Ключевые слова: финансовое состояние, ликвидность, народное хозяйство, маркетинг, дестинации, общественное питание.
Общественное питание, как особая форма внедомашнего общественно организованного приготовления и потребления пищи, специфическая отрасль народного хозяйства, имеющая определенную целевую
В статье раскрывается сущность общественного питания как отрасли народного хозяйства и современные особенности ее развития, подчеркивается значение маркетинга дестинации в развитии предприятий общественного питания [1,с.89].
Общественное питание, как особая форма внедомашнего общественно организованного приготовления и потребления пищи, специфическая отрасль народного хозяйства, имеющая определенную целевую направленность и соответствующие ей задачи: поддержания и восстановления здоровья населения; организации досуга населения; эффективного использования свободного времени человека; рационального использования трудовых ресурсов; повышения уровня экономического благосостояния страны.
Согласно ГОСТу Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования» все услуги общепита подразделяются на следующие виды: услуги питания; услуги по изготовлению кулинарной продукции; услуги организации потребления и обслуживания; услуги по реализации кулинарной продукции;
В зависимости от характера производственно-торговой деятельности все предприятия общественного питания (ПОП) делятся на заготовочные, производящие полуфабрикаты и готовую продукцию, и доготовочные, использующие полуфабрикаты и готовящие пищу.
Особенности общественного питания как отрасли народного хозяйства:
- Общественное питание объединяет в себе три фазы общественного воспроизводства производство, обмен (обращение) и потребление. Большая часть продукции, производимая на предприятиях отрасли, здесь же реализуется и потребляется.
- Специфичность продукта общественного питания, который состоит из двух основных элементов: непосредственно продукция кухни и услуги по организации ее потребления.
- Региональная неоднородность в развитии общественного питания. Из 22 городов республике только 8 городах наблюдается прирост числ предприятия общепита, а в остальных 14их сокращений. Из общего числа предприятий общепита 16% рестораны,13% бары,44% кафе, 10% столовые,17% закусочные.
Таким обрзом, можно сделать вывод, что в РТ динамичное развитие предприятий общественного питания осуществляется в секторе предприятий, рассчитанных на потребителей со средним уровнем доходов (кафе). Снижение же доли закусочных и столовых объясняется:
- закрытием предприятий общественного питания по основному месту работы населения (так как практически все предприятия находились в период реформ в убыточном состоянии);
- появлением на рынке продовольственных товаров полуфабрикатов, готовых к употреблению в пищу через несколько минут доготовки. К тому же появление большого количества маршрутного транспорта позволяет людям за время обеденного перерыва пообедать дома.
В России для реализации этой политики здорового образа жизни необходимо вмешательство государства, например, по проведению соответствующих рекламных кампаний и поддержке общедоступных столовых [2,с.89].
В сфере общественного питания расположение объекта имеет несколько значений. Во-первых, это место оказания услуги, которое зависит от расположения предприятия или пункта, где происходит контакт с клиентом; во-вторых, это маркетинговый канал реализации услуги, от которого зависит тип ПОП (фаст-фуд, объект придорожного сервиса, закрытый ресторан и т. п.); в-третьих, привлечение внимания клиентов к достопримечательностям, природным и рекреационным ресурсам соответствующей территории, что в итоге определяет фирменный стиль ПОП. [3,с.120].
Практическое применение данных выводов может быть следующим. В Татарстане большое внимание в последние годы уделяется развитию общественного питания. Но возведение объектов общепита, их фирменный стиль оторваны от национальных, исторических, этнографических особенностей соответствующей территории. А ведь объекты общепита при предварительном позиционировании территории могли бы быть ее «визитной» карточкой и служить повышению[3,с.120]. Поэтому, по большому счету, месторасположение ПОП должно быть основано на глубоком маркетинговом исследовании, являющемся элементом комплекса маркетинга дестинаций.
Практическое применение данных выводов может быть следующим. В Республике Татарстан большое внимание в последние годы уделяется развитию общественного питания. Но возведение объектов общепита, их фирменный стиль оторваны от национальных, исторических, этнографических особенностей соответствующей территории. А ведь объекты общепита при предварительном позиционировании территории могли бы быть ее «визитной» карточкой и служить повышению конкурентных преимуществ территории.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Петраков А.А. Сравнительный анализ тенденций развития индустрии питания в Москве и регионах М., 2015.
2. Панова Л. А. Организация производства на предприятии общественного питания (в экзаменационных вопросах и ответах): Уч. пособие – 2-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 320с.
3. Кабушкин Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н. И. Кабушкин, Г. А. Бондаренко – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2014. – 386с. – (Экономическое образование)
4. Феоктистова В. И. Экономика предприятий: Учеб. пособие – М.: Издательство РГТЭУ, 2015