Ключевые слова: социальная значимость, «подвижность» музея, новые способы подачи информации.
Многим известно, что означает слово музей. Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
Музейный предмет исторически задает основу музейного собрания, а посетитель является, в свою очередь, главным субъектом музейной деятельности.
Если музей находится не в городе, а в небольшом населенном пункте, где, в основном, постоянные посетители – это: дети, родители и пенсионеры, то работа по привлечению посетителей является очень важной в работе музея. Поэтому музей должен быть «подвижен» – постоянно разрабатывать новые выставки, новые способы подачи информации.
В нашем Музее есть выставки как стационарные, например, выставке «История, культура и быт российских немцев» уже 6 лет и передвижные, например, выставка «Пионерии-95» была развернута в этом году на районном слете, посвященном деятельности общественных организаций. К тематическим выставкам можно отнести выставку «Слава Октябрю!», посвященную 100-летию Революции или выставка, посвященная Дню российской печати, а также отчетные и выставки новых поступлений. В октябре 17-го мы объявили районную Акцию «Оставь свой след в истории района, подари музею экспонат». В результате этой акции музеи пополнились интересными экспонатами, только в наш музей было передано не меньше 1 000 экспонатов. Сейчас в музее стоит эта выставка.
Музей должен быть и известным, и актуальным, и не только для людей, которые включены в это пространство. Важно если у музея есть наличие у определенной ниши в информационном пространстве. И это не только интернет, но и разные СМИ.
Чтобы привлечь внимание посетителей, музей выпускает книги, буклеты, брошюры, магниты, кружки. По итогам областного конкурса генеалогических исследований, организованного нашим музеем, вышло два сборника «Не забывайте рода своего». В этом году в третьем конкурсе «Мои этнические корни» приняли участие более 100 человек. В исследованиях принимали участие как дети начальных классов, так и ветераны.
К своему 20-летию музей выпустил книгу «Начало» – сборник 37 докладов детей по исследовательским работам за 5 лет, Альманах № 2:
- «Проекты музея Томского района и подготовлено методическое пособие.
- «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания».
Постепенно музей осваивает и канал электронной коммуникации, выражающийся в создании «виртуального музея». Пока это видеоэкскурсии и фильмы. Летом мы приняли участие в российском конкурсе «Лучший гид России», призового места правда не заняли, но двухминутный видеосюжет о Кисловке висит в интернете на сайте этого конкурса.
Музей обслуживает абсолютно все слои населения. Для разных категорий посетителей разрабатываются различные экскурсии и экскурсионные тексты. При составлении и организации экскурсий учитываются возрастные особенности, род занятий, интересы экскурсантов.
Приходят к нам дети и детского сада.
Для детей младшего и среднего возраста проводим ежегодно беседы: Для подростков это: Квесты.
В 2017 году на праздник Победы провели квест «Эх, дороги!», где были включены школа, сельская библиотека, музей, ДК, Обелиск Славы. Ребятам понравились задания квеста и сама форма проведения.
Исследовательские работы. В этом учебном году уже подготовлено с детьми 9 работ.
Видео экскурсии и фильмы. В прошлом году мы на фестиваль школьных фильмов «Бронзовый Витязь» подготовили видеофильм «1917-й роковой год в истории нашей семьи», а в этом году – видеофильм «На берегах красавицы Томи».
Уроки мужества. С сентября в этом учебном году реализуется организованный музеем проект «Не забывай!», посвященный 75-летию Сталинградской битве. Это уроки мужества, которые проходят ежемесячно в какой-либо школе района с приглашением ветеранов, тружеников тыла, родственников воинов, библиотекарей и др. Уже прошли такие уроки: в Кисловке – посвященный стрелковым дивизиям, в Моряковке – Волжской военной флотилии, в Нелюбино – воздушному флоту, в Зоркальцево – командирам Сталинградской битвы и в Черной Речке – танковым войскам.
В феврале прошел великолепный урок мужества для старшеклассников самых дальних наших четырех школ в Мазалово, он был посвящен медикам и конечно Галине Николаевой, госпитальному врачу во время Сталинградской битвы, известной писательнице и нашей землячке. Кроме торжественной части, экскурсий в музей Галины Николаевой и в галерею картин заслуженного художника Константина Залозного, старшеклассники и учителя на конкурс читали ее произведение «Гибель командарма», отгадывали кроссворды по этому произведению, а писательская организация, которая плотно сотрудничает с музеем в этой школе подарили призерам и музею свои книги. Корниловцы, которые присутствовали на уроке мужества приняли эстафету и скоро будут проводить урок мужества, посвященный почтальонам Сталинградской битвы. Завершением проекта будет конференция.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Для педагогов.
Так как наш музей является экспериментальной площадкой ТОИПКРО то мы проводим семинары для учителей истории, руководителей музеев, заместителей директоров по воспитательной работе.
В апреле 17-го была проведена конференция, посвященная 160-летию со дня рождения В. С. Пирусского, на которую были приглашены учителя физкультуры и врачи района.
Общие проекты у нас с библиотеками (книга про ушедшие деревни, про репрессии, встречи «незабытые деревни» и пр.)
Для ветеранов.
Очень плотно работаем с Советом ветеранов Кисловки. В музее проведены встречи ветеранов посвященные: Году экологии, Литературному творчеству Г. Николаевой, Дню памяти В. И. Шамова и Дню памяти жертв Холокоста.
Были организованы поездки ветеранов района в рамках гранта «Литературный след в истории района».
Ветераны были приглашены на открытие выставок в музее «Томск исторический», «Слава Октябрю!», «Подари музею экспонат!» и передвижные (Узнай свое!», «Как молоды мы были» и др.)
Для людей с особыми нуждами в музее проходят занятия по ИЗО.
Очень важным в настоящее время представляется восстановление забытых ранее страниц истории и имен, внимание к необъективно замалчиваемым историческим событиям. Но не менее важно, чтобы в рамках исторического наследия вспоминались не только фамилии выдающихся личностей, но и обыкновенные крестьянские фамилии, имена горожан, ремесленников, купцов, учителей, врачей, которые сохранились в архивах или в памяти людей. Для этого мы проводим ежегодный районный конкурс «Мой дом – мое село», в декабре подвели итоги 11-го такого конкурса, в котором приняли участие более 70 детей из 17 образовательных организаций. В музее накоплен уже большой массив материалов данного конкурса, а это есть наследие, которое выступает как фактор социокультурного и туристского развития нашего района.
Список использованных источников
1. Макарова Н. Г. Социальные функции музея // На пути к музею ХХI века. Сб. науч. труд. / отв. ред. Н. А. Никишин М, 1989
2. Найбороденко Л. М., С. Ф. Фоминых. Сергей Иосифович Гессен в Томске. Томск 2013.
3. Шляхтина Л. М. Социокультурные функции музея. https://studfiles. net/preview/5760700/page:11/