Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Социологический экскурс культуры совести как теоретической основы совестологии»

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается социологический аспект культуры совести, что образует самую динамичную область знаний. Автором исследуется действие закона социального соответствия (закона совести) в обществе, его статистическую составляющую, определяется понятие «социальность». Выявляется отношение людей к культуре совести.

Помощь в написании статьи

ABSTRACT

The article deals with the sociological aspect of conscience culture that forms the most dynamic intellectual field. The author investigates the law force of social conformity (the law of conscience) in society, its statistical component; the concept of «sociality» is identified. The people’s attitude to the culture of conscience is revealed.

Ключевые слова: совестология; социологический аспект; закон социального соответствия; общество; социальность; социальный интерес; поступок.

Keywords: sovietology; sociological aspect; law of social conformity; society; sociality; social interest; behavior.

Культура совести [1] как теоретическая основа совестологии [2, c. 6—15] имеет непосредственное отношение к обществу, различным социальным обществам и, в частности, к семье. Основы нравственной культуры первоначально закладываются в семье. Семья — это живая родственная клетка общества. В семье впервые на родном языке мы произносим слова-понятия «мама», «родина», «отечество», «совесть». Уже эти понятия складываются в емкую систему «культура». Сам термин «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека [5, c. 381]. «Культура» первоначально означало обработку и уход за землей (лат. agricultura) с тем, чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. Соответственно, существует «культура души», «культура совести». Словом, в самом понятии «культура совести» заложена одна из главных социологических функций — воспитание и формирование совести каждого, не только молодого поколения, но и общества в целом. Если совесть есть знание, возведенное в поступок с сознанием дела, то, стало быть, нужны знания, которые стали бы убеждениями в повседневной жизни. Культура совести емкое понятие, которое включает всю совокупность общественных отношений, их направленность и содержание. Особенность этих отношений имеет только один положительный, гуманный вектор. Содержание понятия «культура совести» исторически изменяется в целом в позитивном направлении.

Социологический аспект культуры совести отражает динамичность и противоречивость социальных отношений. И в этом отношении культура совести есть своего рода градусник и скальпель, это такой инструментарий, который вовремя подсказывает неотложность решения назревших проблем. Современное общество — это сложная и противоречивая система, которая постоянно нуждается в социологических исследованиях.

Особенность культуры совести в том, что она должна работать на всех уровнях жизнедеятельности людей. Процесс воспитания не имеет исключения ни для взрослых, ни для молодых людей. Он — господин повелитель, один наставник для всех поколений.

По социологическим исследованиям, преобладающее большинство нашего общества живет по закону социального соответствия (закону совести). Однако же стоит задуматься о том, что есть такие болезни века как алкоголизм, проституция, наркомания. Так, в Сибирском федеральном округе на 100 тыс. приходится 303 наркомана, в Российской Федерации — 226 человек [6, с. 8].

Социологический аспект совестологии раскрывается в обществе, в жизнедеятельности людей, в их действиях и поступках. Общество как «продукт взаимодействия людей» [3, c. 402] является основой формирования нравственных качеств людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности и прежде всего в трудовой.

Совестология как научная область знаний состоит из исторического, философского и социологического аспектов культуры совести. Социологический аспект совестологии является самым динамичным, способным дать реальную картину самосознания общества, обнажить причины социальных стрессов и противоречий. Социология совести как определенная область знаний раскрывает уровень осознанного отношения человека к себе и к обществу и ко всему жизненному процессу в целом. Социологический аспект совестологии предполагает, прежде всего, гуманные нормы поведения, он проявляется на уровне общественной психологии.

Совесть — это такая моральная ценность, которая является внутренним убеждением человека в правильности своих действий, которые по своим результатам не противоречат обществу. Индивид выбирает тот или иной вариант поведения в соответствии с тем комплексом ценностей, которые составляют его внутреннюю сущность. Условия воспитания, социальная среда подготавливают возможность этого выбора, но в то же время свобода выбора не исчерпывается социальными условиями, и не снимается моральная ответственность с индивида. Совесть проявляется, проверяется и закрепляется в поступках.

Поступки людей, безусловно, зависят от их внутренних духовных ценностей, на их положительный выбор оказывают требования общественного мнения. На поступки людей все больше влияют те моральные ценности, которые поощряются обществом и государством. Нет и не было такого общества, где поведение индивида было бы всецело подчинено общественным интересам. Каждый конкретный поступок человека будет нести на себе отпечаток индивидуального характера, воли, настроения, уровня интеллектуального развития, мотива поведения.

Поступок всегда связан с моральной ответственностью, то есть с соблюдением общественных требований и интересов. Совесть как моральная ценность есть осознание нравственных требований, выражающих интересы общественного развития. Осознание индивидом ответственности порождает поступок. Общество регулирует поведение человека, прогнозируя поступки. Ценность поступка в целом определяется его результатом. Критерием моральной ценности поступка в конечном счете является его общественно- полезная значимость. Поступок обладает нравственной ценностью, если он способствует воспитанию культуры совести.

Общественные требования не становятся сами по себе личными мотивами поведения. Ценными для человека моральные требования становятся лишь тогда, когда они действительно поняты человеком и приняты им, когда человек от их исполнения способен испытать чувство удовлетворения. Эти личные моральные ценности определяют поступки и деятельность людей, они обусловлены условиями жизни, социальной средой. Человека движет к свершению какого-либо поступка конкретная потребность, осознав которую человек стремится к ее осуществлению.

Совесть как структурно-мировоззренческий аспект личности является важным элементом социальности. В науке совестологии мы вычленяем такой элемент, как «социальность», то есть наиболее общее понятие, которое характеризует человека как явление общественное и разумное, чувственное и волящее, действенное и деятельное, знающее и познающее. Социальность — это качество социальной общности, конкретно-исторического периода. Это понятие глубокое, включающее в себя знания и совесть, жизнедеятельность человека в целом. Совесть становится формой проявления социальности и является важным структурным элементом общества. Общество не может прожить без знаний, самосознания и совести. Совесть — это не только структурный элемент общества, но и личности, живущей, созидающей в этом обществе. Общество как живой организм нуждается в постоянном преодолении противоречий и решает их с позиции гуманной социальности.

Совесть в обществе рассматривается как сложное образование, имеющее социальную природу и ценность, необходимое для общения и деятельности людей и сообществ. Социологический подход позволяет определить уровень развития культуры совести у представителей различных сообществ и социальных групп, это одно из реальных направлений социальной жизни. Социология совести призвана раскрыть противоречивые тенденции, факторы, влияющие на поведение человека, на общую социологическую картину общества.

Социологический аспект совестологии реализуется в различных формах совместной жизни людей, характеризует определенный уровень их самосознания и осмысления всех жизненных процессов. Важнейшей формой воспитания совести является семья, как исторически сложившаяся определенная общность. Социологический аспект совестологии выявляет роль государства, общества, семьи в деле формирования культуры совести. Одна из задач совестологии как науки заключается в выявлении причины отклонения, снижения престижа совести в обществе. Совестология выявляет роль средней общеобразовательной школы в развитии самосознания учащихся, где они проходят за одиннадцать лет обучения важные возрастные этапы становления личности. Совестология, предметом изучения которой является культура совести, выявляет пути и формы ее формирования и ставит вопрос о необходимости ввода этой области знаний в учебные заведения.

Формирование гуманной совести — это насущная проблема, и она не может быть иной в обществе. Гуманная совесть служит идеалом, идеологической основой и является связующей ценностью личности и общества. Ее непризнание подобно «смерти» Бога и губительно для человечества. С ее утратой мир общества распадается на враждующих эгоистов, собственников, испытывающих радость свободы своим собственным произволом и насилием.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Социологический аспект позволяет выявить не только уровень самосознания в жизнедеятельности личности, но и общества, а также наметить соответствующие мероприятия по закреплению положительных тенденций, отношений, направлений, способствующих дальнейшему нравственному подъему. Социология совести позволяет выявить болезненные социальные явления, связанные с алкоголизмом, который сегодня потеснен наркоманией, курением, в том числе самодостаточной женской половиной общества.

Исследование культуры совести способствует предупреждению и действенным мерам оздоровления общества, его эффективной работоспособности. С целью профилактического оздоровления общества следует вводить спецкурсы, уроки по совестологии в школах и высших учебных заведениях.

Совестология как наука функционирует на основе закона социального соответствия. Действие закона социального соответствия настолько эффективно, насколько личность способна к самоконтролю, самооценке своих поступков, насколько правильно понят общественный интерес. Но что более логично и необходимо для личности? Это знать, что социальный интерес включает общественную гарантию и безопасность личности, он первичен. «…Правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами…» [4, с. 145].

Социологический аспект совестологии выявляет уровень развития культуры совести и степень ее социальной упроченности и реального проявления. Закон отражает личностно-ответственные отношения людей к общественным нормам и установкам, которые включают отношения и к природе, и к технике. Закон социального соответствия реален, действен и показателен, он не может быть направлен против личности и природы, но в нем содержится необходимость в совершенствовании взаимоотношений людей в обществе.

Социология совести предполагает определенные выводы, которые направлены на совершенствование общественных отношений. Социальные свободы и обязанности, условия и гарантии общества — основа для развития сознания и культуры личности. Особенность закона социального соответствия заключается в том, насколько люди, наделенные сознанием, выполняют моральные требования государства и общества. Закон предполагает наиболее общие основы для проявления культуры совести. Однако культура совести отдельных людей неодинакова, она различается в отношениях их носителей, зависит от уровня самопознания, компетентности, интересов, партийных взглядов. Общество неоднородно по своему социальному составу, но в целом оно живет по общечеловеческим и общегуманным принципам.

По сложившейся традиции наше государство борется за великую правду, целью которой является наиболее полная реализация закона социального соответствия в обществе и мире, действие его помогает отстаивать мирное существование человечества. Закон выходит из границ отдельных государств, это созидательные поступки людей мира. Действие закона распространяются на отношения людей всего мира. Поступки и деятельность людей должны соответствовать гуманным общечеловеческим ценностям.

Закон социального соответствия и его несоблюдение беспокоят мирных людей, так как существует реальная угроза войны, сегодня более разрушительной и необратимой для жизни всего человечества. Особенность этого закона заключается и в том, что он содержит каверзный вопрос: на каком основании диктаторы отдельных государств распоряжаются судьбами миллионов и миллионов людей? Кто дал им такое право?

Социологические исследования, проведённые в Иркутском университете путей сообщения, говорят о том, что все опрошенные студенты признают действия закона социального соответствия (культуры совести). Было проанкетировано более трехсот человек. В целом люди живут и поступают сознательно, руководствуются общегуманными и общечеловеческими ценностями. Для большинства студентов характерно, что их поступки и деятельность согласуются с общественными интересами. Если некоторые забывают о культуре совести, то их поправляет голос общественного мнения или срабатывает механизм правовой справедливости.

Совесть выступает в роли регулятора поведения и поступков в жизни личности. На вопрос «Что такое совесть и всегда ли вы выполняете ее повеления?» были получены ответы следующего содержания: «Совесть у меня присутствует, но не всегда она мне помогает»; «Не всегда я подчиняюсь велению совести, все зависит от случая»; «Существуют ситуации, при которых нельзя действовать по совести»; «Поступаю не всегда по совести, играют другие факторы, что в дальнейшем меня мучает».

Другая группа людей прислушивается к голосу своей совести. Их ответы: «Совесть есть у всех, просто ее не все слушают»; «Если есть совесть, она заставляет задумываться о последствиях для себя, друзей, окружающих тебя людей»; «Стараюсь поступать по совести, потому что считаю, что поступать по совести правильно»; «Считаю, что многие стараются поступать и жить по совести, хотя меняются устои общества, но ценность совести остается»; «Прислушиваюсь к голосу совести, ведь надо быть нравственным человеком»; «Совесть — это правильное поведение в обществе, согласие с самим собой, внутреннее спокойствие»; «Совесть — это нравственный уровень развития личности, как следствие развития общества»; «Культура совести дает толчок к саморазвитию».

Часть респондентов ответили так: «Основные принципы культуры совести не меняются, существует преемственность поколений, но духовная ценность совести остается без изменений»; «Не думаю, что изменяется культура совести. Время идет, а люди все те же, а совесть все та же».

На вопрос «Изменяется ли структура культуры совести?» были получены такие ответы: «Структура совести изменяется на каждом новом этапе, так как изменяется ценности жизни и ее приоритеты»; «Да, структура культуры совести изменяется в худшую сторону. Уважение к старшим не всегда соблюдается»; «Культура совести меняется, простой пример — однополые браки»; «Пришло время, можно договориться со своей совестью, у людей разные принципы жизни; «В борьбе со злом руководствуюсь «компромиссной совестью», из большего зла по необходимости выбираю наименьшее зло».

Поддержание совести общества и её функционирование есть интересный и сложный процесс. Именно от него, как от источника, проистекает, утверждается и посредством его формируется индивидуальная совесть людей через различные социальные институты. Например, очень важным фактором воспитания культуры совести является семья. Поэтому в новом тысячелетии государство должно всемерно укреплять жизнеспособность семьи, с которой связано нравственное здоровье общества.

По данным опроса студентов Иркутского университета путей сообщения в 2014 г. было выявлено, что в воспитании культуры совести большая доля принадлежит семье — 57,1 %, фактору самовоспитания — 24,3 % и социальной сфере (школа, учебные заведения и пр.) — 18,6 %. Отсюда следует, что семья должна быть нравственно здоровой. Совесть как духовный регулятор поведения, общения и деятельности может быть культурной только тогда, когда совпадают требования, установки семьи, социальной среды, общества и государства.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Деятельная жизнь личности складывается из взаимосвязанных поступков. Социологической основой совестологии является нравственный поступок. Совокупность поступков с заданной и ценностной направленностью образует живое функционирующее общество. Социологическая направленность характеризуется теми поступками, которые укрепляют общество. Поступок является клеточкой проявления совести, с благородного, нравственного поступка начинается совесть, и в поступке её жизненное содержание.

Формирование культуры совести остается важным фактором развития общества и личности. Важность этой проблемы заключается в том, что это единственно правильный выбор, потому как устанавливает гармонию внутреннего и внешнего миров, уверяет человека в правильности его решения. Совесть — это способ человеческого бытия, это форма самоконтроля над выполнением индивидом нравственного долга, показатель меры ответственности индивида.

Социологический аспект совестологии показывает реальную картину ценности культуры совести, говорит о необходимости ввода в обучение курса совестологии. Формирование культуры совести — это актуальная проблема времени, и ее решение не терпит отлагательств. Культура совести становится единственной и ведущей идеологией нашего многонационального государства. Построение правового и гуманного общества на основе действия закона социального соответствия (закона совести) является кардинальной задачей нашего государства.

Список литературы:

Егоров А.В. Культура совести (социально-философский анализ). Иркутск: ИрГУПС, 2013. — 132 с.

Егоров А.В. Совестология как научная область знаний (о культуре совести) // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 1 (44). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. — 120 с.

Маркс К. Письмо П.В. Анненкову, 28 декабря 1846. М.: Госиздат. политлитературы, 1955—1986. 2-е изд. Т. 27. — С. 401—412.

Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. М.: Госиздат. политлитературы, 1955—1986. 2-е изд. Т. 2. — С. 3—230.

Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горгина. и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 912 с.

Самойлов Б. «Мы уже себе лоб разбили», а борьба с наркоманией топчется на месте // Байкальские вести. — № 16. — 2015. — 14 апреля. — 12 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

326

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке