На сегодняшний день в социальной сети «Вконтакте» во все странахзарегистрировано — 93 972 043 человека. Из них 58 151 869 человек жители Российской федерации [1]. Основная масса пользователей — это молодежь. Этот факт заставляет задуматься о новых методиках социологических исследований среди молодежи, которые можно проводить в интернете.
Сегодня Интернет в рамках социологической мысли, как канал доступа к объекту для проведения традиционных количественных и качественных исследований. Кроме того, появление новых форм взаимодействия внутри сети заставляет научное сообщество задуматься о разработке методологии их изучения.
Интернет, уже давно рассматривают как площадку для изучения различных сторон жизни человека, с помощью проведения традиционных количественных и качественных исследований, однако эффективность, валидность и удобность таких методов необходимо проверять. Поэтому, в рамках ГПО ТУСУР (группового проектного обучения, на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) и предмета «социология молодежи», мы решили провести ряд исследований в социальной сети, которые помогут нам узнать возможность дальнейшего изучения людей, их деятельности, поведения в интернет сети, интересных с точки зрения социологического и психологического анализа. Так как исследования в социальных сетях, направление еще новое, то сейчас только идут наработки методологии подобного рода исследований и в связи с этим нами были разработаны методики исследования аккаунтов людей и контента в социальных сетях. Студентами были выбраны направления, результаты которых описаны ниже. Мы выбрали социальную сеть «Вконтакте», так как «на сегодняшний день в России безусловное 1 место по ежемесячному охвату аудитории занимает сеть «В Контакте» —34,3 млн. активных пользователей. По мнению экспертов, главное преимущество соц. сети — это ее техническая продвинутость» [2].
Одним из исследований стало выявление количества студентов ТУСУР зарегистрированных в социальной сети «Вконтакте».
В качестве метода исследования был выбран количественный метод — анализ статистики, который позволяет за небольшой период времени получить репрезентативные данные. Проводящий анализ, строго следуя разработанной инструкции, находит с помощью поисковой системы всех студентов ТУСУРа определенного факультета, подчитывая при этом соотношение девушек и юношей. Исследователь в свою очередь сравнивает показатели со статистическими данными численности ТУСУРа.
Результаты статистического анализа показали, что подавляющее большинство студентов ТУСУРа (91 %) являются пользователями социальной сети «ВКонтакте», что говорит о возможности проведения исследований этой аудитории с помощью данной площадки без потери репрезентативности данных. Затем сравнили процентное соотношение зарегистрированных по половому признаку. Результаты показали, что всего в ТУСУРе обучаются 36 %девушек и 64 % парней, из них 38 % девушек и 62 % парней зарегистрировано в «Вконтакте». Вывод: девушек зарегистрированных в соц. сети на 2 % больше чем юношей, однако такой низкий процент, говорит о возможности проведения социологических исследований «ВКонтакте». Но следует, обратить внимание на этот факт при дальнейшем изучении репрезентативности исследований в сети.
Еще одно исследование помогло нам отследить результативность распространения анкеты в социальной сети и реагирование на нее студентов ТУСУР.
Был выбран традиционный метод анкетирования. Анкета, которая предлагалась студентам для заполнения, состояла из 13 вопросов, составленных с помощью формы Googledocuments. Вопросы были как открытого, так и закрытого типа.
Для распространения анкет на страницах пользователей «ВКонтакте» было выбрано 5 девушек и 5 парней, являющихся студентами ТУСУРа разных курсов и факультетов. Необходимо учитывать, что при распространении анкеты на странице, была возможность заполнить данные любому человеку.
Гипотезы исследования.
-
- На анкету ответят менее 50 человек
«Перепост» сделают менее 10 человек
Основными респондентами будут девушки.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Целевая группа— студенты ТУСУР 1 по 5 курс.
Полученные результаты:
-
- Всего количество респондентов — 160 человек. Что опровергает первую гипотезу «На анкету ответят менее 50 человек».
Перекопировали анкету на свою страницу 5 человек. Что подтверждает гипотезу «перепост сделают менее 10 человек»
Из ответивших: 73 (45 %) мужчин и 87 (55 %) женщин. Что доказывает гипотезу «основными респондентами будут девушки», даже при учете того, что девушек ТУСУР на 2 % больше юношей.
Данные, полученные в результате проведенного исследования, показали, что студенты ТУСУРа свободно отвечают на вопросы анкеты, и особенно отзывчивы девушки.
Так же количественный анализ мы использовали в социологическом исследовании обсценной лексики ТУСУРовцев в «Вконтакте».
Были поставлены следующие цели:
-
- Определить количество ненормативной лексики в аккаунтах учащихся ТУСУР.
Определить группы, попавших в выборку людей, использующие обсценную лексику в общении.
Количество проанализированных страниц — 582.
По факультетам:
-
- РТФ (164)
РКФ (166)
ГФ (46)
ЭФ (26)
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
ФВС (100)
ФСУ (80)
Таблица 1.
Содержание обсценной лексики
Это исследование помогло опробовать разработанную методику наблюдения за аккаунтами и группами попавших в выборку людей. И помогло получить интересные результаты.
Проведения различных социологических исследований в социальной сети «Вконтакте» помогло выявить, что проведение исследований в интернете является эффективным каналом для распространения и получения информации, что в дальнейшем может служить отличным способом быстрого, мобильного исследования с меньшими затратами ресурсов, которое принесет в полнее достоверные, надежные и валидные данные.
Список литературы:
Сайт мой софт: скрипты, программы и статьи [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2012. Режим доступа: http://www.mysoftware.ws/skolko-chelovek-i-iz-kakix-stran-zaregistrirovano-vkontakte-ru/
Сайт проекта атмосфера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., 2012. Режим доступа: http://ainfo.org/?p=1555