На сегодняшний день в социальной сети «Вконтакте» во все странахзарегистрировано — 93 972 043 человека. Из них 58 151 869 человек жители Российской федерации [1]. Основная масса пользователей — это молодежь. Этот факт заставляет задуматься о новых методиках социологических исследований среди молодежи, которые можно проводить в интернете.

Сегодня Интернет в рамках социологической мысли, как канал доступа к объекту для проведения традиционных количественных и качественных исследований. Кроме того, появление новых форм взаимодействия внутри сети заставляет научное сообщество задуматься о разработке методологии их изучения.

Интернет, уже давно рассматривают как площадку для изучения различных сторон жизни человека, с помощью проведения традицион­ных количественных и качественных исследований, однако эффектив­ность, валидность и удобность таких методов необходимо проверять. Поэтому, в рамках ГПО ТУСУР (группового проектного обучения, на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) и предмета «социология молодежи», мы решили провести ряд исследований в социальной сети, которые помогут нам узнать возможность дальнейшего изучения людей, их деятельности, поведения в интернет сети, интересных с точки зрения социологичес­кого и психологического анализа. Так как исследования в социальных сетях, направление еще новое, то сейчас только идут наработки методологии подобного рода исследований и в связи с этим нами были разработаны методики исследования аккаунтов людей и контента в со­циальных сетях. Студентами были выбраны направления, результаты которых описаны ниже. Мы выбрали социальную сеть «Вконтакте», так как «на сегодняшний день в России безусловное 1 место по ежемесячному охвату аудитории занимает сеть «В Контакте» —34,3 млн. активных пользователей. По мнению экспертов, главное преимущество соц. сети — это ее техническая продвинутость» [2].

Одним из исследований стало выявление количества студентов ТУСУР зарегистрированных в социальной сети «Вконтакте».

В качестве метода исследования был выбран количественный метод — анализ статистики, который позволяет за небольшой период времени получить репрезентативные данные. Проводящий анализ, строго следуя разработанной инструкции, находит с помощью поиско­вой системы всех студентов ТУСУРа определенного факультета, под­читывая при этом соотношение девушек и юношей. Исследователь в свою очередь сравнивает показатели со статистическими данными численности ТУСУРа.

Результаты статистического анализа показали, что подавляющее большинство студентов ТУСУРа (91 %) являются пользователями социальной сети «ВКонтакте», что говорит о возможности проведения исследований этой аудитории с помощью данной площадки без потери репрезентативности данных. Затем сравнили процентное соотношение зарегистрированных по половому признаку. Результаты показали, что всего в ТУСУРе обучаются 36 %девушек и 64 % парней, из них 38 % девушек и 62 % парней зарегистрировано в «Вконтакте». Вывод: девушек зарегистрированных в соц. сети на 2 % больше чем юношей, однако такой низкий процент, говорит о возможности проведения социологических исследований «ВКонтакте». Но следует, обратить внимание на этот факт при дальнейшем изучении репрезентативности исследований в сети.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Еще одно исследование помогло нам отследить результативность распространения анкеты в социальной сети и реагирование на нее студентов ТУСУР.

Был выбран традиционный метод анкетирования. Анкета, кото­рая предлагалась студентам для заполнения, состояла из 13 вопросов, составленных с помощью формы Googledocuments. Вопросы были как открытого, так и закрытого типа.

Для распространения анкет на страницах пользователей «ВКонтакте» было выбрано 5 девушек и 5 парней, являющихся сту­дентами ТУСУРа разных курсов и факультетов. Необходимо учиты­вать, что при распространении анкеты на странице, была возможность заполнить данные любому человеку.

Гипотезы исследования.

    1. На анкету ответят менее 50 человек

«Перепост» сделают менее 10 человек

Основными респондентами будут девушки.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Целевая группастуденты ТУСУР 1 по 5 курс.

Полученные результаты:

    1. Всего количество респондентов — 160 человек. Что опровер­гает первую гипотезу «На анкету ответят менее 50 человек».

Перекопировали анкету на свою страницу 5 человек. Что подтверждает гипотезу «перепост сделают менее 10 человек»

Из ответивших: 73 (45 %) мужчин и 87 (55 %) женщин. Что доказывает гипотезу «основными респондентами будут девушки», даже при учете того, что девушек ТУСУР на 2 % больше юношей.

Данные, полученные в результате проведенного исследования, показали, что студенты ТУСУРа свободно отвечают на вопросы анкеты, и особенно отзывчивы девушки.

Так же количественный анализ мы использовали в социологическом исследовании обсценной лексики ТУСУРовцев в «Вконтакте».

Были поставлены следующие цели:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

    1. Определить количество ненормативной лексики в аккаунтах учащихся ТУСУР.

Определить группы, попавших в выборку людей, использующие обсценную лексику в общении.

Количество проанализированных страниц — 582.

По факультетам:

    • РТФ (164)

РКФ (166)

ГФ (46)

ЭФ (26)

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

ФВС (100)

ФСУ (80)

Таблица 1.

Содержание обсценной лексики

Это исследование помогло опробовать разработанную методику наблюдения за аккаунтами и группами попавших в выборку людей. И помогло получить интересные результаты.

Проведения различных социологических исследований в социаль­ной сети «Вконтакте» помогло выявить, что проведение исследований в интернете является эффективным каналом для распространения и полу­чения информации, что в дальнейшем может служить отличным спосо­бом быстрого, мобильного исследования с меньшими затратами ресурсов, которое принесет в полнее достоверные, надежные и валидные данные.

Список литературы:

Сайт мой софт: скрипты, программы и статьи [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2012. Режим доступа: http://www.mysoftware.ws/skolko-chelovek-i-iz-kakix-stran-zaregistrirovano-vkontakte-ru/

Сайт проекта атмосфера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2012. Режим доступа: http://ainfo.org/?p=1555