Гуманистическая традиция требует от индивида быть достойным великой культуры, которую создало человечество. Мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и социального воспитания, которая обеспечила социокультурное развитие молодого поколения, постоянное возрастание духовного и материального богатства общества.

Средовой подход к воспитанию, понимание его как социокультурного феномена хорошо подчеркивает значимость, актуальность воспитания для общества. Хотя идея воспитательного процесса как скоординированной социальной среды не открыла способа кардинального разрешения кризиса воспитания, но она дала главное — показала, что стремление к повышению степени целостности воспитания неизменно приводит к повышенному вниманию как к отдельному индивиду, так и к группе индивидуумов [3, с. 86].

Молодёжь как наиболее образованная и социально активная макро-группа общества особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества. Вследствие известных инновационных и деструктивных тенденций в общественном развитии происходит фиксируемый социологами рост прагматизма и индивидуализма у молодежи.

В этих противоречивых условиях социальное и культурное воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно социально-культурное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения социальных, духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков [1, с. 165].

Концепт «социокультурное воспитание» со стороны его структуры и функций в социологии представляет собой не только отражение действительности, но и источник саморазвития, характерный для гуманитарных наук в целом.

При рассмотрении процесса социального воспитания личности в социальной сфере исследуется важная проблема соотношения понятий «воспитание» — как системы целенаправленных и спланированных действий по формированию у индивида общественно и личностно значимых качеств и навыков поведения, и «социализация» — совокупности как целенаправленных, так и стихийных, никем не запланированных воздействий [2, с. 21].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Социокультурное воспитание содействует участникам воспитательного процесса в приспособлении и обособлении в наличных социальных обстоятельствах, в сочетании приспособления и обособления человека к социальному существованию (в рамках общественной жизнедеятельности); обеспечивает воспроизводство жизнедеятельности индивидов и социальных общностей, предполагает трансляцию новым поколениям некой социокультурной сущности (образа жизни), что формирует у новых поколений своеобразный социокультурный способ восприятия мира; осуществляется благодаря социокультурной обусловленности вариативности, где коллективная жизнедеятельность воспитательных организаций уподобляется жизнедеятельности организаций взрослых людей.

Социкультурное воспитание несет в себе многочисленные свойства социализации, при этом «относительная управляемость» существенно детерминирована со стороны самовоспроизводящихся общества и культуры, когда действия субъектов социального воспитания (детей, педагогов, родителей и т. д.), воспитательных организаций (как социальных субъектов), существующей в них коллективной жизнедеятельности, в которой происходит относительно управляемое сочетание приспособления и обособления воспитанников, в значительной степени социокультурно обусловлены [6, с. 124–128].

Социокультурное воспитание молодёжи возможно средствами культуры и искусств (кино, театры, музеи, выставки), каналов транслирования информации или СМИ (телевидение, радио, Интернет, печатные носители (газеты, журналы, брошюры, листовки), учебными подразделениями (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, специальные и высшие учебные заведения), муниципальными и государственными органами (Департамент по делам молодёжи, Министерство по делам молодёжи, администрация города, центры социальных услуг). И большое значение в привитии социокультурных норм играет социальная реклама, поскольку она направлена на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума и выступает разновидностью социального продукта.

Согласно статье 18 Закона «О рекламе» социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства [4].

Для составления полной картины эволюции социокультурного воспитания молодёжи средством рекламы сравним социальную рекламу советского и современного периодов.

В советское время правительство стремилось привить обществу «правильные» взгляды, «подвигнуть» на смелые, нужные обществу виды деятельности, например, переселение на неосвоенные земли.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Социальная реклама советского периода была яркая, запоминающаяся, многие слоганы становились крылатыми выражениями. Можно сказать, что директивы и лозунги коммунистической партии становились социальной рекламой.

В конце 50-х при ослаблении режима тональность социальной рекламы несколько меняется, она становится менее идеологизированной, наблюдается смещение смысла в сторону соответствия потребностям граждан, а не только партии. Больше становится неполитической рекламы. Темы касаются физкультуры и спорта, здорового образа жизни, однако, политическая тематика все же остается приоритетной. Примером служит знаменитая женщина в красном платке, чей палец прижат к губам, а рядом совет: «Не болтай!» [5, с. 143–146].

Иногда социальная реклама принимала вид песен, кинофильмов. Например, знаменитую песню «Пусть всегда будет солнце!» можно причислить к виду социальной рекламы. Советские кинофильмы, например, «Высота», «Девчата» рекламируют новые профессии, образ жизни простого советского гражданина, его характер и основные ценности.

Реклама советского периода была не слишком разнообразна, большей частью политизирована, идеологизирована, однако, по признаниям специалистов того времени, высокого качества. Советская социальная реклама выполняла ряд важных функций: информационную (доносила до граждан необходимую информацию), коммуникативную (служила связующим звеном между государством и гражданами, однако не слишком эффективно, так как обратная связь в реальности почти не была предусмотрена), имиджевую (обеспечивала позитивный образ государства, заботящегося о своих гражданах), но особенно, можно выделить функции воспитания и пропаганды, которые были одними из главных задач социальной рекламы советского периода [7, с. 39].

Настоящее время в отличие от советского диктует несколько другие темы социальной рекламы. Объясняется это, прежде всего, изменившимися ценностями и установками, пришедшими в Россию с Запада. Одна из наиболее популярных тем социальной рекламы — это борьба со СПИДом и наркоманией. Проблемы современного общества напрямую отражаются в социальной рекламе. Если продолжить список тем, наиболее затрагиваемых в социальной рекламе в современной России, то это: насилие в семье; алкоголизм и курение; аборты; профилактика чрезвычайных ситуаций; гражданские права и обязанности (налоги); профилактика личной безопасности граждан.

Современная социальная реклама использует более широкий спектр носителей, она более разнообразна, как технически, так и творчески. Отчасти это связано с прогрессом в технических возможностях, отчасти с тем, что ее созданием занимается не только государство (в советское время в виде партии большевиков), а более широкий спектр субъектов (бизнесмены, политики, «третий сектор»). Специализированные мероприятия (конкурсы социальной рекламы, социальных плакатов, видеороликов, презентаций, проектов) посвящённые социальной рекламе, проводимые в настоящее время, позволяют увеличивать потенциал индустрии социальной рекламы и социокультурного воспитания молодёжи.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Проведённый сравнительный анализ социальной рекламы советского и современного периодов, показывает, что в настоящее время общество более информировано о проблемах в городе (области, стране, мире); современная социальная свободна в оформлении и использовании технических средств, проста для понимания, анализа и свободна в транслировании по всем массовым информационным каналам. А это значит, что и социокультурное воспитание гораздо шире по своему объёму, проще для восприятия и принятия молодым разумом, чем в советский период.

Суть социальной рекламы гораздо легче и быстрее доходит до своего конечного потребителя и целевой аудитории (в данном случае до молодёжи) поскольку молодое поколение собирает, перерабатывает, анализирует информацию в разы больше, чем зрелое поколение, что полезно для всего общества в целом, поскольку молодёжь — это «золотая середина» общества, основа настоящего социума и залог здорового, интеллектуально развитого и надёжного будущего всего мира.

Список литературы:

1. Борев В. Ю., Коваленко A. B. Культура и массовая коммуникация. — М.:Наука, 1986. — 301 с.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999. — 440 с.

3. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. — М.: Педагогика, 1981. — 170 с.

4. Закон РФ «О рекламе» от 14 июня 1995 г. № 108 — ФЗ

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

5. История России XX век. Энциклопедия для детей т. 5. гл. ред. Исмаилова С., М.: «Аванта+», 1995

6. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социолог, исследования, — 2000, № 3.

7. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.