Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Современная музыкальная культура в республике Казахстан: тенденции, проблемы и перспективы»

В современной культуре музыка занимает особенное и важное место. Музыка буквально пронизывает культуру. Музыка участвует в самоидентификации современного человека, а поскольку музыкальный стиль часто оказывается ядром субкультуры, то принимая этот стиль, мы принимаем и всё, что вокруг его выстроено, адаптируя под эту среду свой быт, своё поведение и понимание жизни.

Культурологические исследования последних лет показывают, что искусство и, в частности, музыка выполняют две разные функции… с одной стороны, погружает, вводит человека в реальность, отвечающую его высшим идеалам (религиозным, эстетическим), с другой — позволяет ему реализовать свои неизжитые желания и энергии. Конечно, вторая функция музыки может приходить в противоречие с первой, но это противоречие самой личности и культуры [1]. Таким образом, являясь культурообразующим стержнем, музыка претендует на роль необходимого инструмента достижения смысла бытия человека. У музыки духовные (мистические) корни музыки, уходящие ещё в допотопное существование человечества; её естественная среда обитания – богослужение. Песня была гимном божеству, танец – элементом ритуала. Таким образом, в эпоху, предшествующую современной, сложилась в рамках европейской культуры следующее традиционное разделение: духовная музыка; высокая (классическая) светская музыка; народная музыка [2].

Однако, чёткого разграничения всё-таки никогда не существовало, и картина музыкального мира всегда была внутренне нестабильна. Поэтому кризис, случившийся в современную эпоху, закономерен. Новая история музыки началась с появления звукозаписывающей техники. Присутствие исполнителя для слушателя стало необязательным. Музыка получила свободу. По мнению исследователей, завершившимся переворот в музыкальной культуре можно считать с момента широкого распространения радио. Так, возникает феномен поп-культуры, начинается так называемый калейдоскоп различных стилей и жанров. Кстати, последующее техническое развитие предоставляло музыке всё большую и большую степень свободы. Музыкальная экспансия привела к проявлению ряда общекультурных последствий. Во-первых, музыки стало больше. Возможность круглосуточного воспроизведения создала небывалую потребность в музыкальных продуктах. Спрос вырос; как следствие, требования к качеству продукта упали. В результате границы понятия хорошей музыки стали размыты. Во-вторых, музыка стала легкодоступной. Для того чтобы её послушать, не надо прикладывать каких-то заметных усилий. Музыка стала доступной и в другом смысле. Её стало легче производить. Так появилась клубная музыка, музыка диджеев.

Музыка стала своеобразным атрибутом человеческого бодрствования и перестала быть искусством. Таково мнение современных специалистов-культурологов. Стоит отметить, что перемены, происшедшие за последние десятилетия в экономической, политической, культурной сферах значительным образом сказались на сознании всех социальных групп и слоев общества. Так, коренные изменения произошли, прежде всего, в духовном облике молодёжи. Как известно, в своей жизнедеятельности она руководствуется императивами, отличающимися от тех, которые детерминировали мотивацию поведения не одного поколения. Примечательно, что никогда прежде культура в целом и в частности музыкальная, не имела такой степени свободы выбора музыкальных жанров, направлений, стилей, как отечественных, так и зарубежных [3]. С этой точки зрения проблема содержания и структуры духовно — ценностных ориентаций студенческой молодёжи может интерпретироваться как проблема геополитики, анализируя которую мы получаем возможность ответить на такие животрепещущие вопросы: что ожидает Казахстан в будущем, сохранится ли музыкальная культура как этнокультурная целостность или она будет ассимилирована и станет частью западноевропейского  мира.

В настоящее время обращение к музыкальной культуре молодёжи не случайно. Музыкальная культура стала значимой в процессе становления и развития молодого поколения, формирования внутреннего мира личности, взаимодействия социальных общностей, взаимного притяжения и отчуждения людей. Именно в среде молодежи наибольшим влиянием пользуются идеи гедонизма и эгоцентризма, проводником которых чаще всего оказывается музыкальная культура. А это достаточно опасное явление, поскольку общество, ориентирующееся на гедонизм, обрекает себя на стагнацию и упадок. Во  второй половине 80-х годов ХХ века изменилась модель участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. Молодежь активно участвовала в социальных реформах, политических, экономических движениях, причем формами такого участия стали музыкальные концерты, фестивали, целые направления и жанры музыкального творчества — самодеятельная, бардовская песня, рок — музыка, джазовый авангард. Традиционные молодежные объединения, осуществлявшие идеологическое и политическое воздействие на подрастающее поколение, утратили свое влияние. Музыкальная культура приобрела новую функцию – функцию  социализации молодежи. Важно и то, что усиление данной функции сопровождалось приобретением музыкальной культурой функции символа социальной идентификации — привязанность определенному музыкальному стилю, направлению, исполнителю. В свою очередь это  создавало  ощущение принадлежности к общности, объединенной единой ценностью. Сегодня музыкальные произведения диктуют молодежи определенные для поклонников каждой группы одежду, манеру танцевать, то есть определенный стиль и образ жизни. Таким образом  музыкальная культура приобрела новую функцию детерминанты образа жизни, наряду с уровнем дохода, потребления, образования.

Новые политические и экономические реалии привели к отчуждению молодых людей от традиционных ценностей. Музыкальная культура в последние десятилетия стала проводником ценностей индивидуализма в отрицательном их значении. Технические возможности средств массовой информации открыли новые возможности для взаимопроникновения музыкальных культур разных стран. Примечательно, что наметившаяся с начала 60-х годов ХХ века тенденция плюрализма в культуре, образе жизни, интересах и духовных ценностях привела к формированию молодежной музыкальной субкультуры. Ее влияние в современном мире настолько, что стало определять общественные вкусы не только молодежи, но и других социальных групп. Не менее важно и то, что благодаря телевидению, радио, духовные ценности, взгляды и потребности молодежи в сфере музыкальной культуры распространились на экономическую сферу и породили новую отрасль — шоу — бизнес, в которой заняты десятки тысяч людей и задействованы огромные финансовые средства. Отсюда менее невостребованной оказалась музыка классическая, лишенная государственной поддержки, каналов распространения и музыкантов – исполнителей.Казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки — оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе творчества. В 30-40-е годы ХХ столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства — «Кыз Жибек» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди, «Биржан и Сара» М. Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали неисчерпаемые богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки. Подмостки оперного театра стали ареной, где перед взором современного зрителя разворачивается старинный свадебный обряд и зажигательный айтыс между акынами ХIХ века Биржаном и Сарой, где можно услышать полную внутренней страсти песню героя народно-освободительного восстания ХIХ века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау.

В 60-70-х гг. XXвека в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки — симфонический, в рамках которого создаются как композиции, близкие по форме классическим, — симфонии Г.Жубановой, К. Кужамьярова, так и возникает новый жанровый синтез — симфонический кюй. Большую любовь у национальной аудитории получили оркестровые и хоровые интерпретации казахской монодической музыки. Особенно широкую популярность завоевал фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы», в состав которого вошли древние, ушедшие из практики повседневного бытования казахские музыкальные инструменты, возрожденные ученым-фольклористом Б. Сарыбаевым. В оркестровом звучании кюи захватывают слушателей исполинской мощью воплощаемых богатырских образов, стремительностью конной скачки-байги, пленительными звуковыми картинами необъятных просторов степей и ликованием массовых народных празднеств. Неповторимое лицо этому коллективу создал руководитель и дирижер, композитор и домбрист Н. Тлендиев. На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан — уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар. В республике работают исполнительские коллективы различного художественного профиля — Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Казахстан — родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба — Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кадырбековой, А. Мусаходжаевой, Ж. Аубакировой и колыбель звезд казахской музыкальной диаспоры за рубежом — М. Бисенгалиева, Э. Курмангалиева, сестер Накипбековых. На сегодняшний день в республике активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им. К. Байсеитовой и А. Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Национальная Академия музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные, научные и культурные учреждения. Ежегодно наша суверенная республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов — на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. В настоящее время наблюдается доминирование развлекательных жанров эстрадной, развлекательной поп — рок музыки, которое отразило противоречие между активными изменениями в социально — экономических условиях жизнедеятельности молодых людей и отставанием их психофизиологической перестройки, нарушением процесса социализации и адаптации. Исключить вышеназванные негативные моменты способна на наш взгляд, именно народная музыкальная культура, поскольку это не только прошлое, но и его настоящее. На смену отрыва человека от его национальных корней должна прийти ориентация на тесную связь с культурой своего народа. Наличие интереса к музыкальной этнокультуре в молодежной среде существует, но этот интерес еще очень слабо выражен. Он требует дальнейшего изучения и бережного воспитания, поскольку молодое поколение стремится к новому. При разработке музыкальной политики необходимо учитывать сложность современной социальной структуры общества, плюрализм жизненных стилей, неравномерность распределения финансовых ресурсов, качественное изменение запросов предпочтений различных социально — демографических, социально — территориальных, социально — этнических и социально — статусных групп. Наряду с доминированием развлекательных жанров, у  молодежи есть осознание односторонности музыкальных предпочтений, недостатка музыкального образования. Помочь преодолеть эти ограничения должна специально разработанная программа духовного развития подрастающего поколения. Проект Всемирной программы действий, касающейся молодежи, на третье тысячелетие, в качестве одной из приоритетных задач в сфере образования содержит задачу разработки каждым национальным правительством программы ознакомления молодых людей с культурным наследием своего общества, а также с культурой других стран, с тем, чтобы содействовать пониманию молодыми людьми культурного разнообразия и стимулировать их участие в сохранении культурных ценностей. Социальный Совет ООН считает, что необходима новая философия современной молодежной политики, ключевым элементом которой должен быть курс на социальное развитие молодежи, фундаментальная перестройка всей системы воспитания, направленная на формирование высших духовных ценностей — веротерпимости, взаимопонимания, миролюбия, ответственности перед собой и другими, гуманизма. Совершение гуманистической революции — глобальная и долговременная задача, в центре её внимания находится молодежь как главный носитель будущего, основной источник инноваций, важнейший фактор перемен. На воспитание гуманистических ценностей и должна быть нацелена музыкальная культура как важнейшая и наиболее распространенная часть культуры общества.

Список литературы:

Розин В.М. Культурология: Учебник. — М., 2003.- 462 с., с. 429

До и после техногенного переворота //[электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://culturolog.ru(дата обращения 14.04.2012)

Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. — М., 2002.- 712 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

887

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке