Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Сотрудничество России и других стран Брикс в социальной сфере»

На сегодняшний день Российская Федерация состоит во множестве международных и региональных организациях, ведет с ним работу по множеству различных направлений — например, в рамках ОПЕК решаются вопросы добычи и использования нефти, в рамках ВТО — регулируются торгово-политические отношения стран-участниц. Однако существуют и организации, сотрудничество с которыми ведется по всем спектрам общественных отношений.

Одной из таких организация является БРИКС — объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской республики.

Сотрудничество между странами-участницами БРИКС идет сразу по нескольким направлениям, в том числе в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, высоких технологий и т. д. Активно развиваются и такие направления взаимодействия, как регулирование миграции, занятость населения, наука и образование, здравоохранение — то есть сотрудничество в социальной сфере. На наш взгляд, именно ее развитие способно принести наиболее ощутимые результаты внутри государств.

В Концепции председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015—2016 годах (далее — Концепция) говорится о том, что конкретными приоритетами председательства России являются наращивание сотрудничества по вопросам миграции и социально-трудовых отношений, сотрудничество в сфере здравоохранения как важный ресурс укрепления позиций России в БРИКС, развертывание полноформатного социально-политического и гуманитарного взаимодействия, в том числе по вопросам молодежной политики и образования [3]. Рассмотрим конкретные направления сотрудничества стран.

Регулирование миграционных потоков, вопросы эмиграции и иммиграции имеют интерес для всех государств БРИКС. Особое значение имеет тот факт, что все государства БРИКС выступают в трёх разных аспектах — некоторая часть населения из них эмигрирует, государства принимают много иммигрантов и являются своеобразной «перевалочной базой» для миграционных потоков. Особое значение проблематика регулирования миграции имеет для соседствующих государств БРИКС — Индии и Китая, Китая и России.

Статистические данные свидетельствуют о том, что с начала 2015 года уровень китайской миграции в Россию упал, что специалисты связывают с падением курса рубля, а также новыми требованиями законодательства, согласно которым иностранные граждане при получении разрешения на работу должны подтверждать знания русского языка, истории и законодательства Российской Федерации. Однако стоит учитывать тот факт, что по большей части китайцы, приезжающие в Россию, стремились к получению работы, не требующей высокой квалификации. Для России более предпочтительна ситуация, когда в страну приезжают высококвалифицированные специалисты. Соответственно, сейчас перед главами соответствующих органов стран-участниц БРИКС (России и Китая в частности) стоит задача достижения соглашений по вопросам предоставления некоторых льгот при миграции высококвалифицированных специалистов.

Другим аспектом сотрудничества государств БРИКС является взаимодействие в сфере образования и науки: образовательные и научные учреждения всех государств БРИКС привлекают абитуриентов, студентов и учёных из других государств. Важными элементами сотрудничества государств БРИКС в этой сфере должны стать универсальные учебные программы, совместимость дипломов, увеличение числа академических обменов, стимулирование совместных научных проектов, особенно в аэрокосмической отрасли, сферах биотехнологий, химической промышленности, транспорта, компьютерных и энергетических технологий [4].

Такое схожее положение создаёт условия для выработки общих норм миграционной политики, в перспективе способной привести к формированию общего рынка высококвалифицированной рабочей силы. Например, в 2014 году в Российском центре науки и культуры в столице Индии Нью-Дели прошла выставка «Российское образование-2014», где представители российских вузов презентовали программы обучения для молодых индейцев. Сейчас в России обучается около пяти тысяч студентов из Индии, большая часть из них получают образование по медицинским специальностям [1].

Кроме того, в Концепции говорится как об абстрактных мероприятиях (например, расширение приема иностранных граждан в российские вузы), так и о конкретных мерах, которые планируется принять для реализации данного направления сотрудничества: Россия намеревается провести Форум молодых дипломатов стран БРИКС, внедрить в практику стажировок молодых дипломатов из стран БРИКС в МИД России и приём их на обучение в российские вузы на взаимной основе, в том числе в Дипломатическую академию МИД России на основе Соглашения о сотрудничестве дипломатических академий стран БРИКС [3].

В сфере здравоохранения Концепция предусматривает следующие мероприятия: выработка наиболее эффективных механизмов оценки качества и доступности медицинской помощи, качественное развитие взаимодействия в разработке, производстве и торговле средствами профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней (ВИЧ/СПИД и другие опасные инфекции), включая совместный анализ правовых, экономических, организационных аспектов расширения такого сотрудничества, а также обмен информацией о достижениях в сфере высоких медицинских технологий [3]. Кроме того, некоторые специалисты на основе анализа уже реализованных мероприятий делают следующие выводы о направлениях деятельности стран БРИКС в сфере здравоохранения: страны БРИКС стремятся к реформированию системы здравоохранения, в том числе глобальной, включая ВОЗ, а также поддерживают международные усилия в области здравоохранения, оказывают помощь беднейшим странам, акцентируют значительное внимание на проблемах детства и материнства, а также их охране [2].

Однако в этой отрасли также существуют немаловажные проблемы, самая значительная из них — недостаточность финансирования здравоохранения со стороны государства. По уровню инвестиций в здравоохранение государства БРИКС серьезно отстают от стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития. Последние тратят на здравоохранение более 9 % ВВП. Внутри блока БРИКС схожий показатель имеет только Бразилия — чуть меньше 9 %, Россия тратит менее 7 %, Китай — меньше 6 %, на последнем месте Индия — около 4 %. Если сравнивать медицинские расходы на душу населения, то ситуация выглядит еще печальнее. Самый высокий показатель — чуть больше 1,3 тысяч долларов на душу населения в год — у России. Но это в два с половиной раза уступает среднему показателю по ОЭСР (более 3,3 тысяч долларов) [2]. Таким образом, мы видим, что одной из целей деятельности стран БРИКС и в частности России как председательствующей страны в 2015—2016 годах должно стать увеличение финансирования здравоохранения, а также внедрение инновационных проектов в этой области, развитие исследовательских проектов — для двух последних целей было бы целесообразно использовать финансовые ресурсы недавно созданного Банка развития БРИКС.

Будут ли реализованы все поставленные Россией в Концепции цели, говорить пока рано. Однако мы считаем, что все предпосылки для их осуществления имеются как у нашей страны, так и у других стран-участниц БРИКС. В случае реализации хотя бы большинства положений Концепции можно будет с уверенностью говорить о росте социального благополучия в странах БРИКС и в России в частности и повышении уровня благосостояния граждан.

Список литературы:

«Ведущие вузы России откроют свои двери для студентов из Индии» // Интернет-сайт МИА «Россия сегодня». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ria.ru/society/20140507/1006786785.html (дата обращения: 20.09.2015).
Влад Гринкевич. «Страны БРИКС должны увеличить инвестиции в здравоохранение» // Экспертный сайт Высшей школы экономики «Открытая экономика». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://opec.ru/1796649.html (дата обращения: 20.09.2015).
Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015—2016 годах // Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://brics2015.ru/russia_and_brics/20150301/15383.html (дата обращения: 20.09.2015).
Семинар «Общность подходов государств БРИКС к международному сотрудничеству» // Официальный сайт института демократии и сотрудничества. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.indemco.org/files/BRICS.pdf (дата обращения: 20.09.2015).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

428

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке