Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Создание отечественных систем винклер-коха»

25 сентября 1930 г. ВСНХ СССР представило на рассмотрение Политбюро свои предложения по развитию производства отечественных крекингов в СССР. На заседании 5 октября 1930 г. Политбюро одобрило эти предложения и было принято решение о создании отечественных крекингов [8].

В 1931 г. были введены в эксплуатацию 15 импортных установок Винклер-Коха: в Баку — две, в Батуми — четыре, в Грозном — шесть, в Туапсе — две, на Константиновском заводе им. Менделеева — одна.

Все установки крекинга в Грозном, включая системы Виккерса, Дженкинса и Винклер-Коха в 1931 г. были объединены в первый крекинг-завод.

Этот завод был первенцем новой отрасли промышленности — крекинг-производства, где практически впервые в СССР были реализовываны новейшие достижения мировой науки и техники в нефтепереработке, впервые налажено промышленное производство бензина из нефтяных остатков, получаемых с заводов первичной перегонки. В рапорте рабочих и административно-технического персонала грозненского крекинг-завода в 1932 г. отмечалось: «Нелегко было овладеть техникой американских сложных и совершенно незнакомых крекинг-установок. Первое время не ладилась работа. Аварии, перебросы, вспышки, пожары срывали нормальную работу завода. В результате план особого квартала 1930 г. был закончен с позорнейшим прорывом. Завод тогда не дал стране 7300 т бензина. Перед нами стала задача — перестроиться, найти ближайшие и наилучшие пути к овладению сложнейшей техникой крекинг-производства.» [3, 7].

Обеспечивая выполнение плана по крекинг-производству к 13 декабря — на 18 дней раньше срока, Грозненский крекинг-завод закончил производственную программу третьего года пятилетки, перевыполнением ряда показателей. Взяв на себя обязательство, переработать в течение года 910811 т сырья и дать 305852 т крекинг-бензина, завод к указанному дню выполнил обязательство с превышением по сырью на 100,34 %, по бензину на 100,04 % и программные качественные показатели на 101 % [3, 7].

При всех трудностях со снабжением электроэнергией, паром крекинг-завод добился снижения себестоимости против плана тонны пресс-дистиллята на 14,64 %, товарного бензина на 11 %, что дало стране 700 тыс. руб. годовой экономии. За 18 оставшихся до конца года дней завод дал стране сверх годовой программы 22 тыс. 300 т бензина.

Программу третьего года пятилетки грозненский крекинг-завод завершил крупнейшими успехами в борьбе за мировые рекорды в технологии крекинга [3 с. 232]. Основные производственные показатели американского промышленного крекинга были оставлены позади.

Так, если на заводах города Дункое (Америка) каждая сдвоенная установка Винклер-Коха перерабатывала в сутки 1000 т сырья и давала 330 т крекинг-бензина (30—33 %), то те же винклер-коховские установки перерабатывали в Грозном в среднем в сутки 1200—1250 т сырья и производили крекинг-бензина 430—450 т (35—36 %) [7]. На грозненском крекинг-комбинате среднерабочий цикл этих установок достиг 70 дней, в то время как в Америке только 24—35 дней. Эти первые успехи грозненских нефтяников на совершенно новом в СССР крекинг-производстве были достигнуты в результате освоения в короткий промежуток времени — в течение 15 месяцев — передовой американской техники и развернутого применения социалистических форм труда.

Одновременно с освоением зарубежных крекинг-установок осуществлялась большая работа по усовершенствованию аппаратуры этих установок. В результате были спроектированы усовершенствованные отечественные установки Винклер-Коха.

В 1932 году в Грозном началось строительство отечественных крекинг-установок № 7—8, 9—10, 11—12 на базе системы Винклер-Коха с соответствующими усовершенствованиями, внесенными советскими специалистами в конструкцию и технологию этой системы.

Опыт эксплуатации закупленных установок Винклер-Коха в течении 1930—1931 гг. показал, что они имели крупные недостатки, и поэтому в последующие годы были значительно реконструированы советскими специалистами.

Основным недостатком установок системы Винклер-Коха был низкий отбор бензина от сырья (24—29 % мас. от сырья). Получаемый на этих установках крекинг-остаток имел сравнительно небольшую вязкость и низкий удельный вес в связи с недобором легких фракций [5, 6].

Конструктивными недостатками установки являлись:

·           малая печь установки не была приспособлена для легкого крекинга и ее роль ограничивалась нагревом сырья, обеспечивающим отбор соляровых фракций. В результате выход бензина на крекинг-установках Винклер-Коха был значительно меньше, чем на установках других систем, где применялся легкий крекинг мазута;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

·           установка не имела дополнительного эвапоратора, в котором можно было бы отпарить легкие части из крекинг-остатка. В результате в крекинг-остаток увлекалось много фракций, которые могли в результате крекинга дать дополнительное количество бензина;

·           ректификационная колонна имела недостаточное количество тарелок и поэтому не обеспечивала четкой ректификации;

·           отсутствие ректификации паров до их ввода в колонну. В результате флегма, идущая на загрузку печи крекинга, имела чрезвычайно широкий фракционный состав.

Пределы выкипания флегмы находились в интервале 200—5000С, а это значительно ограничивало возможную глубину крекинга за пропуск; давление в колонне и газосепараторе было  низким. В результате этого температура флегмы, поступающей на загрузку печи крекинга имела низкую температуру 320—3300С, что, в свою очередь, приводило к повышению расхода топлива в печи и большое количество бензиновых фракций (до 18 % мас. на газ) уносилось с газом;

·           конструкция теплообменников была неудачной, что приводило к частому выходу их из строя. Хотя теплообменники Лича сконструированы были таким образом, чтобы избежать напряжений из-за неравномерного расширения отдельных пучков труб, а, следовательно, и течи в местах вальцовки труб в решетку, само устройство разрезной плавающей головки требовало усовершенствования и создания новых соединений. Добиться герметичности этих соединений являлось трудной задачей. Теплообменники часто текли и мазут попадал в флегму. В этом случае на установках часто работали с выключенными теплообменниками, что было экономически невыгодно и технологически неоправданно;

·           погружной конденсатор на установке был собран из ребристых секций Стерлинга, причём рёбрами была снабжена наружная, омываемая водой поверхность труб. Так как коэффициент теплопередачи от стенки к воде значительно выше, чем от паров бензина к стенке трубы, то устройство этих рёбер не увеличивало общего коэффициента теплопередачи. В то же время наличие рёбер усложняло и делало почти невозможным очистку труб конденсатора от накипи.

Главным в усовершенствовании установок Винклер-Коха была их реконструкция со схемы жидкофазного крекинга на парофазный. Однако фактически установки работали как жидкофазные крекинги: малая печь использовалась не для парофазного крекинга керосина, а для редюсинга мазута [6].

При создании отечественных установок на базе Винклер-Коха ввели следующие конструктивные изменения [1]: в печах установили боковые экраны для нагрева мазута, что позволило увеличить производительность установки; увеличили число тарелок в ректификационной колонне с 15 до 21,что повысило качество пресс-дистиллята; установили сокинг-секции в печи низкого давления, что позволило увеличить ее производительность; установили выносную клапанную коробку горячего насоса и переместили рефлюксные насосы в отдельное помещение, что уменьшило скопление газов в насосной и уменьшило пожароопасность; для углубления отбора от сырья поставили насосы для циркуляции крекинг-остатка в эвапоратор; установили жидкотрубные конденсаторы пресс-дистиллята на установках № 11—12, что облегчило их ремонт и чистку.

В сентябре 1933 г. установки № 7-8 были введены в эксплуатацию. Модернизированные установки № 9-10 и № 11-12 пустили в эксплуатацию в Грозном в 1935 году.

Сдвоенные установки № 7—8, 9—10, 11—12 были выделены в самостоятельный второй крекинг-завод. Директором завода был назначен бывший начальник установки Федоров [1].

В июле 1936 года на втором Грозненском крекинг-заводе была пущена установка № 13—14, а в сентябре — установка № 15—16 [4].

Установки подтвердили свои значительные преимущества над прежними установками системы «Винклер-Кох»: производительность по сырью возросла на 35—40 %, глубина крекирования повысилась до 50 %, выход бензина из одинакового сырья повысился на 6—8 %.

Материальный баланс отечественной усовершенствованной установки Винклер-Коха № 11—12 приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Материальный баланс установок № 11—12 [4]

*) На сдвоенную установку

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Характеристика получаемых на установке продуктов приведена в таблице 2, режимные показатели в таблице 3.

Таблица 2.

Характеристика продуктов, получаемых на установке № 11—12 [2]

Таблица 3.

Режимные показатели работы установок № 11-12 [2]

Список литературы:

1.        Абубакарова 3. Ш., Сыркин А. М. Первые отечественные установки системы Винклер-Коха. // Материалы V Международной научной конференции «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела». Т. 1. —Уфа: Государственное издательство научно-технической литературы «Реактив», 2004. — 158 с.

2.        Абубакарова З. Ш. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук Становление промышленных процессов термического крекинга на Кавказе. — Уфа, 2007. — С. 25.

3.        История Индустриализации Северного Кавказа (1926—1932 гг.). № 110. Из рапорта рабочих и административно-технического персонала Грозненского крекинг-завода. — Грозный, 1971. — С. 448—451.

4.        Межерицкий Л. М. // Грозненский нефтяник. — 1937. — № 11—12. — С. 30—33.

5.        На путях реконструкции нефтеперегонки // Азербайджанское Нефтяное Хозяйство. — 1931. — № 2—3 (110-111). — С. 171—172.

6.        Обрядчиков C. Н. Пути реконструкции крекинг-установок Винклер-Коха /C. Н.Обрядчиков// Нефтяное хозяйство. — 1934. — № 2. — С. 38—44

7.        Партийный архив Чечено-Ингушского обкома КПСС. — Ф. 241. — Оп. 1. — Д. 76. — Л. 54—55. Копия.

8.        Письма И. В. Сталина В. М. Молотову. 1925—1936 гг. — М.: — 1996. — С. 219—220.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

474

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке