Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Школьный музей: воспитание на страницах национальной культуры»

Аннотация. Статья характеризует социальную роль музеев при школах, значимость фондов музея для познавательной активности учащихся в процессе исследовательской деятельности. Представлены уникальные музейные экспонаты.

Ключевые слова: краеведческая деятельность школьного музея, поисковая работа учащихся, создание музейных экспозиций, уважение к культуре.

Деятельность учителя истории в современной педагогике невозможно представить без краеведческих исследований, поисковой работы.

На сегодняшний день перед школьными музеями поставлено много задач:

  • сохранить уникальный материал для потомков;
  • использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний;
  • на их основе развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края.

В процессе длительной краеведческой работы пришли к выводу, что достойным местом популяризации и изучения итогов краеведческой деятельности является школьный музей:

С одной стороны — накопленный нашими учениками материал требует систематизации и размещения.

С другой стороны — совместная деятельность учеников и учителя по созданию школьного музея обретает форму внеклассной работы.

Наш школьный музей создан с активным участием школьников, их родителей. Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей.

Наш школьный музей служит своим творцам, то есть нам самим. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. На уроках истории, когда изучается жизнь дореволюционной деревни, мы с детьми рассматриваем предметы быта, одежду, обувь, украшения. В наш компьютерный век современным детям очень трудно представить себе, как наши прадеды жили и работали, развлекались и веселились в тех условиях, когда не было электричества, магазинов с изобилием всевозможных товаров. В такие моменты нам в помощь «приходят» наши экспонаты: старая керосиновая лампа, лапти, ткацкий станок, предметы личной гигиены.

Вы знаете, когда появилась керосиновая лампа? В 1853 году! Где-то прочитали, что, оказывается, не что иное, как керосиновая лампа, способствовала развитию нефтяного дела. Нефтяная промышленность, нефтедобыча, нефтеразработки, заводы по перегонке нефти – все обязано изобретению керосиновой лампы. Она подтолкнула, возбудила погоню за нефтью, она вызвала к жизни, родила нынешнюю мощную индустрию нефти. Лампа, снабженная воздухоподдувочными каналами, давала сильный ровный свет, несравнимый с масляными лампами, и с этого времени потребовался керосин, поэтому начались бакинские нефтепромыслы, американская нефтяная горячка. Других-то потребителей не было, автомобили еще не появились. При свете этих ламп наши бабушки и мамы вышивали по вечерам, рукодельничали… Веретено – помощница таких вечеров.

Веретено – приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Цветочно-растительные  мотивы татарских вышивок  можно объединить в три группы. По классификации,      предложенной Ф. X. Валеевым, это мотивы степного, лугового (частью лесного) и  садового происхождения. Образы садовых цветов (георгины, пионы, астры, хризантемы) более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были более близки не столь яркие, но безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.

В вышитом узоре на концах этого полотенца – графически- лаконичные линии, нижние детали которых заполнены ковровым швом, а верхние – зигзагообразной сеткой тамбура.

Очень большой интерес вызывает старинный утюг, который назывался «углевой». Принесли его нам из деревни, и он занял в нашем музее свое достойное место.

О том, что белье легче разгладить, если использовать теплый металл, человечество узнало почти так же давно, как и о механических способах глажки. Так, еще в IV в. до н. э. в Греции изобрели способ глажки хитонов и туник с помощью нагретого металлического прута.

В средневековье стали использовать иное приспособление. Выглядело оно практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и «сковородой» начинали водить по одежде. Ясное дело, что этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Тем не менее, до открытия спасительных свойств электричества ждать было еще долго, поэтому оставалось только совершенствовать все тот же принцип: разогрев металла посредством углей внутри или огня снаружи.

В России еще в середине прошлого века можно было встретить так называемые «углевые» или «духовые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку.

Наш школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: посещая его, рассматривая экспонаты, ученики начинают больше понимать жизнь своих предков, испытывают чувство восхищения и гордости за них. Они учатся любить и оберегать свою родную землю.

Список использованных источников:

1. Как организовать    работу    школьного     краеведческого    музея. Методические рекомендации Пермский областной краеведческий музей и др. – Пермь,
2. Карпова О. Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. – Вологда,
3. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. – 2002. – № 5.
4. Смирнова. Л. М. Три этапа создания музея // Музей. – 1982. – № 3.
5. Туманов В. Е. Школьный музей. – М., 2002.
6. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. – 2001. – № 3.
7. Валеев Ф. Х., Татарский народный орнамент. Казань, 2002. -295 с.
8. Гулова Ф. Ф. Татарская народная вышивка / Под ред. Р. Г. Мухамедовой, Казань, Татарское книжное издательство, 1980. – 332 с.
9. Горяева Н. А., декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Б. М. Неменского. – М, : Просвещение, 2000. – 176 с.: ил.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

715

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке