Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Система правовых стимулов и правовых ограничений инвестиционной деятельности»

В инвестиционной деятельности правовые стимулы и правовые ограничения образуют взаимосвязанную систему.

Помощь в написании статьи

В толковом словаре В.И. Даля понятие «стимул» (лат. stimulus) определяется как побуждение, побудительная сила, побудительное средство [8, с. 172]. На практике данный термин характеризует субъективную сторону, поскольку связан с субъектом общественных отношений. Стимул как внешнее побуждение к действию влияет на мотивы поведения человека и формирует их. Как указывает Ю.А. Тихомиров, внешний стимул побуждает к внутренней саморегуляции поведения за счет того, что личность признает социальные ценности и переводит их в свои собственные установки, в мотивы своего действия [12, с. 10].

Самый действенный стимул для хозяйствующих субъектов — стимулирование посредством финансов, поскольку цель их деятельности — деньги (прибыль). Отношения по финансовому стимулированию инвестиционной деятельности получают свое развитие, что в свою очередь способствует формированию такого правового института, как финансово-правовой стимул инвестиционной деятельности. Под правовым стимулом в юридической науке понимается правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования [9, с. 486].

Стимулирование посредством денежных средств является одним из самых эффективных, поскольку влияет на мотивацию предпринимателей при осуществлении ими своей деятельности. Прибыль, получаемая предпринимателями, выражается в денежном эквиваленте. Соответственно используемые государством финансово-правовые стимулы есть действенный регулятор экономических отношений.

Правовое стимулирование является составной частью общего стимулирующего воздействия на экономику. Например, Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 года № 1016 одобрена Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации [5]. Программа предусматривала способы экономического стимулирования частных национальных и отечественных инвестиций. В ней указывалось, что для стимулирования притока иностранных инвестиций необходимо создать некоторые преимущества для зарубежных инвесторов, особенно в приоритетных отраслях. Речь шла о применении методов ускоренной амортизации, о беспошлинном импорте оборудования для инвестиционных проектов, о снятии налоговых ограничений на прирост капитала, на участие в приватизации и т.д. Таким образом, предусматривалось стимулирование посредством использования норм права.

В российском законодательстве имеют место специальные законы, которые устанавливают основы защиты прав и законных интересов инвесторов в тех или иных областях. Примером подобного рода служит Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Целями этого Закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг. Этим Законом установлены ограничения в целях защиты прав и законных интересов инвесторов. Так, например, запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги. Условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, являются ничтожными. В том же случае, если указанные нарушения допущены профессиональным участником рынка ценных бумаг, это является основанием для аннулирования или приостановления действия его лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и (или) наложения штрафа [4].

Действующее инвестиционное законодательство Российской Федерации позволяет разделить финансово-правовые стимулы инвестиционной деятельности на нормы-льготы, нормы-поощрения и нормы-декларации (нормы, не обеспеченные санкцией). По силе стимулирующего воздействия на формирование мотивации участника инвестиционной деятельности на первом месте выступают прежде всего льготы, на втором и третьем соответственно поощрения и декларации.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей [10, с. 484].

Нормы-льготы, являющиеся финансово-правовыми стимулами инвестиционной деятельности, можно, в свою очередь, разделить на следующие виды: 1) налоговые льготы; 2) инвестиционный налоговый кредит; 3) специальный налоговый режим; 4) бюджетные ассигнования; 5) бюджетный кредит; 6) субвенции или субсидии; 7) бюджетные инвестиции, в том числе инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 8) государственные и муниципальные гарантии [6].

Кроме того, указанные нормы-льготы в зависимости от вида правоотношений можно разделить на два вида: нормы-льготы, входящие в состав налоговых правоотношений, к которым относятся налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, специальный налоговый режим, и нормы-льготы в составе бюджетных правоотношений (бюджетные ассигнования, бюджетный кредит, субвенции или субсидии, бюджетные инвестиции, в том числе инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц, государственные и муниципальные гарантии).

Данные нормы-льготы являются финансово-правовыми льготами, поскольку выступают не как формы и меры юридического одобрения, а как правомерное облегчение положения субъекта, выражающееся в предоставлении ему преимуществ посредством финансов по отношению к другим участникам хозяйственной деятельности.

Налоговые льготы, представляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются: по налогу на прибыль; налогу на имущество; транспортному налогу; налогу на операции с ценными бумагами; акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время – практически повсеместно и большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.

Под поощрением понимается форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Поощрение, несомненно, стимул любой деятельности. Но при финансово-правовом стимулировании инвестиционной деятельности его роль не так велика, как, например, предоставление льгот, поскольку финансово-правовое стимулирование, осуществляется посредством использования государственных (муниципальных) финансов.

Следует отметить, что в настоящее время в основе действующей системы стимулирования инвестиционной деятельности должны лежать фискальные финансово-правовые стимулы, т.е. налоговые и таможенные льготы, поскольку именно они наиболее способны мотивировать участников инвестиционной деятельности на ее осуществление. Частое изменение условий предоставления данных льгот, а также их отмена в итоге нарушают стабильность инвестиционного процесса.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Кроме того, назрела необходимость использования всех видов финансово-правовых стимулов инвестиционной деятельности, включая нормы-поощрения инвесторов и другие нормы. Использование и развитие всех финансово-правовых стимулов инвестиционной деятельности будет способствовать выработке у ее участников положительной правовой мотивации на осуществление капиталовложений [6].

Инвестиционное законодательство содержит и нормы, которыми установлены ограничения на возникновение и использование субъектами оборота преимущественного положения.

Во-первых, это меры, направленные на недопущение или ограничение самой возможности для возникновения преимущественного положения. К ним можно отнести:

право акционеров продать свои акции лицу, владеющему 30 и более процентами обыкновенных акций общества, после приобретения последним указанного количества акций [2, Глава XI];

лишение определенных акционеров права голоса по вопросам, в которых имеется их личная заинтересованность [2, п. 6 ст. 85, п. 4 ст. 83];

возможность ограничения уставом общества максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру [1, п. 5 ст. 99; 2, п. 3 ст. 11].

Во-вторых, меры, направленные на недопущение или ограничение использования уже существующего преимущественного положения.

предоставление акционерам права вето при принятии решений по наиболее важным вопросам деятельности акционерного общества [2, п. 4 ст. 49];

запрет на использование служебной информации при совершении сделок [3, ст. 31].

Само по себе ограничение, а в ряде случаев запрет на использование преимущественного положения не может решить проблему фактического неравенства на рынке. Значит, необходимы и иные правовые средства, прежде всего процедуры совершения тех или иных действий, в первую очередь сделок. Как результат, в качестве типовой процедуры здесь выступает процедура раскрытия информации. Обязанность по раскрытию информации устанавливается, как правило, перед государственным органом (комиссии по ценным бумагам). Так, например, в США каждое лицо, которое напрямую или косвенным образом обладает более 10% акций, прошедших регистрацию в комиссии по ценным бумагам, либо член совета директоров обязан сообщить обо всех сделках, совершенных с ценными бумагами своей компании [11, с. 55]. После этого комиссия раскрывает информацию для всех желающих.

Особого внимания требует также вопрос о запретах на осуществление иностранных инвестиций в некоторых сферах экономической деятельности. Как известно, в международно-правовой практике допускаются определенные ограничения или запреты и в сфере иностранных инвестиций. Кстати, и в законодательстве СССР действовали правила занятия определенными видами деятельности для иностранных юридических лиц. К ним, например, были отнесены: промысловая добыча рыбы в водоемах, промысел рыбы и других живых ресурсов в территориальных водах, в экономической зоне, проведение исследований, разведка, разработка естественных богатств и осуществление иных работ на континентальном шельфе.

Существует еще один вид ограничений инвестиционной деятельности, связанный с самой природой страховой деятельности, который необходимо брать в расчет. Средства страховых резервов — это временно свободные средства. Они связаны с обязательствами и в любой момент могут быть «отозваны». Причем сама возможность, размер и момент изъятия средств из инвестиционного портфеля являются случайными в силу вероятностного характера обязательств по договорам страхования.

Проблема децентрализации инвестиционной политики актуальна для нас в связи с тем, что в столь обширной стране, как Россия, между субъектами федерации имеются существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих экономическую и инвестиционную ситуацию. Поэтому законодательное закрепление прав и ответственности федеральных, региональных и местных властей, создание соответствующих механизмов регулирования инвестиций является очень важными и необходимыми условиями саморазвития территорий.

Пытаясь преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках определенной территории, региональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвестиционными процессами, улучшении инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список литературы:

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3302…Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 901
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 1…Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1 ст. 21
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»//Собрании законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 17 ст. 1918…Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 905
Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»//Собрание законодательства Российской Федерации от 8 марта 1999 г. № 10 ст. 1163…Собрание законодательства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. № 41 (часть II) ст. 5193
Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 1995 г., № 43, ст. 4069…Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 1996 г. №2 ст. 125
Бубенщиков А.Д. Финансово-правовые стимулы инвестиционной деятельности//Финансовое право, 2005, № 3
Бубенщиков А.Д. Проблемы финансово-правового стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации// Законодательство и экономика, 2007. № 4
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2002. Т. 4.
Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Том 2. Теория права/Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2002.
Миркин Я.М., Редькин И.В. Борьба с правонарушениями на зарубежных фондовых рынках: Законодательство и практика/Авт.-сост. Я.М. Миркин, И.В. Редькин. М.: МРО ФКЦБ РФ; Финансово-деловой дом «Деловой экспресс», 2000.
Тихомиров Ю.А. Закон. Стимулы. Экономика. М., 1989.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

510

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке