Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Советская историография второй половины 1950-х годов о положении процесса образования в УССР после окончания великой отечественной войны»

Сегодня актуальной проблемой исторической науки является необходимость всестороннего исследования системы советского образования после окончания Великой Отечественной войны. Весомый вклад в характеристику положения школ и высших учебных заведений сделали исследователи Союза Советских Социалистических Республик (СССР), которые дали научную оценку состояния послевоенных отечественных заведений образования во второй половине 1950-х годов.

В это время советская литература достаточно широко рассматривала разнообразные вопросы, связанные с положением процесса образования в Украинской Советской Социалистической Республике (УССР) после окончания Великой Отечественной войны.

Подавляющее большинство профессиональных публикаций, связанных с характеристикой системы социалистического образования, посвящались обоснованию правильности курса правящей партии в процессе восстановления учебных заведений и дальнейшего коммунистического воспитания молодежи. Актуальность освещения широкого круга проблем предопределялась наличием стойких и глубоких убеждений среди западноукраинского населения, которые противоречили официальной марксистско-ленинской идеологии.

Как элементы массовой идеологизации отечественного образования продолжали использоваться разнообразные психологические методы влияния на общество. Одним из самых распространенных оставался процесс грубого вмешательства партийной идеологии в научную жизнь. При этом, литература не противоречила партийным постулатам, а наоборот, полностью подтверждала и всячески обосновывала идеи дальнейшего построения коммунистического общества.

О значимости и актуальности исследования состояния системы образования свидетельствует большое количество написанных и защищенных диссертационных работ, в которых ряд советских научных работников рассматривают состояние образования в УССР по окончанию Великой Отечественной войны, но исключительно в пределах жесткой цензуры, что снижает их научную ценность.

Особое внимание привлекают диссертационные исследования, которые имеют региональный характер. В них детально рассматривается положение западноукраинских заведений образования в послевоенный период [2]. Научной ценности исследованиям добавляет то, что после резкого изменения социально-экономических и политических основ жизни западной Украины вследствие присоединения к СССР, население неоднозначно воспринимало нововведения. Характерной особенностью работ стала сравнительная характеристика учебно-воспитательного процесса при капиталистической и социалистической формации на западе Украины. Примечательно то, что во всех диссертациях авторы сошлись во мнениях о весомых преимуществах советской системы образования.

Часть научных работ посвящена общей характеристике развития учебно-образовательного процесса в республике, при этом, акцентировалось внимание на общих тенденциях восстановления и возобновления деятельности заведений образования после Великой Отечественной войны [3].

Невзирая на однобокость изложения научных фактов, диссертации дали возможность накопить большой фактический материал и глубоко проанализировать отдельные аспекты учебного процесса послевоенной Украины.

В дальнейшем попытку обоснования целесообразности применения широкого круга методов государственного влияния на процесс воспитания молодежи находим в публикации Г.П. Ростикуса [6]. На ее страницах значительное место отведено не только особенностям становления процесса образования в высших учебных заведениях западной Украины, но и вопросам необходимости дальнейшего распространения борьбы с религиозными взглядами в студенческой среде.

Значительное количество научных работ посвящалось непосредственно проблемам молодежи в послевоенное время. Сосредоточивалось внимание на подготовке студента к социальным процессам в обществе, идеологической и партийной подготовке. В трудах советского времени создавался образ высоконравственного студенчества в пределах жесткого контроля партии над повседневной жизнью советской молодежи.

Общие тенденции восстановления учебно-воспитательного процесса в Украине и особенности его развития в годы первой послевоенной пятилетки, раскрыты в труде О.М. Филиппова [7]. На страницах публикации освещена роль советской власти в процессе построения отечественной научной отрасли, преимуществ социалистической системы образования, определенные акценты делаются на ее общедоступности и бесплатности.

Привлекает внимание пособие М.М. Лисенко, Г.Г. Пидлуцкого и А.В. Санцевича в котором указывается острая необходимость усиления атеистического воспитания в школах [5]. Публикация стала своеобразным руководством для педагогов в борьбе с религиозными проявлениями в системе школьного образования.

Особенностью советских публикаций второй половины 1950-х годов о положении высшей школы стало недостаточное освещение социально-экономического и политического положения профессорско-преподавательских кадров из-за массового политического террора власти против научно-технической интеллигенции. Свидетельством не приоритетности исследований положения работников высшего образования есть фактическое отсутствие отдельных трудов об их положении.

В 1957 году вышла солидная публикация Академии педагогических наук СССР, посвященная анализу развития и состояния советского образования [4]. Труд стал своеобразным итогом научной и идеологической характеристики сорока лет существования образования в Советском Союзе.

Характерной чертой отечественной историографии второй половины 50-х годов прошлого века стало то, что главное внимание историков сосредоточивалось на научных и творческих разработках работников системы народного образования, при этом обобщалась роль изобретений, в литературе не освещались вопросы обыденности, духовных ориентиров учителей и преподавателей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Служить примером этому может труд К.Т. Галкина, в котором нивелируется личный вклад ученых в развитие науки, при этом руководящая роль в прогрессе отводилась исключительно Коммунистической партии и государству [1].

Таким образом, своеобразной особенностью освещения положения советского образования второй половины 1950-х годов стало то, что авторами публикаций являлись, в большинстве, партийные и государственные работники. Очевидно, значительная часть опубликованных материалов не имела научной почвы, а служила крепкой идеологической опорой для руководства СССР в будущем построении коммунистического строя.

Во второй половине 1950-х годов публикуются труды, характерной особенностью которых стала избыточная заполитизированность изложенного материала. Освещая разные стороны образовательного процесса послевоенного времени, эти научные разработки вносят большой вклад в исследование проблемы положения послевоенного образования в УССР, но, в дальнейшем, фактический материал нуждается в новом, объективном переосмыслении современными историками для правдивой характеристики прошлого советской школы.

Список литературы:

1. Галкин К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР / К.Т. Галкин [под ред. Н. А. Константинова]. – М. : Советская наука, 1958. – 176 с.

2. Ігнат А.М. Нариси з історії народної освіти в Закарпатській області (1944–1954): дис… канд. іст. наук / А.М. Ігнат. – Ужгород, 1955. – 286 с.; Павлюк І.С. Розвиток народної освіти в західних областях УРСР (1939–1950): дис… канд. іст. Наук / І.С. Павлюк. – Львів, 1956. – 267 с.; Кондратюк О.П. Розвиток школи і освіти на Тернопільщині (1900–1957 рр.): дис… канд. пед. наук / О.П. Кондратюк. – К., 1958. – 384 с.; Літнянський В.В. Розвиток загальноосвітньої школи на Дрогобиччині (1939–1959).: дис… канд. пед. наук / В.В. Літнянський. – К., 1959. – 253 с.

3. Міщенко С.О. Розвиток освіти Української РСР в роки четвертої п’ятирічки (1946–1950): дис… канд. іст. Наук / С.О. Міщенко. – К., 1955. – 293 с.; Шачнева Е.В. Борьба партийных организаций Украины за восстановление и развитие высшей школы УССР в период 1943–1950 гг.: дис… канд. ист. Наук / Е.В. Шачнева. – К., 1955. – 286 с.
Народное образование в СССР / [Под. ред. И.А. Капрова и др.]. – М. : Академия педагогических наук, 1957. – 704 с.
5. Лисенко М.М. Атеїстичне виховання на уроках історії в школі: Метод. посіб. / М.М. Лисенко, Г.Г. Підлуцький, А.В. Санцевич. – К. : Рад. шк., 1957. – 172 с.
Ростикус Р.П. Розвиток і зміцнення вищої школи в західних областях України в післявоєнний період / Р.П. Ростикус. – Чернівці : Вид-во ЧДУ, 1957. – 218 с.

Філіппов О.М. Розвиток радянської школи УРСР в період першої післявоенної п’ятирічки / О.М. Філіппов. – К : Радянська школа, 1957. – 151 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

478

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке