Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Синтез информационных взаимодействий образования в информационном обществе»

В основе многих современных концепций, объясняющих глубинные изменения в социальной структуре общества, лежит общепризнанный феномен нарастания значения информации в жизни современного общества, обозначаемый как процесс информатизации. Информатизация – это не столько технологический, сколько социальный процесс, связанный с изменениями в жизни каждого человека и общества в целом.

Помощь в написании статьи

Информатизация всех сфер жизнедеятельности общества, глобализация экономики и переход к постиндустриальному обществу, приоритетом в котором становятся информация и знания, приводят к изменению и развитию системы образования. При этом значительно возрастает роль человеческого капитала и образования. В современном обществе знания и уровень интеллектуального развития личности  становятся стратегическим ресурсом развития экономики, что определяет новый статус образования и предъявляемые к нему новые требования. Основными отличиями информационного общества являются: приоритет знаний и науки, изменение требований и отношения к человеку, развитие информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, изменение социальной структуры общества, более высокий уровень управления, рациональное использование ресурсов, в том числе и профессиональных. Все это в совокупности обусловливает формирование нового информационного общества. Основное направление развития информационного общества связано с формированием единого информационного пространства, что предполагает сформированность навыков информационного взаимодействия. Доказательность этого вытекает из логики развития информатизации как глобального процесса современности.

В своем непосредственном выражении «информация – это знание, ориентированное на субъект, поэтому потребление информации есть самоопределение субъекта посредством знания, его актуализация, позволяющая потреблять информацию более сложную и включаться в соответствующую деятельность» [1, с. 80]. Знание в виде информации о себе, о собственной деятельности является исходной предпосылкой информационного взаимодействия, реализуемого в процессе обмена. Информация проявляется в ее производстве, распределении, обмене и потреблении. В процессе обмена информацией она не теряется ни одним из субъектов. Такое взаимодействие называется информационным.

Основные этапы развития информационного общества исследуются в неразрывной взаимосвязи с развитием информационных технологий. Информатизация является следствием развития информационных технологий. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали причиной многих социальных явлений, одним из которых является возросшая в середине XXстолетия роль образования.

Единство информационных технологий и науки в системе социальных отношений в современном обществе проявляется на глобальном уровне, создавая предпосылки для формирования единой технико-технологической среды обитания человека. Эта среда выступает средством реализации задач развития общества на различных уровнях его организации.

Развитие науки в тех отраслях, которые связаны с информацией и информационными потоками привело к новой технологической революции, основанной на информации. Возрастание роли информации привело к изменениям в системе образования, что повлекло изменения в науке и производстве. Сегодня главную роль в социально-экономическом прогрессе общества играют знания и человеческий капитал, обладающий высоким творческим и интеллектуальным потенциалом. Важнейшим ресурсом в развитии социально-экономического прогресса становятся образование и наука. При этом развитие сферы образования выдвигается в число первоочередных политических, социальных, экономических и культурных предпосылок.

Изменения, происходящие в мировом сообществе, расширяют рамки социальных систем, порождают различные формы взаимодействия в совместном решении глобальных проблем, выходящих за рамки одного государства. Сотрудничество международных организаций в области информатизации сводится к созданию общих информационных пространств в разных сферах человеческой деятельности и на их интеграцию в глобальное информационное пространство.

Для системы образования на современном этапе информатизации наиболее значимым является оформление единой информационно-образовательной среды как подсистемы глобального информационного пространства, что означает создание условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационного взаимодействия на основе ИКТ между субъектами, включенными в эту среду.  Включенность субъектов в  информационно-образовательную среду предполагает адекватность их взаимодействия, как  с самой средой, так и использования средств ИКТ для взаимодействия друг с другом. Интенсивное распространение телекоммуникаций, сети Интернет и других средств, как бы закрепляя реальность взаимодействия в сфере знаний, является характерной особенностью сегодняшнего дня и отражает четко наметившиесятенденции и потребности формирования больших интеллектуальных пространств, что напрямую связано с развитием образовательного пространства. Для современного этапа развития системы образования в условиях использования средств ИКТ под информационным взаимодействием понимается «процесс передачи – приема информации в любом виде (символы, графика, анимация, аудио- и видеоинформация) при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации» [2, с. 37]. Содержание информационного взаимодействия заключается в том, что в качестве взаимодействующих сторон включены не только субъекты (люди), но и развитые средства ИКТ, обеспечивающие возможность этого взаимодействия.

Благодаря созданию и внедрению новых ИКТ расширяется доступ к образованию, а расширение образовательного использования средств ИКТ облегчает взаимодействие между различными типами образовательных учреждений и является основным толчком развития открытого образования. Важнейшей формой образовательного процесса в системе открытого образования является дистанционное обучение, появившееся благодаря  внедрению  в образовательные учреждения современных средств электронных коммуникаций. Дистанционное обучение дает возможность получить образование без посещения учебного учреждения благодаря  совокупности современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств. Дистанционное образование – это наиболее быстрый и эффективный путь к повышению интеллектуального потенциала общества и к ускорению процесса перехода к информационному обществу. Дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Радикальный прорыв в области дистанционного образования произвели (несколько десятилетий назад) персональный компьютер и интернет, а в недавнем прошлом, мобильный интернет и беспроводные локальные сети, развитие нанотехнологий. Обучение с помощью сети, обеспечивающее доступ к библиотекам, ученым и сетям по всему миру, способствует появлению новой образовательной среды и изменяют модель обучения. ИКТ, преодолевая пространство и время, могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что делает их мощным средством для осуществления изменений в сфере образования. Они позволяют учащимся иметь доступ к самому широкому кругу информации. Вместе с тем, ИКТ меняют и роли преподавателей. Если ранее преподаватель был единственным источником знаний для учащегося, то теперь он лишь направляет обучающихся и помогает им ориентироваться в потоке новой информации. ИКТ являются также важным средством для осуществления доступа к образовательным ресурсам. Примером этому могут служить электронные библиотеки во многих странах мира, также как и библиотеки, созданные на  международном уровне.

Интернет, более чем какая-либо другая технология, расширяет возможности информационного взаимодействия. С помощью интернета осуществляются соединения между классными комнатами, городами или даже странами. Многие развивающиеся страны организуют широкий доступ образовательных учреждений к сети интернет с помощью национальных сетей. В России также реализуется ряд масштабных национальных программ внедрения ИКТ в образование. За последние годы было принято немало важнейших решений, направленных на информационное развитие нашей страны. Если обратиться к проектам в сфере образования, то начиная с 2006 г. все школы начали подключать к сети интернет по цифровым каналам. В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы был введен в эксплуатацию Федеральный центр информационных образовательных ресурсов, основными задачами которого являются:  «формирование единого образовательного пространства на всей территории страны, повышение качества образования во всех регионах страны за счет онлайн-доступа педагогов и обучающихся к современным технологиям обучения, научно-методическим материалам и источникам знаний, а также организации эффективной обратной связи между участниками учебного процесса и педагогической наукой, реализация возможностей получения знаний из сферы, как национального образования, так и мирового образования» [3]. Одной из приоритетных задач также является объединение в единую информационную сеть всех высших учебных заведений и ведущих научных центров для организации обмена результатами научных исследований.

По мере совершенствования ИКТ все большее распространение получают виртуальные университеты, целью которых является расширение доступа к высшему и непрерывному образованию. Виртуальные университеты используют самые новые технологии, имеющиеся как в стране, так и во всем мире, и объединяют в себе информационные и интеллектуальные ресурсы системы образования. Во многих развитых странах успешно функционируют виртуальные университеты. Например, в Британском открытом университете (OpenUniversity) используется технология «Стадион», которая позволяет проводить занятия в сети с многотысячной аудиторией. Учащиеся этого университета могут использовать Webдля взаимодействия с библиотеками, администрацией, музеями и общения друг с другом. В нашей стране существует проект создания Российского открытого университета, в который уже вошли 80 вузов страны.

Хотя век сетей еще не добрался до многих образовательных учреждений, более традиционные технологии, такие как радио и телевидение, используются для повышения качества образования чаще всего в сельских местностях и районах с низким уровнем дохода населения, особенность которых низкая успеваемость учащихся и слабая подготовка учителей. Такой способ обучения не характерен для нашей страны и зачастую предназначен для отдаленных  и малообеспеченных школ Африки. В данном случае радио является подходящим носителем информации и одной из сторон информационного взаимодействия в процессе дистанционного образования.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Относительно новыми технологиями, применяющимися для передачи информации, являются мультимедиа и электронный учебник. Согласно наиболее распространенного определения мультимедиа  представляет собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов. Эта технология является плодотворной и полезной для образования благодаря качествам интерактивности и возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и повышать мотивации в обучении. Что касается электронного учебника, то он помогает учащимся легко понять и запомнить понятия, утверждения и т. п. с помощью компьютерного объяснения.

Вместе с тем, стремительное развитие ИКТ и появление информационного взаимодействия вызывает необходимость организации дополнительной подготовки педагогов.  Современный преподаватель должен владеть новыми технологиями, обеспечить помощь учащемуся ориентироваться в информационных потоках и иметь необходимую квалификацию. Для совершенствования методов подготовки преподавателей в обществе, основанном на информации, используются самые разные технологии: видеокурсы для молодых учителей, сетевые конференции между коллегами-педагогами из разных стран, печатные материалы, радио, телевидение и т.д. Повышение компьютерной грамотности преподавателей возможно благодаря дистанционному образованию на основе современных ИКТ. На международном уровне эти задачи на себя берет ЮНЕСКО, которая особо подчеркивает вклад ИКТ в создание сетей для связи преподавателей с  педагогическими учреждениями. С целью повышения квалификации учителей без отрыва от рабочего места ЮНЕСКО стимулирует государства использовать методы дистанционного образования, включая новые технологии, такие как теле- и радиовещание через спутник, компьютерные сети, мультимедийные системы и другие, а также создает онлайновые сети для обмена инновационными методиками и обучающими программами. Так на официальном портале ЮНЕСКО можно найти готовые уроки, компьютерные приложения для преподавания конкретных предметов, материалы для составления учебных планов, обменяться опытом работы с коллегами по всему миру.

Итак, глобальное внедрение компьютерных технологий и формирование единой информационной среды стали началом преобразования системы образования и фактором формирования информационного общества, для успешного функционирования в котором необходимо уметь ориентироваться в потоке информации. В современной системе образования развитие информационных взаимодействий осуществляется  на основе ИКТ. Несколько десятилетий назад это были компьютер, телевидение и радио сейчас к ним добавились более современные мультимедиа, интерактивные доски, электронные учебники и Интернет. Новейшие ИКТ, такие как оптоволоконные коммуникации, с большой пропускной способностью, спутниковые коммуникации и сеть Интернет, приводят к революции  в образовании. Они предоставляют более гибкие возможности для информационных взаимодействий образования с теми географическими регионами и обучающимися, которые были лишены такой возможности. Эти технологии расширяют доступ к информации,  тем самым оказывая помощь преподавателям и учащимся. Однако каждое новое достижение еще больше выявляет пропасть между теми, кто находится на периферии информационного общества и теми, кто имеет доступ к технологиям. Отсутствие инфраструктуры является огромной проблемой для использования ИКТ в образовании. Технология — это не роскошь, а инструмент, необходимый для осуществления информационного взаимодействия, и задача каждого государства  использовать этот инструмент для повышения качества образования и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам для всех категорий граждан.

Список литературы:

1.Левицкий Ю.В. Интеграция образования, науки и производства в информационном обществе / Ю.В. Левицкий. Новосибирск: Наука, 2002. 164 с.

2.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

3.Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки до 2015 года.  [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/press/news/5501/  (дата обращения 14.10.11)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

374

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке