Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Современные методы восстановления речевой функции у детей с субкомпенсированной гидроцефалией»

Одно из наиболее частых последствий перинатальных поврежде­ний нервной системы, приводящих к формированию задержек рече­вого развития, невротических и нейро-соматических расстройств, с дальнейшим нарушением школьной адаптации и ухудшением качества жизни пациента, является субкомпенсированная гидроцефалия.

Клинический опыт свидетельствует, что частой причиной головной боли и других неврологических нарушений в детском возрас­те является внутричерепная гипертензия. Наиболее яркими проявле­ниями неполноценности центральной нервной системы (ЦНС) при внутричерепной гипертензии (ВЧГ) являются нарушения развития, поведенческие и когнитивные нарушения [10]. При отсутствии нейро­реабилитации, развитие детей с ВЧГ протекает не благополучно. Обще признано, что их максимальная выраженность постепенно прогрес­сирует и достигает своего максимума в возрасте 6—7 лет. Однако при проведении систематической коррекционной лечебно-педагогической работы, возможен значительный регресс симптоматики, с купиро­ванием неврологических проявлений и развитием речевых навыков.

В подавляющем большинстве случаев при субкомпенисированой гидроцефалии задержка речевого развития сочетается с нарушением когнитивных функций и общемозговой симптоматикой в виде голов­ных болей, периодических носовых кровотечений, нарушения сна, эмоциональной лабильности, двигательной расторможенности. Ука­занные клинические проявления усугубляют речевые нарушения и существенно снижают способности ребенка к усвоению учебного мате­риала. Стабилизация внутричерепного давления является необходимым фактором для повышения эффективности реабилитационных и педаго­гических мероприятий по восстановлению речевого развития.

Для повышения качества жизни и улучшения социальной адаптации у данной группы пациентов необходимо оказание комп­лексного воздействия, направленного не только на улучшение речевой функции, но и стабилизацию внутричерепной гипертензии, для купирования таких ее проявлений как, головные боли, нарушение памяти и внимания, носовые кровотечения, нарушение сна, эмоцио­нальную лабильность и двигательную расторможенность [3].

У детей с нарушениями речи, страдающих субкомпенсированной формой гидроцефалии, помимо рефлекторных методов восстанови­тельного лечения, в виде микротоковой рефлексотерапии и логопеди­ческого массажа, способствующих восстановлению тонуса артикуля­ционных мышц и повышению функциональной активности речевых зон коры головного мозга [7, 12], необходимо оказывать лечебное воздействие, направленное на стабилизацию ликвородинамики с улучшением венозного оттока из полости черепа для уменьшения компрессии структур головного мозга прилежащих к ликворным пространствам. Однако длительное применение препаратов диурети­ческого ряда в детском возрасте, может приводить к эксикозу, сниже­нию уровня калия, натрия, магния, а одновременное назначение препа­ратов калия при длительном приеме фуросемида и диакарба по ряду исследований, может привести к гиперкалиемии [6].

Функциональная неполноценностиь церебральной гемодинамики, которая выражается в ангиодистонии с элементами атонии венозной стенки, приводит к развитию внутричерепной гипертензии, за счет явлений венозного застоя в полости черепа [4]. С учётом этого обстоятельства особого внимания заслуживают медикаментозные средства, целенаправленно воздействующие не только на метаболи­ческие процессы в нервной клетке, но и улучшающие церебральную микроциркуляцию, в том числе обладающие венотоническим эффектом. Таким препаратом является препарат танакан, раститель­ного происхождения, стандартизованный и титрованный экстракт Гинкго билоба, относится к клинико-фармакологической группе: фитопрепарат, улучшающий мозговое и периферическое кровообра­щение, действие которого обусловлено влиянием на процессы обмена веществ в клетках, реологические свойства крови и микроциркуляцию, а также на вазомоторные реакции кровеносных сосудов. Танакан улуч­шает кровоснабжение головного мозга, доставку кислорода и глюкозы, нормализует тонус не только артерий, но и вен, улучшает микроцирку­ляцию [2] и метаболические процессы, оказывает антигипоксическое действие на ткани. Воздействует на высвобождение, обратный захват и катаболизм нейромедиаторов (норадреналина, ацетилхолина) и на их способность к связыванию с мембранными рецепторами. В 1989 году Bruel A. были опубликованны результаты контролировуемых клини­ческих испытаний при хронической церебровоскулярной недостаточ­ности свидетельствующие об эффективности танакана в лечении таких клинических симптомов заболевания, как головная боль, снижение внимания и памяти, головокружение, шум в голове и т. д. [13]. Прове­денные различными авторами исследования [1] показали так же, что танакан дает выраженный клинический эффект в терапии последствий перинатального поражения головного мозга у недоношенных детей в лечении гипертензионно-гидроцефального синдрома, за счет компен­сации венозного кровотока головного мозга и восстанавления невроло­гического дефицита.

Однако до настоящего времени не проводилось клинических исследований эффективности Танакана в комплексном лечении нару­шений речевого развития у пациентов с субкомпенсированной формой гидроцефалии.

Целью нашего исследования явилось изучение лечебной эффек­тивности препарата танакан в комплексном лечении пациентов с диаг­нозом резидуально-органическое поражение головного мозга, субком­пенсированная гидроцефалия, задержка психо-речевого развития в виде сенсомоторной алалии. Для реализации поставленной нами цели в амбулаторных условиях детского отделения неврологии и рефлексо­терапии «Реацентр Волгоград» было обследовано и получили лечение 68 детей в возрасте от 3-х до 7 лет.

При неврологическом осмотре у всех пациентов отмечались признаки ВЧГ и общемозговой симптоматики: усиление венозного рисунка височной области, эквиваленты головной боли, нарушение сна в виде долгого засыпания и/или двигательного беспокойства во сне, эмоциональной лабильности, а так же у 52 пациентов отмечалась выраженная моторная расторможенность. Все 68 пациентов перед началом курса лечения были осмотрены логопедом для уточнения особенностей и выраженности психоречевого дефекта с использова­нием следующих методик: стандартного логопедического осмотра и установления степени недоразвития речи по Левиной Р. Е., Филиче­вой Т. Б., [8] определение формы дизартрии и степени выраженности неврологической дисфункции на основе экспресс методики Горшеневой С. В. [5] При этом у всех пациентов выло выявлено нарушение восприятия речи: у 22 пациентов отсутствовало понимание обращенной речи, у 44 отмечалось частичное понимание обращенной речи на бытовом уровне. В большинстве случаев у 59 пациентов патологическое состояние мышц речевого аппарата препятствовало развитию артикуляционной моторики, появлению и постановке новых звуков. Уровень речевого развития у всех пациентов соответствовал 1 уровню общего недоразвития речи (ОНР).

У всех 68 пациентов при проведении ЭЭГ были выявлены приз­наки грубой задержки развития биоэлектрической активности мозга, выраженной дисфункции срединно-стволовых структур, дезорганиза­ции корковой ритмики. Анализируя данные РЭГ у пациентов участ­вующих в исследовании были отмечены проявления хронической це­ребровоскулярной недостаточности с нарушением венозного оттока из полости черепа: у 58 пациентов — венозный застой, у 35 пациентов — повышение периферического сосудистого сопротивления. В подав­ляющем большинстве случаев при проведении МРТ были выявлены признаки органического поражения головного мозга в виде комбини­рованной гидроцефалии с преобладанием расширения передних и боковых рогов желудочковой системы, расширением ликворных пространств по конвексу преимущественно в области височных и лоб­ных долей головного мозга; участки демиелинизации и мелкие единич­ные кисты в белом веществе лобных долей головного мозга. В ряде случаев были обнаружены гипоплазия мозолистого тела и киста прозрачной перегородки. Методом рандомизации все пациенты были подразделены на 3 группы: в I группу вошли 22 пациента получивших препарат танакан; во II группу вошли 24 человека, получавшие рефлекторные методы лечения МТРТ и логопедический массаж; в III группу вошли 22 человека, получавшие комплексное лечение, включающее препарат танакан, МТРТ, логопедический массаж. Все 68 детей в процессе исследования так же получали систематические заня­тия с логопедом для закрепления речевых навыков, полученных в про­цессе реабилитационного лечения.

Медикаментозное лечение препаратом Танакан проводилось перорально в дозе у детей 3—5 лет ¼ табл. (0,25 мл стандартизирован­ного раствора) — 2 раза в день в течении 2-х месяцев.; у пациентов
5—7 лет ½ табл. (0,5 мл стандартизированного раствора) — 2 раза в день в течении 2-х месяцев.

Процедуры МТРТ проводились прибором, разрешенным к серий­ному производству и применению в медицинской практике «Стимуля­тор микротоковый электропунктурный компьютерный «МЭКС» в соответствии с «Инструкцией по применению». Воздействие на БАТ осуществлялось последовательно: на корпоральные БАТ, затем на БАТ над артикуляционными мышцами и на зоны краниотерапии [9, 11]. МТРТ проводилась курсами, состоящими из 15 процедур с пере­рывами 1 месяц после 1 курса лечения и 2 месяца после 2 курса. Лого­педический массаж проводился с применением зондов по Новиковой, 2 курсами по 10 сеансов, после окончания 1 и 3 курса МТРТ. Систе­матические занятия с логопедом для закрепления рече­вых навыков проводились по стандартной методике. Оценка состояния пациентов проводилась до начала лечения и по окончании лечебной программы, что соответствовало 6 месячному временному периоду с момента на­чала процедур.

Анализ результатов проведенного лечения показал, что у пациен­тов отмечалось купирование общемозговой симптоматики: прекрати­лись головные боли, нормализовался сон, уменьшилось двигательное и эмоциональное беспокойство: в I группе у 10 пациентов (45 %), во II группе у 15 пациентов (62 %), в III группе у 18 пациентов (81 %.) Понимание обращенной речи улучшилось: I группе у 7 пациентов (32 %), во II группе у 15 пациентов (63 %), в III группе у 17 пациентов (77 %). У большинства пациентов учавствующих в исследовании так же отмечалось улучшение экспрессивной речи с 1 уровня ОНР до 2 уровня: в I группе у 6 пациентов (27 %), во II группе у 13 пациентов (54 %), в III группе у 15 пациентов (68 %) – появился или расширился активный словарный запас в основном за счет бытовых слов; в речи дети стали использовать глаголы и предлоги, появились элементы фразовой речи; пациенты стали строить сложные предложения. У детей так же отмечалось улучшение дикции.

Анализ отдаленных результатов, который проводился по данным контрольного психо-неврологического и логопедического обследова­ния через 6 месяцев всех 68 пациентов после окончания лечения показал, что рецидив общемозговой симптоматики отмечался I и II группе у 12 пациентов 52 % и у 11 пациентов (46 %) соотвественно, то есть пациенты нуждались в поддерживающих курсах медикаментоз­ного лечения препаратом танакан или МТРТ. У пациентов III группы рецидив общемозгововй симптоматики отмечался лишь у 3 пациентов (14 %). Положительные отделенные результаты улучшения речевого развития до 3 уровня ОНР, в виде построения грамматически правильных сложных предложений из 5—6 слов с использованием всех частей речи и начала развития описательной речи (описывали по картинкам происходящее без наводящих вопросов, рассказывали о произошедших событиях) — отмечалось только в III группе у 5 пациентов (23 %). Проведенное исследование показало хорошую переносимость танакана и его высокую эффективность при сочетании с МТРТ и логопедическим массажем.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Таким образом танакан наиболее целесообразно применять в комплексе с рефлекторными методами лечения в виде МТРТ и логопедического массажа при органическом поражении головного мозга с нарушением венозного оттока из полости черепа, с целью купирования общемозговой симптоматики, улучшения психоречевого развития, социальной адаптации с повышением качества жизни.

Список литературы:

Альперина О. Н. Клинические особенности и методы патогенетической коррекции перинатального поражения центральной нервной системы у недоношенных детей с ретинопатией: автореферат дис. … кандидата медицинских наук, Екатеринбург, 2011, 168 с.

Бабенков Н. В. Нарушения венозного кровообращения головного мозга. Современные аспекты диагностики и лечения. Дис М., 2000, 41 с.

Бадалян Л. О., Берестов А. И., Дворников А. В. Головные боли у детей и подростков. М.: МП «Рарог», 1991, 60 с.

Джабарова Л. Б., Никулина Т. А. Инстенон и актовегин в комплексном лечении тяжелой черепно-мозговой травмы, СПб: ТОО «ОЛБИС», 1999. С. 141—145.

Горшенева С. В. Методические рекомендации по курсу «Нейропсихология», СамГПУ Самара 1999, 115 с.

Змушко Е. И., Белозеров Е. С. Медикаментозные осложнения. СПб.: ИД «ПИТЕР», 2001, 426 с.

Крюков Н. Н., Левин А. В., Уханова Т. А., Гаврилов А. П. Электропунктурная диагностика и терапия заболеваний нервной системы и расстройств психологичекого развития у детей. Учебно-методическое пособие для врачей, Самара 2008, 44 с.

Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей. М., Аркти, 2005, 222 с.

Мачерет Е. А., Коркушко А. О. Основы электро- и акупунктуры. Киев: «Здоров’я», 1993, 137 с.

Скворцов И. А., Ермоленко Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М: «МЕДпресс-информ», 2003, 367 с.

Стояновский Д. Н. Рефлексотерапия, Кишинев. Картя Молдовеняскэ1987, 381 с.

Уханова Т. А., Левин А. В., Гаврилов А. П. Микротокова рефлексотерапия в восстановительном лечении речевой функции у пациентов с детским церебральным параличом. Тез. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии реабилитации инвалидов в Российской федерации», Казань, 2009. С. 203—207.

Bruel A. Effects of Ginko biloba extract on glucose transport and glycogen synthetis of cultured smooth muscle cells from pig aorta. Pharmacol Res 1989; № 21. С. 421—429.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

378

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке