Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Социальные функции детско-юношеского туризма»

Аннотация. В статье на основе ретроспективного анализа показана роль и значение детско-юношеского туризма, выявлены основные проблемы его развития, связанные с сокращением численности оздоровительных детских учреждений и доступности их услуг, и предложены пути их преодоление.

Ключевые слова: туризм, обучение, социология, подрастающее поколение.

Детско-юношеский туризм играет большую роль в воспитательном процессе и образовании учащихся. Основная категория посетителей в музеях – это дети школьного возраста. Они составляют от 50 о 70% посетителей. В летний период во время школьных каникул работают около 50 тыс. загородных и городских лагерей, в которых ежегодно отдыхают примерно 10 млн. детей. Значительное количество детей выезжают на отдых и обучение в зарубежные страны.

Начало краеведческой работы с детьми как просветительской деятельности началось в XIX в. Как известно, одним из первых организаторов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушкин, который практиковал летние походы и экскурсии (изучение животного и растительного мира своего края) с учащимися Ялуторовской женской гимназии, когда находился в ссылке в Тюменской губернии. Впоследствии такая форма учебной и воспитательной работы (рекомендации) были введены в «Устав народных училищ».

Вопросами образовательного, воспитательного значения экскурсий, а также оздоровительного отдыха детей занимались знаменитые русские ученые и педагоги Г.Ф.Лесгафт, Р.Лейцингер и др. Практика ознакомительных  и обучающих экскурсий применялась в учебных заведениях дореволюционной России. Так, в 1906 г. вышла брошюра Лейцингера «Несколько слов об ученических экскурсиях», которую разослали во все учебные округа и 640 учебных заведений России. Общественные организации, такие как, например, Кавказское горное общество и др., а также энтузиасты занимались организацией походов учащихся по Кавказским и Таврическим горам.

После революции советское государство не оставило без внимания детский туризм. В 1918 г. была создана специальная организация, основной функцией которой была организация детского туризма. В начале тридцатых годов она была преобразована в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию Наркомпроса РСФСР.

В советский период не раз отмечалась важность работы с подрастающим поколением в решениях и постановлениях различных съездов, конференций, проводимых государственными и партийными органами. Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию и краеведению, организации походов по родному краю, местам боевой и трудовой славы.

В условиях рыночных отношений налаженная в предыдущие десятилетия сеть детских туристских учреждений позволила сохранить численность учащихся туристских походов, путешествий, экскурсий. Туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют около 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения Домов (Дворцов) творчества детей и юношества. По данным государственной статистики в 31 тыс. туристско-краеведческих объединениях учреждений дополнительного образования регулярно занимаются 476 тыс. обучающихся. В походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,6 миллионов детей, на экскурсиях – 3,3 млн. человек.

Детско-юношеский туризм выполняет важные социальные функции физического, духовного и патриотического воспитания нашей молодежи на современном этапе. Реализация социальных функций возложена, в основном, на государственные, муниципальные и общественные организации, источник деятельности которых – бюджетные и целевые денежные средства. Коммерческие организации, занимающиеся детским отдыхом и туризмом, в определенной степени, также выполняют образовательную, воспитательную оздоровительную функции. Поскольку главным для них как для коммерческих структур является получение экономического результата – прибыли, то они предлагают те услуги и те виды отдыха, которые не могут обеспечить государственные учреждения в рамках своего бюджетного финансирования, но востребованы родителями на рынке детского туризма. Это относится, прежде всего, к уровню обслуживания детей во время отдыха (комфортабельным условиям размещения, созданию условий для разнообразного досуга, требующего значительных инвестиций).

Здоровье подрастающего поколения обеспечивает основы развития и безопасности страны, что обусловливает необходимость укрепления здоровья как важной составной части социальной политики государства. С 90-х годов в условиях небывалого развития научно-технического прогресса и информационной революции значительно ухудшилась соматическое и репродуктивное здоровье родителей, что сказалось на ухудшении состояния здоровья их детей. Результатом этого явился рост заболеваемости детей всех возрастных групп.

Был разработан национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», где отдых детей и их оздоровление определяется как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде.

Под организациями отдыха детей и их оздоровлением понимаются детские оздоровительные лагеря, специализированные профильные лагеря (спортивно- оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные, технические, краеведческие и др.), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровлению.

В 1998 г. был принят Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», который закрепляет ответственность органов власти за развитие системы отдыха и оздоровления детей. В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями от 31 декабря 2005 г. организация отдыха и оздоровления детей с 1 января 2006 г. отнесена к вопросам местного значения. Таким образом, современное законодательство РФ предусматривает организацию отдыха и оздоровления детей на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

В связи с сокращением финансирования детского отдыха следует отметит постоянное сокращение количества загородных оздоровительных лагерей. И, соответственно, сокращение числа отдохнувших в них детей. Одновременно с этим в последние 5пять лет на 2 тыс. увеличилось число лагерей с дневным пребыванием для школьников в черте города.

Система детских лагерей переживает в настоящее время тяжелый период, так как их финансирование передано в регионы, имеющие различный экономические возможности для реализации программ отдыха. Стоит отметить, что в прошлом году на Фонд социального страхования пришлось около половины всех путёвок для детей, что составило около 19.5 млрд. рублей. Остальные средства внесли работодатели и родители. За счет этого отдохнули около 5 миллионов детей. А начиная с этого года, программа по предоставления путёвок на отдых для детей переходит из сферы ответственности работодателей и федеральных властей к регионам. За ФСС останется лишь покупка путёвок для детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей и семей безработных. Согласно новым правилам каждый регион теперь сам устанавливает условия и порядок предоставления путевок.

Это может привести к еще большему уменьшению числа оздоровительных детских учреждений и переходу их части на коммерческие условия. Это может сказаться в итоге на доступности отдыха для значительных групп населения. Ближайшие годы покажут, устоит система детского отдыха или существенно сдаст свои позиции. Оздоровление детей может осуществляться не только в стационарных условиях отдыха на конкретной базе, но и во время активного отдыха. К ним относятся походы, туристические слеты, туристско-спортивные соревнования и т.д. Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образования. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше 11 тыс. квалифицированных педагогов. Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 6480 профильных лагерей в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 442 тыс. детей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Начавшие активно развиваться в советский период формы детского туризма, связанные с активными способами передвижения (походы, военно- спортивные походы), с 90-х гг. XX в. – поисковое движение и экспедиции, несмотря на недостаточное или полное отсутствие финансирования со стороны государство, продолжают существовать и по сей день. Здесь важным является вклад педагогов, руководителей поискового движения, энтузиастов. Но необходимо отметить, что массовый детский туризм и экскурсионная работа с учащимися в последние годы испытывают серьезные трудности из-за отсутствия бюджетного финансирования, постоянного роста тарифов на транспорт, нестабильности ситуации в ряде регионов России.

Активный отдых в условиях природной среды в форме полевого туристского лагеря на принципах самообслуживания дает возможность юным туристам участвовать в образовательных программах различного профиля: «Юные туристы-спасатели», «Юные туристы – водники», «Юные краеведы», «Юные туристы – экологи», «Юные туристы рыболовы-спортсмены» и многие другие. В отличие от стационарного оздоровительного лагеря, участие детей в туристских походах, помимо чисто физической тренировки учит их мобилизовать силы для преодоления препятствий, быстро оценивать ситуацию и самостоятельно принимать правильные решения, сохранять оптимизм и присутствие духа даже в неблагоприятной природной обстановке. В туристском путешествии человек становится участником коллективной деятельности, что формируются такие стороны характера как коммуникабельность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственность за порученное дело. Таким образом походная обстановка стимулирует гармоничное развитие личности – умственное, нравственное и физическое.

С принятием в 1994 г. Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряда постановлений, принятых в развитие указанного закона Правительством РФ, уделяется самое пристальное внимание подготовке учащейся молодежи России к действиям в чрезвычайных ситуациях. В отличии от обучения детей на школьных занятиях огромные возможности получения практических навыков безопасного поведения в природных условиях предоставляется во время туристского похода.

Деятельность образовательно-оздоровительных лагерей в современных условиях приобретает особое значение в решении многих социальных и педагогических проблем в оздоровительном отдыхе, гражданском и трудовом воспитании детей. Здоровье детей – категория педагогическая. Туризм, являясь эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления учащихся, составной частью входит в образовательный процесс школы. Многие школьные дисциплины опираются на краеведческий принцип преподавания, поэтому походы, путешествия, экскурсии по родному краю являются массовыми формами приобщения детей к патриотическому наследию России.

Одна из основных функций детско-юношеского туризма – образовательная. Туризм, являясь эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления учащихся, составной частью входит в образовательный процесс школы. Многие школьные дисциплины опираются на краеведческий принцип преподавания, поэтому походы, путешествия, экскурсии по родному краю являются массовыми формами приобщения детей к патриотическому наследию России. Несколько лет успешно реализуется туристско-краеведческая программа «Отечество», охватывающего свыше миллиона учащихся. Дети узнают историю и культуру, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество. Эти виды деятельности позволяют значительно углубить и расширить знания обучающихся по учебным дисциплинам общеобразовательного курса. Экскурсии, знакомящие с историей и природой страны являются составной частью образовательного процесса в школе. Обязательным в школе является такое направление работы с детьми как краеведение. Во время занятий краеведением в кружках, походах дети знакомятся с жизнью своего родного края, его прошлым, своими выдающимися земляками. В Москве несколько лет назад в учебный процесс был введен курс «Москвоведение», который призван знакомить юных москвичей с богатой историей и культурой города и страны в целом.

Дети вовлекаются в образовательный процесс такого рода благодаря участию в создании школьных музеев. Школьный музей – это совместный процесс педагогического состава и детей, причем, если последние – активный состав, то поддержка педагогическим составом и администраций школ таких инициатив – неотъемлемая часть реализации подобных проектов. Сейчас получили аккредитацию около 11 тыс. школьных музеев в образовательных учреждениях нашей страны, причем ежегодно открывается несколько сотен новых музеев. Около 50% музеев – это военно-исторические или часть экспозиции которых посвящена историко-патриотической тематике. Так, в 2003 г. были созданы 519 музеев, в 2004 г. – 670, в 2005 г. – 634, в 2006 г. – 535, в 2007 г. – 732, в 2008 г. – 397, в 2009 г. – 809. В школьных музеях проводятся классные часы, историко- литературные игры, музейные праздники, встречи с ветеранами, экскурсии.

Образовательная функция туризма тесно взаимосвязана с другой – воспитательной. Она проявляется как на экскурсиях в музеях, так и в участии детей в активных формах отдыха – походах, работ патриотических клубов, различных проводимых фестивалях, конкурсах, смотрах и т.д. Важнейшей составной чертой воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям. Надо отметить большой вклад музеев в воспитательном процессе школьников. Перед национальными музеями, музейным комплексами на современном этапе стоят задачи поиска новых форм работы по формированию у молодых людей национального самосознания, национальной самоидентификации, а также понимания места и роли национальной культуры в общем мировом культурном пространстве. Учитывая изменившиеся социально-экономические условия жизни, иной подход современных детей к изучению истории, огромный поток информации, музеи создают новые формы общения с детьми. Музеи переходят на новые формы сотрудничества с образовательными учреждениями, общественными организациями, занимающиеся воспитанием детей и молодежи. Тем самым удается привлечь детей, молодежь и даже целые семьи к активному участию в музейно-экскурсионных программах. Культурно-образовательная программа «Музей – школе» представляет собой совокупность музейно- педагогических мероприятий, направленных на приобщение школьников к ценностям культуры, сосредоточенных в храмах Государственного музея- памятника «Исаакиевский собор» с целью формирования у них расширенных знаний и представлений об отечественной культуре, ее традициях и достижениях.

В музеях разрабатываются и реализуются многообразные образовательно- воспитательные проекты как традиционные для музейной деятельности (экскурсии, лекции), так и новые тематические вечера, игровые костюмированные экскурсии и викторины, музыкальные абонементы, конференции, творческие конкурсы, театрализованные, концертные программы и различные акций. Для реализации театрализованных мероприятий и литературно-художественных программ, например, в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. был разработан проект «Музей + театр». В рамках этого проекта в музее осуществлена постановка моноспектакля «Повесть памятной годины» по поэме А.Твардовского «Василий Тёркин».

Чтобы заинтересовать и познакомить школьников с историей наряду с традиционными формами широко стали практиковаться игровые моменты, когда детей вовлекают в процесс экскурсии и он становятся его активными участниками. Это позволяет им вспомнить свои знания, а также стимулирует интерес к данной теме, а в последующем и к истории в целом. Например, в музее археологии Москвы проводится игровое исследовательско-познавательное занятие «Мозаика времен». В ходе такого занятия дети знакомятся с археологической наукой, ее методами и изучают историю освоения и заселения московского края. Это осуществляется с помощью не только экспозиции, но и тщательно подготовленных дидактических материалов. Программа представляет собой цикл, охватывающий временной период от палеолита до эпохи славянского заселения московского края. Первая часть занятия представляет собой классическую экскурсию, сконцентрированную в первую очередь на археологических находках эпохи древнейшего прошлого московского края. Вторая часть является интерактивной и представляет собой участие группы в импровизированных раскопках.

16 лет назад в Санкт-Петербурге был создан Детский исторический музей при Музее политической истории России. Он представляет собой один из интереснейших в России и за рубежом примеров экспозиции, созданной для детей. В музее создаются эффективные условия для адекватного восприятия и интерпретации прошлого детской аудиторией. Это позволяет доступным языком говорить с детьми о сложных исторических событиях и явлениях. Обращение к личному опыту ребенка при знакомстве с историей содействует укреплению отношений между разными возрастными поколениями, осознанию необходимости знания истории своей страны и истории своей семьи. В Государственном музее – памятнике «Исаакиевский собор» была разработана и внедрена при участии специалистов ВУЗов культурно-образовательная программа «Музей – школе», которая представляет собой совокупность музейно-педагогических мероприятий, направленных на приобщение школьников к ценностям культуры, сосредоточенных в храмах музея-памятника с целью формирования у них расширенных знаний и представлений об отечественной культуре, ее традициях и достижениях. Программа оказалась востребованной школами. В ней приняли участие десятки групп учащихся из питерских школ. В последние годы музеи перестраиваются на работу с людьми с ограниченными возможностями и создают им больше возможностей для духовного и морального обогащения. Сотрудники музеев при проведении экскурсий для детей с нарушением зрения, в основном, опираются на сохраненные анализаторы у детей: слуховой, двигательный, обонятельный, осязательный, тактильный. Для ребят с нарушением слуха – делается акцент на зрительные образы, но при этом не исключает и звуковое воздействие. Такой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями вошел в практику музея обороны Москвы. Музея «Огни Москвы», Дарвиновский музей и др.

Одно из эффективных направлений деятельности музеи по воспитанию молодежи на примерах героических традиций нашего народа – военно- исторические праздники. Такие мероприятия, проводимые, например, Бородинским музеем-заповедником, включены в Государственную  программу. Это грандиозный военно-исторический фестиваль «День Бородина» в первые дни сентября, День воинской славы России, специально для детской аудитории – два военно-исторических праздника: «Стойкий оловянный солдатик» и «Москва за нами. 1941 год». Именно музеи помогают современным школьникам стать более образованными, культурными людьми, истинными патриотами Отечества, не лишенными исторической памяти и способными передать ее последующим поколениям.

В заключение можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский туризм в современных условиях не потерял своего значения в таком важном вопросе социальной политики государства как формирование здоровой, социально активной личности юного гражданина. Отношение государства к детско- юношескому туризму, как и к системе образования в целом, таким образом, во многом определяет, каким вырастет молодое поколение – здоровым, грамотным, целеустремленным, патриотически настроенным. Учитывая новые условия постсоветского периода, государству необходимо способствовать тому, чтобы процесс адаптации системы детско-юношеского туризма к новым условиям проходил без ущерба интересов детей.

Список использованных источников

1. Покровский Н.Е., Черняева Т.И.. Туризм. От социальной теории к практике управления: Учебное пособие. / Н.Е. Покровский – М: Университетская книга, 2009. – 400 с.
2. Квартальнов В.А.: Туризм: теория и практика: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352 с.
3. Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы: Монография, – М: Эксмо, 2003. – 231 с.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1235

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке