Число туристов, стремящихся на Байкал, с каждым годом растет. В 2008 году Иркутскую область и Республику Бурятия посетило 1019,3 тысяч официально зарегистрированных туристов, в т. ч. 75 тысяч зарубежных туристов [4,с. 8,5].
На сегодняшний день туристские услуги в Прибайкалье оказывают более 800 организаций и предприятий, ежегодно запускается до десятка новых туристских баз и гостиниц. В республике Бурятия насчитывается 400 коллективных средства размещения (КСР) туристов общей вместимостью 13000 мест. В структуре КСР 89 гостиниц, 226 пансионатов, турбаз и домов отдыха, 11 санаторно-курортных учреждений, 74 гостевых домов, в Иркутской области находится 411 объектов размещения, с количеством мест порядка 20000. Всего Прибайкалье, по некоторым оценкам, способно принимать до 1,5 млн. туристов в год [6, 7].
Таблица 1.
Количество туристов, посетивших Иркутскую область и республику Бурятия в период с 2006 по 2009 гг.
В структуре затрат на турпоездку (рис. 1) основная доля расходов приходится на транспорт [4, с. 75].
Рисунок 1. Структура расходов на поездку
В Иркутской области представлены все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный. Здесь расположено 2 аэропорта международного значения (города Иркутск, Братск), работает 22 авиакомпании, осуществляющих авиарейсы в 42 направлениях (города Российской Федерации, страны Содружества независимых государств и мира). Через Иркутскую область, как и через республику Бурятия, проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, являющаяся основным транспортным средством для передвижения большинства европейских туристов в Прибайкалье. Одним из наиболее популярных направлений является туристический маршрут по Кругобайкальской железной дороге с использованием специальных туристических поездов, наполняемость которых летом составляет до 93 %.
В 2009 году Кругобайкальскую железную дорогу посетило 24,4 тыс. однодневных туристов-экскурсантов, а также 1040 человек туристическим поездом «Байкальский круиз».
Таблица 2.
Пассажирооборот транспорта общего пользования по видам сообщения в Иркутской области
Основные перевозки в туристических целях осуществляются по акваториям озера Байкал, Иркутского и Братского водохранилищ. Крупнейшим перевозчиком коммерческих грузов и пассажиров в районах бассейна реки Ангара и озера Байкал является открытое акционерное общество «Восточно-Сибирское Речное Пароходство» — компания, осуществляющая пассажирские и грузовые перевозки речным транспортом в Иркутской области и республике Бурятия. Флот компании состоит из 214 самоходных судов, большинство из которых предназначены для перевозки пассажиров. Туристическое направление выбрано пароходством как наиболее перспективное, поскольку даёт положительный эффект как для самого предприятия, так и для региона в целом [8, 13, 14, 15, 16].
В последнее время значительно возрос интерес к зимнему отдыху на Байкале: это и зимняя подледная рыбалка, фото-видео сафари, буерный спорт, пешие переходы, подводные погружения, мото- и автопробеги, конные маршруты. Серьезные перспективы развития зимнего туризма на территории Прибайкалья связаны с развитием горнолыжного курорта «Гора Соболиная» в г. Байкальске. Развитие инфраструктуры курорта, появление таких её элементов как новые трассы, подъемники и т. д. создает не только новые рабочие места непосредственно в структуре курорта, но и значительный мультипликативный эффект, т. к. следом появляются новые предприятия питания и средства размещения, местные жители получают дополнительные возможности реализации продукции со своих дачных участков и т. д.
В Бурятии спортивные и активные виды туризма также находятся в зоне особого внимания. Так, в республике в настоящее время действуют и активно работают спортивные федерации по спортивному туризму и альпинизму, экстремальным видам спорта и путешествиям, альпинизму и скалолазанию, спортивному ориентированию. С 2002 года сфера туризма в республике по всем основным показателям имеет положительную динамику, в частности увеличивается количество детских оздоровительных учреждений [9].
Рассмотренные виды туризма имеют спортивную составляющую, что дает основания объединить спортивную и туристическую отрасль в один комплекс для повышения эффективности их деятельности.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Индустрия туризма представляет собой систему, являющуюся совокупностью взаимосвязанных элементов — предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать современный туризм.
К ним относятся:
транспортные предприятия;
предприятия питания;
предприятия размещения;
туристские, экскурсионные бюро и компании;
учебные заведения туристского профиля;
информационные и рекламные службы;
предприятия по производству сувениров;
предприятия по производству предметов туристского снаряжения и инвентаря;
научно-исследовательские организации туристского профиля.
Гармоничное развитие всех указанных отраслей является необходимым условием успешного развития индустрии туризма в регионе [12].
Все вышеизложенное дает основание рассматривать совокупность предприятий, относящихся к различным секторам экономики, но работающих совместно в производстве конечного продукта — как Прибайкальский Спортивно-Туристический Кластер (ПСТК). Цель создания туристического кластера — повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в т. ч.:
повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер,
стимулирования инноваций,
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
стимулирования развития новых направлений.
Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона. При этом принципиально важно чтобы предприятия разных регионов: Иркутской обл. и республики Бурятия находились не в жесткой конкуренции, а совместно работали над предоставлением участникам рынка высококачественного конечного продукта. И с нашей точки зрения, в этом плане целесообразна разработка совместной межрегиональной программы формирования ПСТК.
Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции». Помимо традиционных факторов — конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств — на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы!) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, что как раз и должно определятся в рамках межрегиональной целевой программы формирования Прибайкальского СТК.
По М. Портеру, кластеры вырастают только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом над другими регионами за счет более высокой производительности, развития инноваций и новых видов бизнеса.
Учитывая большое количество различных видов деятельности в рамках единого рынка — предоставление туристических услуг, — отрасль туризма может быть организована по сетевому (либо кластерному) принципу (рис. 2). [3, с. 15]