ABSTRACT
The article summarizes the initial results of a social network use in terms of educational process. Is applied by a teacher of educational institution of vocational secondary education when making socially orientedmanagerial decisions. The approach is proposed for students’ activation and their worldview development.
Ключевые слова: социальные сети, управленческие решения, мировозрение, взаимодействие, информационные технологии, социально-ориентированное.
Keywords: social networks; managerial decisions; worldview; socially oriented cooperation; information technologies.
Современное общественное развитие, характеризующееся высоким темпом и мобильностью человека, способствует появлению новых видов взаимодействия в пространстве Интернет.
В последнее время отмечается расширение социальных сетей “Facebook”, “Twitter” и «Вконтакте». Основная часть их пользователей — это люди молодого поколения, в частности студенчество.
Интернет в социологической мысли возможно рассмотреть как условие, фактор для доступа к объекту управления.
Главная цель образования — подготовка человека к жизни в обществе, а степень ее успешности зависит от способности личности к реализации целей согласно собственных намерений, интересов. Выбор цели обусловлен с наличием достаточно развитой мировоззренческой рефлексии, что предполагает прежде всего интеллектуально-личностное развитие индивида.
В образовательной среде значение информационно-коммуникационных технологий растет, а ряд процессов трудно представить (например, ЭГЭ, дистанционное образование).
Как известно, информационные технологии оказывают неоднозначное влияние на духовное развитие личности. С одной стороны, для среднего человека наблюдается увеличение IQ, быстрее принимаются решения, с другой — снижается внимание, становится более поверхностной память, страдает абстрактное мышление и способность общения вне Интернет.
Следует обратить внимание на то, что современные технологии дают огромное количество информации. Вместе с тем, психологи установили, что излишняя информация вызывает психологическую усталость, падает способность осмыслять знания и в конечном итоге замедляет формирование личности.
Вместе с тем, современные информационные технологии экономят много времени, чтобы «сосредоточиться на более возвышенных предметах, вроде науки и искусства [2, с. 26]. Проблема современных информационно-коммуникационных технологий — поверхностность, отсутствие глубокого осмысления.
В то же время, информационная среда, оказывая давление на человека с неустойчивыми убеждениями и принципами, заставляет принимать стереотипы в качестве готовых принципов мировоззрения, не требуя собственных интеллектуальных усилий и поисков. В связи с этим, на наш взгляд, мировоззрение человека необходимо формировать в ходе естественного образования и воспитания в образовательной организации и в семье.
Применяемые в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии сами по себе не могут быть ни хорошими, ни плохими вне оценки характера и степени развития мировоззрения учащегося, в конечном итоге тех социальных условий, в которых он находится.
Таким образом, лишь направленность личности ученика на развитие, определяемая его ценностно-мировозренческой сферой с устойчивыми убеждениями, идеалами и принципами, на фоне благоприятных социальных условий, обеспечивает высокую эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе [1, с. 89].
Вместе с тем важно отметить, что в образовательной среде очень велико непосредственное личное взаимодействие преподавателя и учащегося, которое позволяет сформировать предусмотренные современными образовательными стандартами определенные компетенции.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Одним из таких принципов в этих стандартах, как известно, является личностно-ориентированный, который на наш взгляд можно рассматривать как социально-ориентированный.
Обучение и воспитание тесно связаны, но при общении в сфере информационно-коммуникационных технологий происходит отрыв образования от воспитания и превалирующим становится образование.
Кроме того, информатизация общества влияет на мировоззрение и характер мышления. При принятии социальных решений, например контроля за управленческой или учебной деятельностью применяют формализованные процедуры (тесты и др.), что исключает субъективный подход. Вместе с тем, это способствует формированию стереотипного, алгоритмического мышления, походов и принципов. Как нам видится, путь решения проблемы — совершенствование мировоззрения.
Дальнейшее развитие общества ведет к усилению не только самостоятельности, но и ответственности человека. Однако необходимо учитывать российскую ментальность и в этой связи определенная категория студентов требует постоянного контроля со стороны преподавателя.
Наличие отмеченных проблем — свидетельство недостаточности существующих способов управляющего воздействия, что диктует необходимость поиска новых инструментов в принятии управленческих решений.
С целью реализации проекта в конце 2012 года автором, преподавателем специальных нефтепромысловых дисциплин, была создана в социальной сети «В контакте» своя страница и открытая группа «Имидж» (URL :http://vk.com/groups#/club42438776).
В качестве объекта исследования и объекта воздействия являются студенты колледжа.
Автор провел ряд исследований в социальной сети «Вконтакте», которые представляют интерес с точки зрения социологического анализа.
Вместе с тем было установлено, что это способствует активизации личности студента.
Третья и главная цель — воспитательная, формирование правильных представлений, принципов.
При выборе объекта учтены следующие факторы: целевая аудитория — студенты учебных групп, изучающие специальные дисциплины у данного преподавателя; специалисты, оканчивающие колледж — в перспективе потенциальные руководители и выполнение требований корпоративной культуры, в частности достойного имиджа является непременным условием; недостатки этического плана со стороны студентов в ходе учебного процесса (речь, одежда, поведение), что послужило первоначально толчком в создании группы; выявление новых возможностей в принятии управленческих решений преподавателем в образовательном и воспитательном процессе с помощью информационных технологий; адаптация к условиям будущей производственной деятельности с позиции менеджмента и формирование этических норм; поддержание достойного имиджа студента и колледжа.
Схема, применяемых принципов, форм, методов и инструментов приведена на рис. 1.
Рисунок 1. Схема применяемых принципов, форм, методов и инструментов при взаимодействии преподавателя и студента в социальных сетях
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Важно отметить, что имеются по мнению автора возможности в разных направлениях, в частности в принятии управленческих решений.
На странице группы и преподавателя размещены некоторые учебные материалы, поздравления с памятными событиями, справочный материал, конкурсы и опросы (не только по специфике преподаваемых дисциплин, например, поп-музыка).
Такая форма создает живой контакт и взаимодействие, создает более непринужденную обстановку и в определенной степени создает хороший морально-психологический климат.
На рис.2 приведена главная страница группы в социальной сети.
Рисунок 2. Главная страница группы «Имидж» в социальной сети « Вконтакте»
Таким образом, использование социальных сетей может быть рекомендовано к применению, как дополнение к уже существующей форме взаимодействия в информационной сети внутри профессиональной образовательной организации или функционировать отдельно, как инструмент в принятии социально-ориентированных управленческих решений.
Список литературы:
1.Емельяненко В.Д. Роль мировоззрения в образовательных технологиях информационного общества / Общественные науки в современном мире: социология, политология, философия и история: материалы международной заочной научно-практической конференции. (23 апреля 2012 г.) Новосибирск: Изд. « Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — 170 с.
2.Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 352 с.