Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Социокультурный эталон здоровья и легитимные здоровьесберегающие практики с позиции православия»

Социология должна изучать лишь эмпирически доступные социальные явления и процессы, в частности, духовность может объективно анализироваться только на «материальных следах в среде и в рамках социально-культурного поля религии» [3, с. 29]. В научном сообществе «христианский образ жизни» понимают через систему нравственных норм, которая определяет границы обычного и границы православного глубоко верующего человека.

Помощь в написании статьи

С социологической точки зрения, такой образ жизни — это интеграция социальных, религиозных и витальных ценностей; соответствие внешних и внутренних требований — сохранение социально-активной позиции в социуме, жизнетворчество, вовлеченность и в то же время соблюдение основ веры, благочестия и морали.

Влияние православия на национальное своеобразие, культурную и религиозную идентичность следует связывать не только с институциональным основанием, но и с доминантными ментальными особенностями, духовными установками российского общества. Православный духовный тип значительно глубже и обширнее в своем содержании, чем лишь принадлежность к православному вероисповеданию, поскольку он подразумевает особое чувство жизни. Интенциональность православного духовного типа на поддержание особого образа жизни, традиционных социокультурных ценностей, преемственность поколений и связь с прошлым, подтверждается научными изысканиями многих отечественных исследователей, в том числе представителей русской социально-философской религиозной мысли. Например, Н.А. Бердяев [1, с. 82], описывая специфику русской ментальности и национального характера, отмечает, что «русская душа отдает себя церковному коллективизму, всегда связанному для нее с русской землей». После многолетних экспериментов в поиске новых идейных ориентиров россияне вновь обращаются к православию и переосмысляют историю страны как православного государства. Изучение роли религиозности в сохранении и формировании здорового образа жизни российской молодежи становится актуальным в связи с усилением взаимодействия системы здравоохранения с институтом религии.

Православный уклад жизни выражается и в области быта, культуры, в определенном отношении к ближнему, к семье и другим людям, к трудовой и учебной деятельности, творчеству, культуре отношения к здоровью, его ценности, к болезни, смерти. Отметим духовно-нравственный смысл поста, праздников, православной этики, правил устройства дома и культуры общения, правил поведения; существование нравственных норм личной жизни, норм почитания родителей и предков, традиций духовно-нравственного попечительства старших над младшими, стремления к достижению нравственного идеала — все это образует особую модель образа жизни. Приобщение к вышеизложенным нормам позволяет реализовать ориентиры здорового образа жизни на деятельностно-поведенческом уровне.

Некоторые современные исследователи продолжают оценивать христианскую мораль в духе социальных взглядов Н. Макиавелли, как «стратегию слабых» в условиях капиталистического доминирования. П. Сорокин обозначил данную тенденцию абсолютной переоценкой ценностей: «То, что считалось морально предосудительным, теперь рекомендуется в качестве позитивной ценности; что когда-то называлось безнравственным, теперь именуется нравственным прогрессом и новой свободой. Мы, кажется, выходим за пределы различий между добром и злом, двигаясь в направлении вульгаризированной псевдоницшеанской аморальности. Еще одна странная черта этой тенденции — настойчивые утверждения многих ее сторонников, что они являются христианами» [4, с. 48]. Моральный коллапс привел к трансформации религиозного сознания верующих, которая продолжает отражаться на их образе жизни, ценностях, установках и взаимодействии с жизненным пространством. К одним из проявлений изменения религиозного сознания следует относить синкретизацию религиозных верований, например, А.Ф. Гавриленко [2, с. 47] отмечает соединение догматов православия и католицизма — греко-католическая церковь, христианства и ислама — вера Бахаи, христианства, ислама и буддизма — церковь унификации и т. п. Подобные новаторские направления берут за основу формат традиционной религиозной доктрины, поскольку только рациональные формы институтов, практик и этическая определенность способствуют интеграции людей в единое сообщество. Таким образом, как и в любой религиозной доктрине, путь к спасению в христианстве должен выражаться в соответствующем образе жизни, сопровождаться соблюдением определенных морально-этических правил и норм, в том числе в вопросе здоровьесберегающих практик.

Библия задолго до появления формального института здравоохранения предписывал самосохранительные модели поведения, основывающиеся на соблюдении прописанных профилактических мер по сохранению, воспроизводству и приумножению ресурсов здоровья. Здоровье в православном вероучении подразумевает здоровое тело и душу, которые могут быть таковыми только при условии достаточно сдержанного, аскетического образа жизни, добродетельности намерений и поступков, витальных ценностей, душевного покаяния, физического труда, стремления к духовному самосовершенствованию, разумного режима питания, который невозможен без соблюдения постничества.

Автор выделяет следующих субъектов здоровьесберегающей среды и типы межличностного взаимодействия между ними в зависимости от вида оздоровительной практики (традиционные медицинские, альтернативные медицинские, самостоятельное воспроизводство традиционно-медицинских, нетрадиционные нелегитимизированные практики (в том числе псевдоправославные), осуществляемые «специалистом»; самостоятельное воспроизводство нетрадиционных нелегитимизированных практик; религиозные (православные) методики врачевания): пациент — врач; верующий пациент — православный врач, психолог; клиент — псевдоврач; «больной» — интериоризованный образ врача; больной покупатель — фармацевт; больной клиент-целитель; «больной» — интериоризованный образ целителя; больной (согрешивший) — священник; верующий — «Бог» (сверхъестественное).

Подчеркнем, что наиболее распространенный среди воспитанников Казанской Духовной Семинарии вид здоровьесберегающих практик — православные методики врачевания и целения, а также самостоятельное воспроизводство традиционно-медицинских практик, т. е. типы межличностного взаимодействия номер четыре и восемь — «больной» — интериоризированный образ врача и больной (согрешивший) — священник (как интериоризация образа святого в богослужебное действие для установления молитвенной связи).

Православные целительные практики базируются на внутренних духовных способностях, но не отрицают влияния внешних действий, например, семи церковных таинствах, которые способны излечить от болезни: таинство крещения, миропомазания, исповеди, евхаристии (причастия), елеосвящения (соборования), брака, священства. Предполагается, что все таинства положительно влияют на здоровье, но именно соборование или таинство елеосвящения направлены на врачевание верующих и их исцеление. Псевдоправославные же целители основываются на магических манипуляциях и силе жестов, слов, предметов и прочее.

Многоплановое понятие «здоровье» с позиций православного учения является целостной системой физического, духовно-нравственного и социального здоровья. Более того, физическое состояние организма напрямую зависит от духовной сферы, комплекса выражающих ее идеалов, ценностей и достоинств, таких как чистота, благость, добродетельность, так и несовершенств, недостатков. Болезнь в христианском вероучении напрямую связывают с грехом и порочностью души. Помимо личной греховности, в Библии упоминается об общей «поврежденности» человеческой природы, поэтому любые недуги должны восприниматься как испытание и сопровождаться терпеливостью, искренним раскаянием со стороны больного и надеждой. Страдание от болезни с позиций христианства — это следствие повреждения природы первородным грехом и нарушения заповедей. Библия выделяет следующие смертные грехи, разлагающие человека физически и духовно: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня и уныние. Помимо этого к болезням приводят любые проявления тщеславности, чрезмерного самолюбия, суетности, тревоги, грубости, в особенности к своим ближним. Благоприятно сказывается на здоровье человека, если он проявляет сострадание по отношению к другим, склонен к терпимости, совестливости, благожелательности, бескорыстию, беспристрастию, стойкости, сохраняет ясность ума и придерживается правдивости во всем.

Таким образом, становится очевидной социокультурная обусловленность здоровьесберегающего поведения православной молодежи.

Список литературы:

1.Бердяев Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.

2.Гавриленко А.Ф. Структура религиозного сознания и его трансформация: теория культуры / А.Ф. Гавриленко // Вестник МГУКИ. — 2008. — № 6. — С. 47—49.

3.Лебедев С.Д. Религиозный ренессанс как социальная реальность: к демифологизации понятия / С.Д. Лебедев // Социологический журнал. — 2007. — № 2. — С. 24—36.

4.Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. / П.А. Сорокин / Перевод с англ.: предисл. Н.М. Римашевская, Н.Е. Маркова. М.: Изд-во «Проспект», 2006. — 151 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

412

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке