Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Социальные сети как средство социализации»

Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что развитие технологий Web 2.0 привели к бурному развитию социальных сетей и веб-сервисов, втянув в себя весь мир. Наиболее частыми пользователями являются, конечно же, молодые люди. Социальные сети сегодня позиционируются как инновационный фактор социализации развивающейся личности.

Социализация «это ни что иное, как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей».

«Социальные сети (интернет) – это «сетевые услуги, которые позволяют частным лицам строить общественные или полуобщественные профили в пределах ограничений наложенных системой, определять список других пользователей, с которыми они могут сообщаться и делиться информацией, просматривать и связывать их список контактов с другими, созданными пользователями внутри системы» [1]».

Мы провели небольшой опрос среди подростков, который состоял из одного вопроса: «Сколько времени вы проводите в социальных сетях?». Выборка исследования составила 100 человек, из них 54 девочки и 46 мальчиков. Мы получили следующие результаты:

  • все свободное время – 61 %;
  • несколько часов в день – 39 %.

«Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе [2]».

Главной проблемой является то, что социализация подростков в большей мере проходит в социальных сетях, нежели как раньше в кругу общения реальных людей. Положительно ли влияет на личность такое замещение?

Ведущей деятельностью подросткового возраста является эмоционально-личностное общение со сверстниками. С 12 лет родители отходят на задний план, фокус внимания смещается на сверстников.

Подростковый возраст является сензитивным для приобретения социальных навыков, установок, мотивов, ценностей, убеждений и идей. Просто нельзя представить, что подросток не имеет на что-то своего собственного мнения, не умеет о себе заявить. В сетях подростки между собой обмениваются своими мыслями, идеями. Так называемые «статусы» буквально кишат разными высказываниями. Это вошло в моду, подростки скрыто соперничают на тему своих «статусов», «выкладывая» постоянно что-то новое.

Таким образом, они не проявляют себя в чем-то в жизни, им не нужно добиваться социального статуса какими-то реальными способами, им достаточно написать «пост», выложить фотографию, и все «Я-звезда». Популярность и красота мерится так называемыми «лайками» (оценочная система сервиса Вконтакте). То есть социальные сети сами по себе – это оценочное пространство, которое предполагает, что там будут оценивать. А если в жизни человека социальные сети занимают очень значимое место, то теперь все силы человека будут направлены на то, чтобы добиться этой виртуальной оценки. Формирование самооценки происходит не в жизни, а в сети. В итоге получается виртуальная самооценка. А в будущем, например, при поступление в высшее учебное заведение, на работу значимым критерием выбора будет реальная оценка, реальные возможности и способности человека, а не виртуальные. Следовательно, социальные связи у такого человека будут нарушены. Самовыражение в сети – это иллюзорное самовыражение.

Свобода в пубертатный период развития ребенка ключевая ценность, а специфика интернета создаёт абсолютные условия свободы выбора той или иной информации. «Запретная информация» становится доступной. Так, например, различные видеоролики и группы с девиантным содержанием, открытое и безнаказуемое высмеивание отдельных участников социальной сети, ради развлечения, у них за спиной. Возможности Интернета красочно и наглядно с беспрецедентной откровенностью позволяют оказывать мощное влияние на эмоциональную сферу подростка. Приемы предоставления информации, анонимность, правила участия в сети, – инструментарий психологической поддержки участия подростка в виртуальном общении, а «вбрасывание» в сеть эмоционально окрашенных текстов – средство сохранения контекста разговора и его направленности. Сеть как средство виртуального общения не имеет ни направленности, ни контекста разговора. Они задаются людьми. Направленность может быть различной в том числе и асоциальной. Эмоциональный фон, сопровождающий тексты, относящийся к тому или иному типу девиантного поведения, способствует ускорению обращения речемыслительных образов девиаций (отклонений от нормы) в опыт.

В спонтанно развивающихся социальных сетях традиционные агенты социализации заменяются посетителями этих социальных сетей. Каждый посетитель становится агентом социальной сети.

Острое чувство одиночества – одно из наиболее ярких переживаний подростка. А социальные сети дают ребенку возможность почувствовать, что у него много друзей. Это тот возраст, когда ребенок ищет ответ на вопрос «Кто я?» Ответ на этот вопрос, безусловно, ему помогают найти социальные сети. В интернете он может ощущать себя частью группы. Ребенок примеряет на себя чужие роли, присоединяется к разным группам, которых, например, ВКонтакте полно. Ведь если в обычной жизни у подростка ограниченное количество ролей, которые можно примерить, то в виртуальности эти возможности расширяются до бесконечности. С одной стороны, это развивает креативность подростков, опыт групповой творческой деятельности. С другой стороны негативные контексты, в которых она совершенствуется, формируют девиантную направленность креативной активности. Молодые люди сами создают свой виртуальный социум, виртуальные сообщества, в которых действуют лишь ими же придуманные законы. Но в реальной жизни этих законов зачастую ведь нет!

Социальные сети формируют иллюзию коммуникативного и интерактивного пространства, при этом мы не можем игнорировать тот факт, что через данный механизм идет ретрансляция норм, правил и ценностей.

Подросток в социальных сетях очень часто перенимает ложные ценности и убеждения. Часто пропагандируется нездоровый образ жизни, асоциальное поведение. Курить, пить как самый заядлый алкоголик, не учиться, ходить в ночные клубы, – вот какие позывы там часто можешь увидеть. Он отождествляет себя с этим, думая, что это правильно.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Школа часто пропагандируется не как социальный институт, а как место для развлечений, куда подростки приходят пообщаться. В социальных сетях активно высмеивают учителей и школьное образование. Оскорбление личности учителя, негативная оценка его деятельности – все это можно найти в подростковых группах социальных сетей.

У подростков возникает зависимость от социальных сетей (все свободное время проводят 61 % опрошенных, 39 % – несколько часов в день – 39 %). Ведь в них можно почувствовать себя «звездой», найти друзей по интересам, новых людей. Виртуальное общение можно прекратить, когда захочешь. То есть не хочешь ты отвечать – просто закрой страничку. Это избегание социальных контактов, конфликтов, проблем, противоречий. Ведь в реальности так «не закроешь страничку». Отсюда возникает неумение правильно выстраивать социальные контакты.

Если не злоупотреблять социальными сетями, то в них можно найти и плюсы. Во-первых, это интересы подростка. В социальных сетях он может найти любимую музыку, кино, книги. Также подростку очень важно принадлежать к какой-либо группе, важно, чтобы его интересы разделяли (если, конечно, это социально приемлемые интересы). Во-вторых, это социальная активность. Подросток может не только потреблять, но и сам организовывать то или иное движение в социальных сетях: создавать группы, реализовывать свои проекты, увлекая за собой других. В-третьих, это самообразование. Подростки могут через те же группы учиться чему-либо. Например, группы английского языка, в которых выкладывается грамматика и различные тексты для перевода. Таким образом, ребенок может повторить или выучить новое.

Подведя итог, можно сказать, что социализация через социальные сети приобретает как позитивные, так и негативные факторы. К сожалению, на сегодняшний момент больше негативной, так как растет тенденция к зависимости от социальных сетей, возникает иллюзия общения. На наш взгляд, современное психолого-педагогическое сообщество должно перестать игнорировать социальные сети, а рассматривать их как адекватный фактор социализации, через потенциал которого можно осуществлять процесс управления становлением личности. Ведь поколение, которое сейчас растет – это наше будущее, будущее нашей страны.

Список литературы:

Баткаева Е.Р. Роль социальных сетей в социализации молодежи / Е.Р. Баткаева. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.pareto-center.ru/smi-59.html
Омельченко Е. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла. Журнал исследований социальной политики, – Том 3. – № 1. – С. 59–87.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

882

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке