Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Сохранение традиций хакасской национальной культуры в творчестве Оксаны Алахтаевой»

Актуальность обращения к данной проблеме обусловлена значимостью сохранения традиций национальных культур народов России, а также ориентированностью на постижение специфики хакасской национальной культуры в музыкальном воплощении ее традиций.

Помощь в написании статьи

Музыкальное творчество по своей природе является своеобразным отражением окружающего мира. В результате изучения особенностей хакасской музыки в исследованиях А. А. Асиновской, А. А. Кенеля, Л. Ю. Мазай выясняется, что определяющими традиционными характеристиками хакасского народного музыкального творчества являются:

а) конкретность и подробность изложения материала как непосредственное восприятие действительности и ее конкретно-образное отражение;

б) импровизационность развития музыкального материала, включающая многовариантность опеваний одного опорного звука двумя – тремя смежными при некоторой внешней однообразности, и приоритетность выразительности подачи мотивов (исполнительства) перед их разнообразием.

В результате анализа произведений Оксаны Герасимовны Алахтаевой — члена Союза композиторов Республики Хакасия, преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в музыкальном колледже, мы пришли к выводу о том, что именно эти характеристики составляют основу ее творчества. Среди созданных ею произведений: сочинения для фортепиано, струнного и камерного оркестра, ансамблей различных составов и музыка к театральным спектаклям. В плане сохранения национальных традиций в ее творчестве мы хотели бы представить вам фортепианную пьесу «Ритуальный танец шамана» из «Хакасской сюиты» как пример конкретно-образного отражения мироощущения хакасского народа, а также как характерный для народного творчества пример создания произведения, «выращенного из одного интонационного ядра» [3, с. 15].

Шаманизм – одна из наиболее ранних форм религии, признававшая в окружающем мире существование добрых и злых духов. При этом шаман считался посредником между людьми и духами: только он мог понять язык духов и общаться с ними. В работе «Традиционный шаманизм Хонгорая» хакасского ученого В. Я. Бутанаева, рассматривающего духовный мир, деятельность шаманов и ритуальную атрибутику, шаманы делились на три категории. Сильные шаманы — «пугдуры» имели огромную армию духов и при камлании их духи поднимались под облака, достигая Полярной звезды. Получая силу от самой богини Умай, они занимались предотвращением эпидемий скота, сопровождали души умерших людей в царство мёртвых.  Средние шаманы — «пулгосы» —  занимались лечебной практикой; их шаманские путешествия ограничивались соседними районами Хакасии. Представители низшей категории — «чаланчики» — обладали даром гипноза и небольшим отрядом духов; они не были посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна [1, с. 15].

Камлания шаманов у народов Южной Сибири носили ярко выраженный театральный характер. Это было целое драматическое представление, в котором шаман был глав­ным действующим лицом. На наш взгляд, в пьесе О. Алахтаевой «Ритуальный танец шамана» изображён средний шаман – пулгос, которого люди позвали для лечения больного. Входя в транс, шаман должен был отправиться в путешествие по иным мирам, чтобы найти душу больного и вернуть её человеку.

 

Произведение О. Алахтаевой с первых тактов вызывает интерес, как действие неизведанное, таинственное. Сохраняя традиции национальной культуры, автор использует сложный смешанный ритм (3/8+3/8+2/8), который при акцентировании каждой сильной доли, создаёт ощущение действия и движения. В соответствии с традициями, шаман наносит удары по бубну по-разному (по центру бубна, по краям, по ободку), что обусловливает тембровое и звуковысотное разнообразие, создавая некоторое подобие мелодий. Для имитации игры на бубне в фортепианной пьесе О. Алахтаева использует акцентированные басовые октавы, изображающие гулкие удары по центру бубна, резкие и сильные удары по корпусу рояля, напоминающие удары по краям бубна и отрывистое пиццикато пустого звучания квинт, передающих эффект ударов по ободку. Чередование ударов бубна с напряженными паузами способствует созданию исходной образной атмосферы тревожной ночи, в которой шаман призывает духов.

На основе ознакомления с хакасскими шаманскими заклинаниями,  зафиксированными А. А. Кенелем во время работы в первых фольклорных экспедициях Хакасского научно-исследовательского института, убеждаемся, что пение шамана «представляло собой своеобразный музыкальный эмбрион из трех-четырех рядом стоящих нот, который шаманом не пропевался, а  лишь слегка интонировался. При этом главный акцент приходился на внемузыкальный вскрик «Гей!» или «Ох!», заканчивающийся долгим вибрирующим звуком». Пример шаманского заклинания [2, с. 96]:

 

Заклинание шамана в пьесе О. Алахтаевой – вызов духов–помощников – воплощено как сосредоточенное звучание октав в нижнем регистре, заканчивающееся ответом – подтверждением о прибытии духов: материал заклинания звучит в верхнем регистре, как будто ответ пришёл   откуда- то свыше, с небес. Тема, оставаясь всё такой же сосредоточенной, звучит более мягко, чем у шамана. Само действие – камлание — разворачивается с появлением кружения триолей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Сохраняя традиции музыкально-специфических особенностей обрядов камланий, включающих свободное варьирование шаманом смежных звуков в сочетании с произвольным употреблением голосового вибрато и внемузыкальных возгласов-вскриков, автор, не меняя основного метода импровизационного развития музыкального материала, когда произведение «выращивается из одного интонационного ядра» [3, с. 15], вводит специфические приемы игры тремоло, глиссандо, хлесткие интонации и т. д.

Одновременно, в процессе анализа произведения выясняется, что  изломанный, акцентированный ритм начальных тактов приобретает значение лейтмотивной ритмоформулы, многократное вращение которой, в сочетании с динамичным ускорением движения и мощным усилением звука, приводит к кульминационному, восторженному, победному звучанию повторяющихся диссонирующих аккордов. Мы полагаем, что это является своеобразным обогащением приема создания произведения «выращенного из одного ядра»: в данном случае произведение «выращено» не только из одного интонационного, но и ритмического ядра.

В целом, фактуру пьесы можно характеризовать как многослойную, охватывающую весь диапазон рояля. В этом отношении особого внимания заслуживает трактовка композитором музыкальной фактуры как «многоступенчатой вертикали (собственно, многоуровневость пространства характерна для традиционного мировоззрения хакасского народа и свойственна горловому пению хай)» [3, с. 15].

В процессе освоения произведений О. Алахтаевой и углубления понимания смысловой выразительности произведений постепенно формируется вывод о приоритетности выразительности подачи каждой детали фактуры в собственном исполнении.

Исследование проблемы сохранения традиций хакасской культуры в творчестве композиторов Хакасии имеет очень большое значение, так как именно изучение и сохранение традиций является основой развития любой национальной культуры, способствуя формированию позитивного отношения к ее духовным ценностям. Закончить хочется словами известного хакасского ученого Николая Григорьевича Доможакова: «Национальные культуры наших народов, если так можно сравнить, представляют многоцветный ковер лугов, где каждый цветок по-своему красив и приятен, но все цветы вместе составляют еще большую красоту, вызывая многостороннюю эстетическую радость и духовное наслаждение» [4].

Список литературы

Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф.Катанова», 2006. – 254 с.

Кенель А. А. Музыка хакасов [Рукопись] // Хакасский НИИЯЛИ, фонд № 171. – Абакан, 1946. – 117 с.

Мазай Л. Ю.  Романсы композиторов Хакасии. – Абакан: изд-во ГОУ ВПО «Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова», 2011. – 15 с.

Письмо Н. Г. Доможакова первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву от  2 декабря 1958 года // газ. «Хакасия». – 1996. ‑ № 58.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

438

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке