Ключевые слова: инновационная политика, индекс инновационной активности организаций, индекс глобальной конкурентоспособности, глобальный инновационный индекс, НИОКР.

Каждый человек с индивидуальными особенностями является частью общей группы во всех сферах жизнедеятельности. Как известно, человек вне зависимости от внешних факторов стремится сохранить собственную «зону комфорта», что способствует основополагающему принципу возникновения и развития новации – индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. А система новации, сформированная в определённую систему для достижения положительных результатов и «захват» пространства жизни людей, формирует общий термин – инновация. Стоит упомянуть, что интенсивное развитие данной системы возникло на фоне стремительного развития компьютеризации общества, которое в итоге привело к государственному регулированию модернизации общества.

Российская Федерация, как один из членов мирового сообщества, документально задекларировала свой интерес к инновационному процессу путём принятия федеральных законов, указов Президента, государственных программ и федеральных ведомственных и межведомственных актов.

Основополагающими из них являются:

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» ФЗ № 127 (с ФЗ-№254 от 2011 г.)

2. Федеральный закон от 12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

3. Указ Президента РФ от 07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

На законодательном уровне термин инновация подразделяется как введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Эти законопроекты в мировой практике определяют бюрократические нормы для урегулирования процессов государственной инновационной политики.

Основными её целями, по мнению коллегии авторов Академии Естествознания, являются:

1. Создание организационных, экономических и правовых условий для осуществления инновационной деятельности.

2. Оптимизация эффективности производственного процесса и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций.

3. Содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере.

4. Расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности.

5. Содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

6. Осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Являясь частью мирового сообщества, каждое государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации национальной экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на отечественном и мировом рынках, улучшения качества жизни населения. То есть, внедрение собственных разработок в рамках глобального рынка является прерогативой для государства и коммерческих организаций. Поэтому задача государства состоит в заинтересованности всех сторон к добросовестному выполнению своих обязанностей.

Поощрение разработчиков выходит на первостепенную функцию в социально-экономическом отношении. Но «по природе человек ленив», поэтому стратегические цели заключаются в нахождении функциональных связей между механизмами инновационной политики и особенностей индивидуального и межличностного процесса коммуникаций. Данные два фактора являются основой для осуществления принятия управленческих решений в области разработки совершенных технологий – центральным моментом в осуществлении институциональной инновационной политики.

Для показателя эффективности применения инновационной политики используют статистические показатели производительности деятельности новых технологий в процентном соотношении с общей производительностью. В РФ таковым является общий индекс инновационной активности организаций. Он включает в себя удельный вес организаций, осуществляющие в себе технологические, организационные и маркетинговые инновации.

Ещё одно преимущество данных заключается в указании предпочтений организации в области управленческих решений, вытекающих из общей экономической ситуации в стране (табл.1).

Таблица 1. Индекс инновационной активности организации за предшествующие 3 года по экономиче-
ским видам деятельности (в %)

Снижение показателей в первую очередь связано с неблагоприятной для организаций внешней экономической ситуацией. Для любых сфер деятельности в период спада главной задачей является спасение финансовой, конкурентной и рыночной составляющей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В специфике российских предприятий затраты на инновации относят на второстепенные расходы. Из этого выявляется более серьёзная проблема тормозится создание целостной системы преференций инновационным компаниям и действенных стимулов, подталкивающих бизнес к ускоренному внедрению передовых технологий. Итогом данного недочёта являются низкие показатели инновационного фактора в мировом значении.

Одним из показателей состояния инновационного климата страны является Индекс глобальной конкурентоспособности, являющийся ежегодным докладом Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария). Одним из 12 частей данного доклада является индекс инновации, который вычисляется индивидуально для каждой страны. Но имеется и положительный момент этап концептуального обсуждения необходимости нормативного закрепления таких стимулов и преференций уже пройден.

Для вычисления данного индекса были взяты следующие подкатегории:

1. Инновационный потенциал (84 из 140) – показывает современное макроэкономическое состояние экономики, а также оценивает инновационную политику страны с точки зрения законодательной составляющей. Основу экономики России составляет экспортно-импортная модель сырьевых ресурсов, поэтому показатели являются скромными.

2. Качество научно-исследовательских институтов(58 из 140) – показывает возможности российских НИОКР, их сопоставление с мировыми стандартами, а также вклад в мировую науку и наличие компетентных специалистов.

3. Затраты компаний на НИОКР(75 из 140) – Российские предприятия в большинстве своём с небольшим интересом тратят свои деньги на технологическое обновление. Существующая политика «дорогих денег», привело к политике оптимизации, как производства, так и потребления.

4. Сотрудничество между университетами и промышленностью в сфере НИОКР(67 из 140) – взаимосвязь предприятий с академической сферой в нашей стране в большей части зависит от финансовых возможностей первой стороны, а также технических – с другой.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

5. Государственные закупки передовых технологических продуктов(67 из 140) – рассчитывается как коэффициент обновления государственной собственности в пятибалльной системе оценивания. Стоит заметить, что Правительство регулирует данный процесс специализированным документом Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»

6. Доступность ученых и инженеров(64 из 140) – показывает наличие инженеров и ученых, которые определяют способность нации к развитию конкурентоспособности за счет дифференциации экономики страны. Столь невысокий показатель составители рейтинга аргументируют невысокой степенью мобильности, а также большое количество «закрытых» предприятий.

7. Применения патентной заявки кол-во/млн. чел(41 из 140) – показывает уровень применения новых изобретений в обществе.

Однако имеются и более оптимистичные оценки инновационного прогресса страны. Агентство Bloomberg ежегодно определяет независимый рейтинг «Глобальный инновационный индекс». В январе 2016 года Россия заняла 12 место среди 115 стран мира.

Состояние инновационного климата Российской Федерации заключаются следующие факторы:

1. Уровень инновационного фактора в развитии экономики России расценивается уровнем ниже среднего в мировой экономике.

2. Ежегодно уровень активности пользователей в РФ возрастает.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3. Высокий уровень фундаментального образования в российских университетах позволяет генерировать конкурентоспособную инновационную сферу.

4. Политические и экономические факторы мешают развитию рынка инновационной продукции как полноправного участника рыночных отношений.

5. Окончательно не сформирована инновационная политика РФ на институциональном уровне из-за молодого возраста страны.

6. Государственная система стандартизации (ГСС) играет одну из ключевых ролей в развитии и становлении инновационной политики РФ наравне с системой государственных заказов и непосредственное участие финансово-кредитных организаций.

7. Не сформирован региональный рынок инновационных товаров и услуг.

8. Развитие отечественного продукта НИОКР прямо пропорционально экономическому макроклимату рыночной системы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В целом платежеспособный спрос рынка инновационного продукта в нашей стране остается неоднородным, несмотря на возникновение новых потребностей у российских потребителей, а также возникновения и рост рынка отечественных инновационных продуктов. Кроме того, данный рынок является рынком с высокой степенью риска, так как существует крайне большой разрыв между платежеспособным спросом и потребностям в отношении инновационного продукта. Процесс дифференциации ассортимента продукции пока не наблюдается. Спрос на инновации является не конкретным, потому что не ориентирован на покупку определенного нового товара или услуги.

Однако стоит заметить, что рынок инновационных продуктов в России расширяется и имеет тенденции к сегментированию продукции. Экономическая политика контрсанкций привела к необходимости политики самообеспечения государством наиболее важнейших сфер, связанных с национальной безопасностью: медицина,  IT-технологии, биотехнологии и биоинформатика, робототехника.

Более того, бизнес-планы некоторых проектов достаточно активно покупаются зарубежными компаниями. Это касается IT-продукта, а также проекты в области металлургии, медицины, биоинженерии. Более того, инновационная политика Российской Федерации при нынешних реалиях переходит на позицию национального проекта для более эффективного осуществления политики импортозамещения.

Список использованных источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»».
2. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: монография/ С. А. Агарков. – М.: Академия Естествознания, 2011.
3. Кардаш Д. Ю. Управленческие инновации и анализ готовности бакалавров-менеджеров к их реализации. [Текст]/ Д. Ю. Кардаш // Развитие управленческих и информационных технологий, их роль в региональной экономике: сборник научных статей по материалам II МНПК – Калуга, 2016 – С. 270-276
4. Global Competitiveness Report 2015 – Russian Federation. / [Электронный ресурс]: URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/economies/#economy=RUS (Дата обращения: 02.08.2016)
5. Bloomberg These Are the World’s Most Innovative Economies. / [Электронный ресурс]: URL:http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-19/these-are-the-world-s-most-innovative-economies (Дата обращения: 02.08.2016)
6. Интернет-ресурс «Эксперт» / [Электронный ресурс]: URL: http://expert.ru/ratings/table_340123/
(Дата обращения 29.07.2016)
7. Интернет-ресурс «Федеральная служба государственной статистики» / [Электронный ресурс]:
URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 29.07.2016)
8. Информационный ресурс «Инновации в России»/ [Электронный ресурс]: URL: http://innovation.gov.ru/ (Дата обращения: 02.08.2016)