Русскую Церковь обескровили предыдущие годы жестоких репрессий, особенно свирепствовавшие в период так называемого «большого террора» (1937—1938 гг.) [8, c. 475]. До сих пор историкиспорят о точных цифрах пострадавших в тот период. Принято ссылаться на данные правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, которая установила, что в 1937 г. было арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 500 [3, c. 187]. В эти же годы был истреблен почти весь российский православный епископат. Обожествление вождей придавало «святость» режиму [1, c. 190]. В массовом сознании это означало принятие новых ценностей и новых жизненных ориентиров. Система, которая в значительной мере держалась на насилии, обретала духовную основу.

Перемены наступили с началомВеликой Отечественной войны (1941—1945 гг.), когда политикаправительства в отношениицеркви поменялась.В начале ноября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было положено начало официальному сотрудничествуСоветского правительства и Русской православной церкви, 2 ноября 1942 года можно считать днем установления официального сотрудничества и взаимопомощи. Введение митрополита Николая (Ярушевича) в состав Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний фашистов на советской территории явилось свидетельством того, что Советское государство признало патриотическую деятельность церкви юридически. Таким образом, Советское правительство пошло на нормализацию отношений с церковью.

Коренной перелом в отношениях между Церковью и Советским правительством наблюдается после встречи митрополита Сергия и Сталина, произошедшей 4 сентября 1943 года в Кремле. «На этой встрече присутствовали Сталин, митрополит Сергий, а также еще митрополиты Алексий, Николай, Карпов и Молотов» [8, c. 188]. «Во время беседы митрополит Сергий довёл до сведения председателя Совнаркома о том, что в руководящих кругах Православной Церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Московского и всея Руси и образования при патриархе Священного Синода. Глава правительства И.В. Сталин сочувственно отнёсся к этим предложениям и заявил, что со стороны правительства не будет к этому препятствий» [2, c. 2]. На этой встрече было сделано ряд уступок Церкви со стороны Советского правительства: дано разрешение созвать Поместный собор для избрания патриарха, открыть епархиальные курсы для подготовки кадров священнослужителей, издавать ежемесячный церковный журнал. И, действительно, в сентябре 1943 года стал издаваться журнал Московской Патриархии. Также Сталиным были рассмотрены вопросы об открытии новых приходов, освобождении из ссылок, лагерей и тюрем представителей духовенства, о предоставлении свободного передвижения священнослужителям по территории страны. Кроме того, Сталин не возражал против открытия в епархиях свечных заводов, мастерских по изготовлению церковной утвари. Также он поставил митрополитов в известность, что будет создаваться Совет по делам Русской Православной Церкви под председательством Г.Г. Карпова, который бы являлся посредником между правительством и Церковью [4, c. 193].

В 1943 годуглавным содержанием государственно-церковных отношенийявились договорённости, достигнутые на встрече советского руководства и руководства Русской православной церкви в начале сентября 1943 года.

Третий период в войне — полное изгнание вражеских войск с советской территории, полный крах фашистской Германии, одержание Великой Победы — характеризуется дальнейшим конструктивным развитием государственно-церковных отношений. Это диктовалось как необходимостью психологически подготовить народ и армию к новому восприятию церкви, будущего союза с ней, так и тем, что патриотическая позиция церквивполне устраивала государство. Завершился же этот период в государственно-церковных отношениях юридическим признанием со стороны Советского государства факта патриотической деятельности церкви и других религиозных организаций страны. Официальное приглашение крупного церковного иерарха ксотрудничеству с государством имело не только нравственное значение, но и политическое —Советское правительство признало существование церкви как общественного института.

Такая последовательность лежит в основе исследования проблемы новой политики Советского государства в отношении церкви и в военные годы.

Советское правительство понимало, что пораженияв первые годы войны уничтожаютдух русского народа. Им нужно было действовать , и действовать быстро, решительно. В этом случае можно сказать, что большевистское правительство было вынуждено найти своего союзника, посредника между властью и народом. И правительство решилось пойти насотрудничество и взаимопомощь с церковью.

Хотелось бы рассмотреть деятельность русской православной церкви во время Великой Отечественной войны не только в центральной части России, но и в Татарстане.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Насзаинтересовала именноцерковь Преподобной Ксении в городе Мамадыш в годы Великой Отечественной войны потому, что эта тема носит краеведческий характер, а соответственно она мало изучена. Мы провели беседу с нынешним настоятелем церкви Преподобной Ксении отцом Дмитрием. Он рассказалмного интересного.

Церковь Преподобной Ксении никогда не переставала действовать. Но зачастую она функционировала негласно, а юридический статус получила лишь в 1940-е годы. В тяжелые годы войныполитика государства была направлена на вырабатывание воинского духа путем приведения в пример славных воинов в истории нашей страны: Невского, Донского, Суворова, Кутузова. Этот выбор сделан не случайно, потому что этих воинов благословили напобеду священнослужители(архиепископ Спиридон, игумен Сергий Радонежский). С этого момента идет возрождение веры в Бога. Люди стали приходить в церковь, они молились, ставили свечки, совершали обряды. Государствобольше не препятствовало закрыванию священных обителей. Населениевсячески пыталось поддержать церковь, как и она население. Отец Дмитрий сообщил, что жители Мамадышаприносили в церковь продукты питания, кто что мог: муку, картофель, морковь, свеклу, капусту. В ту пору ни о какихкрупных денежных пожертвованиях и речи быть не могло, тем более в провинции. Но были случаи, когда население жертвовало последние деньги, драгоценности. Чтобы хоть как-то поддержать благосостояние церкви и народа, священнослужителиподрабатывали в различных сферах: кто-то работал в поле, а кто-то на заводе. Отец Дмитрий акцентировал внимание на то, что население плюс ко всему, вместе со священнослужителями своим трудомделали ремонт в церкви. Посильную помощьоказывали и дети. Они мыли полы, убирались, подготавливали комнаты для моления, отпевания, крещения. Обряды совершались зачастуюбесплатно. Годы войны, как никогда, сблизили народ и церковь. Люди приходили в церковь для нахождения сил, уверенности в Победе. В военные годы церковь Преподобной Ксениислужила домом не только священнослужителям, но и простым людям. В ней жило от пяти до восьми семей, приют нашли иосиротевшие дети. Также церковь служилагоспиталем, где лечили больных.

Священнослужители делали все, что было в их силах. Они каждый день проводили такие мероприятия, как: отпевание за упокой души, моление Иисусу Христу и всем святым за здравие наших воинов, крестилиноворожденных, вцерквях присутствовали иконы Богоматери, Сергия Радонежского, Василия Блаженного и многих других. Также там находились и портреты великих полководцев, одержавших немало побед на поле боя. Эти все мероприятия были направлены на выработку у народа веры в победу, веры в силуБога. И чтобы показать народу истинность русского духа многие священнослужители уходили на фронт, многие из которых не вернулись. В годы войны увеличилось количество осиротевших и бездомных детей. Церковь преподобной Ксении всячески им помогала устроить судьбу.

Русская православная церковь внесла огромный вклад в победу над фашизмом [3, c. 203]. Она сделала главное —вселила веру в победу. После окончания войны церковь вернула себе юридический статус, но что является более важным — она вернула народу веру в Божественную силу.

Известны и такие факты, что после окончании войны простой народ приходил в церковь с множествами благодарностями, почестями и хвалами. Так, например, вцерковь Преподобной Ксении9 мая 1945 года пришло около полутора тысяч мамадышцев. Люди искренне говорили: «Бог есть! Он спас нас и нашу великую и сильную страну!».Священнослужителей же они называли братьями, друзьями, наставниками. Отец Дмитрий отметил, что в этот день было устроено пышное празднество и массовое причащение прихожан.

Таким образом, Советская идеология—обожествление вождя —явилась объединяющей силой длянашей большой и многонациональной страны в борьбе с врагом, а религия дала народу вдохновение, силу ивыдержку.Данная идеология за двадцать лет не успела полностью окрепнуть и заменить сложившиеся за тысячу лет православные традиции, и именно поэтому вера в Бога стала вновь возрождаться в переломный момент нашего государства.

Список литературы:

Бессонов М.Н. Православие в наши дни. — М., 1990.— 303 с.

Встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем // Известия.— 1943. — 5 сентября.—с. 2.

Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. — М., 1993.— 250 с.

Корзун М.С. Русская Православная Церковь1917—1945 гг. — Минск, 1980.—230 с.

Лбов А. Советская власть и РусскаяПравославная Церковь в годы войны — было ли коренное изменение политики?// Коммунистический журнал. — 2007.— № 3.— С. 13—17.

Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР в годы войны // Отечественные архивы. — 1995.— № 3. — с. 62—63.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Одинцов М.И. Российское государство на пути к свободе совести: потери, приобретения, проблемы (1986—1996 гг.) // Религия и политика в современной России. — 1997. — № 7. — с. 18—22.

Поспеловский Д.В. Русская православная церковь. —М.,Республика, 1995.— 511 с.

Регельсон Л.Л. Трагедия русской церкви. 1917—1953. — М.: Крутицкое Подворье, 1996.— 209 с.

Цыпин В. История русской церкви: В 9 кн. — Кн. 9. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.— 690 с.

Якунин В.Н. Укрепление положения РПЦ и структура её управления в 1941—45 гг. // Отечественная история. — 2003. — № 4. — с. 83—93.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

376

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке