Ключевые слова: туризм, обучение, социология, подрастающее поколение.
Детско-юношеский туризм играет большую роль в воспитательном процессе и образовании учащихся. Основная категория посетителей в музеях – это дети школьного возраста. Они составляют от 50 о 70% посетителей. В летний период во время школьных каникул работают около 50 тыс. загородных и городских лагерей, в которых ежегодно отдыхают примерно 10 млн. детей. Значительное количество детей выезжают на отдых и обучение в зарубежные страны.
Начало краеведческой работы с детьми как просветительской деятельности началось в XIX в. Как известно, одним из первых организаторов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушкин, который практиковал летние походы и экскурсии (изучение животного и растительного мира своего края) с учащимися Ялуторовской женской гимназии, когда находился в ссылке в Тюменской губернии. Впоследствии такая форма учебной и воспитательной работы (рекомендации) были введены в «Устав народных училищ».
Вопросами образовательного, воспитательного значения экскурсий, а также оздоровительного отдыха детей занимались знаменитые русские ученые и педагоги Г.Ф.Лесгафт, Р.Лейцингер и др. Практика ознакомительных и обучающих экскурсий применялась в учебных заведениях дореволюционной России. Так, в 1906 г. вышла брошюра Лейцингера «Несколько слов об ученических экскурсиях», которую разослали во все учебные округа и 640 учебных заведений России. Общественные организации, такие как, например, Кавказское горное общество и др., а также энтузиасты занимались организацией походов учащихся по Кавказским и Таврическим горам.
После революции советское государство не оставило без внимания детский туризм. В 1918 г. была создана специальная организация, основной функцией которой была организация детского туризма. В начале тридцатых годов она была преобразована в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию Наркомпроса РСФСР.
В советский период не раз отмечалась важность работы с подрастающим поколением в решениях и постановлениях различных съездов, конференций, проводимых государственными и партийными органами. Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию и краеведению, организации походов по родному краю, местам боевой и трудовой славы.
В условиях рыночных отношений налаженная в предыдущие десятилетия сеть детских туристских учреждений позволила сохранить численность учащихся туристских походов, путешествий, экскурсий. Туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют около 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения Домов (Дворцов) творчества детей и юношества. По данным государственной статистики в 31 тыс. туристско-краеведческих объединениях учреждений дополнительного образования регулярно занимаются 476 тыс. обучающихся. В походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,6 миллионов детей, на экскурсиях – 3,3 млн. человек.
Детско-юношеский туризм выполняет важные социальные функции физического, духовного и патриотического воспитания нашей молодежи на современном этапе. Реализация социальных функций возложена, в основном, на государственные, муниципальные и общественные организации, источник деятельности которых – бюджетные и целевые денежные средства. Коммерческие организации, занимающиеся детским отдыхом и туризмом, в определенной степени, также выполняют образовательную, воспитательную оздоровительную функции. Поскольку главным для них как для коммерческих структур является получение экономического результата – прибыли, то они предлагают те услуги и те виды отдыха, которые не могут обеспечить государственные учреждения в рамках своего бюджетного финансирования, но востребованы родителями на рынке детского туризма. Это относится, прежде всего, к уровню обслуживания детей во время отдыха (комфортабельным условиям размещения, созданию условий для разнообразного досуга, требующего значительных инвестиций).
Здоровье подрастающего поколения обеспечивает основы развития и безопасности страны, что обусловливает необходимость укрепления здоровья как важной составной части социальной политики государства. С 90-х годов в условиях небывалого развития научно-технического прогресса и информационной революции значительно ухудшилась соматическое и репродуктивное здоровье родителей, что сказалось на ухудшении состояния здоровья их детей. Результатом этого явился рост заболеваемости детей всех возрастных групп.
Был разработан национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», где отдых детей и их оздоровление определяется как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде.
Под организациями отдыха детей и их оздоровлением понимаются детские оздоровительные лагеря, специализированные профильные лагеря (спортивно- оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные, технические, краеведческие и др.), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровлению.
В 1998 г. был принят Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», который закрепляет ответственность органов власти за развитие системы отдыха и оздоровления детей. В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями от 31 декабря 2005 г. организация отдыха и оздоровления детей с 1 января 2006 г. отнесена к вопросам местного значения. Таким образом, современное законодательство РФ предусматривает организацию отдыха и оздоровления детей на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
В связи с сокращением финансирования детского отдыха следует отметит постоянное сокращение количества загородных оздоровительных лагерей. И, соответственно, сокращение числа отдохнувших в них детей. Одновременно с этим в последние 5пять лет на 2 тыс. увеличилось число лагерей с дневным пребыванием для школьников в черте города.
Система детских лагерей переживает в настоящее время тяжелый период, так как их финансирование передано в регионы, имеющие различный экономические возможности для реализации программ отдыха. Стоит отметить, что в прошлом году на Фонд социального страхования пришлось около половины всех путёвок для детей, что составило около 19.5 млрд. рублей. Остальные средства внесли работодатели и родители. За счет этого отдохнули около 5 миллионов детей. А начиная с этого года, программа по предоставления путёвок на отдых для детей переходит из сферы ответственности работодателей и федеральных властей к регионам. За ФСС останется лишь покупка путёвок для детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей и семей безработных. Согласно новым правилам каждый регион теперь сам устанавливает условия и порядок предоставления путевок.
Это может привести к еще большему уменьшению числа оздоровительных детских учреждений и переходу их части на коммерческие условия. Это может сказаться в итоге на доступности отдыха для значительных групп населения. Ближайшие годы покажут, устоит система детского отдыха или существенно сдаст свои позиции. Оздоровление детей может осуществляться не только в стационарных условиях отдыха на конкретной базе, но и во время активного отдыха. К ним относятся походы, туристические слеты, туристско-спортивные соревнования и т.д. Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образования. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше 11 тыс. квалифицированных педагогов. Ежегодно в Российской Федерации организуется свыше 6480 профильных лагерей в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 442 тыс. детей.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Начавшие активно развиваться в советский период формы детского туризма, связанные с активными способами передвижения (походы, военно- спортивные походы), с 90-х гг. XX в. – поисковое движение и экспедиции, несмотря на недостаточное или полное отсутствие финансирования со стороны государство, продолжают существовать и по сей день. Здесь важным является вклад педагогов, руководителей поискового движения, энтузиастов. Но необходимо отметить, что массовый детский туризм и экскурсионная работа с учащимися в последние годы испытывают серьезные трудности из-за отсутствия бюджетного финансирования, постоянного роста тарифов на транспорт, нестабильности ситуации в ряде регионов России.
Активный отдых в условиях природной среды в форме полевого туристского лагеря на принципах самообслуживания дает возможность юным туристам участвовать в образовательных программах различного профиля: «Юные туристы-спасатели», «Юные туристы – водники», «Юные краеведы», «Юные туристы – экологи», «Юные туристы рыболовы-спортсмены» и многие другие. В отличие от стационарного оздоровительного лагеря, участие детей в туристских походах, помимо чисто физической тренировки учит их мобилизовать силы для преодоления препятствий, быстро оценивать ситуацию и самостоятельно принимать правильные решения, сохранять оптимизм и присутствие духа даже в неблагоприятной природной обстановке. В туристском путешествии человек становится участником коллективной деятельности, что формируются такие стороны характера как коммуникабельность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственность за порученное дело. Таким образом походная обстановка стимулирует гармоничное развитие личности – умственное, нравственное и физическое.
С принятием в 1994 г. Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряда постановлений, принятых в развитие указанного закона Правительством РФ, уделяется самое пристальное внимание подготовке учащейся молодежи России к действиям в чрезвычайных ситуациях. В отличии от обучения детей на школьных занятиях огромные возможности получения практических навыков безопасного поведения в природных условиях предоставляется во время туристского похода.
Деятельность образовательно-оздоровительных лагерей в современных условиях приобретает особое значение в решении многих социальных и педагогических проблем в оздоровительном отдыхе, гражданском и трудовом воспитании детей. Здоровье детей – категория педагогическая. Туризм, являясь эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления учащихся, составной частью входит в образовательный процесс школы. Многие школьные дисциплины опираются на краеведческий принцип преподавания, поэтому походы, путешествия, экскурсии по родному краю являются массовыми формами приобщения детей к патриотическому наследию России.
Одна из основных функций детско-юношеского туризма – образовательная. Туризм, являясь эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления учащихся, составной частью входит в образовательный процесс школы. Многие школьные дисциплины опираются на краеведческий принцип преподавания, поэтому походы, путешествия, экскурсии по родному краю являются массовыми формами приобщения детей к патриотическому наследию России. Несколько лет успешно реализуется туристско-краеведческая программа «Отечество», охватывающего свыше миллиона учащихся. Дети узнают историю и культуру, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество. Эти виды деятельности позволяют значительно углубить и расширить знания обучающихся по учебным дисциплинам общеобразовательного курса. Экскурсии, знакомящие с историей и природой страны являются составной частью образовательного процесса в школе. Обязательным в школе является такое направление работы с детьми как краеведение. Во время занятий краеведением в кружках, походах дети знакомятся с жизнью своего родного края, его прошлым, своими выдающимися земляками. В Москве несколько лет назад в учебный процесс был введен курс «Москвоведение», который призван знакомить юных москвичей с богатой историей и культурой города и страны в целом.
Дети вовлекаются в образовательный процесс такого рода благодаря участию в создании школьных музеев. Школьный музей – это совместный процесс педагогического состава и детей, причем, если последние – активный состав, то поддержка педагогическим составом и администраций школ таких инициатив – неотъемлемая часть реализации подобных проектов. Сейчас получили аккредитацию около 11 тыс. школьных музеев в образовательных учреждениях нашей страны, причем ежегодно открывается несколько сотен новых музеев. Около 50% музеев – это военно-исторические или часть экспозиции которых посвящена историко-патриотической тематике. Так, в 2003 г. были созданы 519 музеев, в 2004 г. – 670, в 2005 г. – 634, в 2006 г. – 535, в 2007 г. – 732, в 2008 г. – 397, в 2009 г. – 809. В школьных музеях проводятся классные часы, историко- литературные игры, музейные праздники, встречи с ветеранами, экскурсии.
Образовательная функция туризма тесно взаимосвязана с другой – воспитательной. Она проявляется как на экскурсиях в музеях, так и в участии детей в активных формах отдыха – походах, работ патриотических клубов, различных проводимых фестивалях, конкурсах, смотрах и т.д. Важнейшей составной чертой воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям. Надо отметить большой вклад музеев в воспитательном процессе школьников. Перед национальными музеями, музейным комплексами на современном этапе стоят задачи поиска новых форм работы по формированию у молодых людей национального самосознания, национальной самоидентификации, а также понимания места и роли национальной культуры в общем мировом культурном пространстве. Учитывая изменившиеся социально-экономические условия жизни, иной подход современных детей к изучению истории, огромный поток информации, музеи создают новые формы общения с детьми. Музеи переходят на новые формы сотрудничества с образовательными учреждениями, общественными организациями, занимающиеся воспитанием детей и молодежи. Тем самым удается привлечь детей, молодежь и даже целые семьи к активному участию в музейно-экскурсионных программах. Культурно-образовательная программа «Музей – школе» представляет собой совокупность музейно- педагогических мероприятий, направленных на приобщение школьников к ценностям культуры, сосредоточенных в храмах Государственного музея- памятника «Исаакиевский собор» с целью формирования у них расширенных знаний и представлений об отечественной культуре, ее традициях и достижениях.
В музеях разрабатываются и реализуются многообразные образовательно- воспитательные проекты как традиционные для музейной деятельности (экскурсии, лекции), так и новые тематические вечера, игровые костюмированные экскурсии и викторины, музыкальные абонементы, конференции, творческие конкурсы, театрализованные, концертные программы и различные акций. Для реализации театрализованных мероприятий и литературно-художественных программ, например, в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. был разработан проект «Музей + театр». В рамках этого проекта в музее осуществлена постановка моноспектакля «Повесть памятной годины» по поэме А.Твардовского «Василий Тёркин».
Чтобы заинтересовать и познакомить школьников с историей наряду с традиционными формами широко стали практиковаться игровые моменты, когда детей вовлекают в процесс экскурсии и он становятся его активными участниками. Это позволяет им вспомнить свои знания, а также стимулирует интерес к данной теме, а в последующем и к истории в целом. Например, в музее археологии Москвы проводится игровое исследовательско-познавательное занятие «Мозаика времен». В ходе такого занятия дети знакомятся с археологической наукой, ее методами и изучают историю освоения и заселения московского края. Это осуществляется с помощью не только экспозиции, но и тщательно подготовленных дидактических материалов. Программа представляет собой цикл, охватывающий временной период от палеолита до эпохи славянского заселения московского края. Первая часть занятия представляет собой классическую экскурсию, сконцентрированную в первую очередь на археологических находках эпохи древнейшего прошлого московского края. Вторая часть является интерактивной и представляет собой участие группы в импровизированных раскопках.
16 лет назад в Санкт-Петербурге был создан Детский исторический музей при Музее политической истории России. Он представляет собой один из интереснейших в России и за рубежом примеров экспозиции, созданной для детей. В музее создаются эффективные условия для адекватного восприятия и интерпретации прошлого детской аудиторией. Это позволяет доступным языком говорить с детьми о сложных исторических событиях и явлениях. Обращение к личному опыту ребенка при знакомстве с историей содействует укреплению отношений между разными возрастными поколениями, осознанию необходимости знания истории своей страны и истории своей семьи. В Государственном музее – памятнике «Исаакиевский собор» была разработана и внедрена при участии специалистов ВУЗов культурно-образовательная программа «Музей – школе», которая представляет собой совокупность музейно-педагогических мероприятий, направленных на приобщение школьников к ценностям культуры, сосредоточенных в храмах музея-памятника с целью формирования у них расширенных знаний и представлений об отечественной культуре, ее традициях и достижениях. Программа оказалась востребованной школами. В ней приняли участие десятки групп учащихся из питерских школ. В последние годы музеи перестраиваются на работу с людьми с ограниченными возможностями и создают им больше возможностей для духовного и морального обогащения. Сотрудники музеев при проведении экскурсий для детей с нарушением зрения, в основном, опираются на сохраненные анализаторы у детей: слуховой, двигательный, обонятельный, осязательный, тактильный. Для ребят с нарушением слуха – делается акцент на зрительные образы, но при этом не исключает и звуковое воздействие. Такой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями вошел в практику музея обороны Москвы. Музея «Огни Москвы», Дарвиновский музей и др.
Одно из эффективных направлений деятельности музеи по воспитанию молодежи на примерах героических традиций нашего народа – военно- исторические праздники. Такие мероприятия, проводимые, например, Бородинским музеем-заповедником, включены в Государственную программу. Это грандиозный военно-исторический фестиваль «День Бородина» в первые дни сентября, День воинской славы России, специально для детской аудитории – два военно-исторических праздника: «Стойкий оловянный солдатик» и «Москва за нами. 1941 год». Именно музеи помогают современным школьникам стать более образованными, культурными людьми, истинными патриотами Отечества, не лишенными исторической памяти и способными передать ее последующим поколениям.
В заключение можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский туризм в современных условиях не потерял своего значения в таком важном вопросе социальной политики государства как формирование здоровой, социально активной личности юного гражданина. Отношение государства к детско- юношескому туризму, как и к системе образования в целом, таким образом, во многом определяет, каким вырастет молодое поколение – здоровым, грамотным, целеустремленным, патриотически настроенным. Учитывая новые условия постсоветского периода, государству необходимо способствовать тому, чтобы процесс адаптации системы детско-юношеского туризма к новым условиям проходил без ущерба интересов детей.
Список использованных источников
1. Покровский Н.Е., Черняева Т.И.. Туризм. От социальной теории к практике управления: Учебное пособие. / Н.Е. Покровский – М: Университетская книга, 2009. – 400 с.
2. Квартальнов В.А.: Туризм: теория и практика: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352 с.
3. Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы: Монография, – М: Эксмо, 2003. – 231 с.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»