Ключевые слова: критика, биография, переписка, мировоззрение.
Лев Толстой и Владимир Короленко – две ярчайшие фигуры нашего литературного наследия. Сила их таланта и актуальность их произведений вновь и вновь заставляют литературоведов обращаться к творчеству этих великих писателей. Большой интерес представляют критические суждения В.Г. Короленко о Л.Н. Толстом. В них Короленко не только дает оценку сложной и подчас противоречивой фигуре Толстого, но и раскрывает собственное эстетическо-этическое восприятие мира с позиций писателя и публициста. В этой связи хотелось бы отметить следующие работы российских литературоведов: Я.С. Лурье “После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века” (издательство “Дмитрий Буланин”, 1993), И.Б. Гайдукова “В.Г. Короленко о человеке и обществе” (издательство Союз, 2002), “Лев Толстой и его современники. Энциклопедия” (издательство “Парад”, 2008), Ю.Г. Гущин. Творчество В.Г. Короленко (традиции и новаторство) (Глазовский государственный педагогический институт, 1996). Тема взаимоотношений Льва Толстого и Владимира Короленко, столь разных в своей философии, и близких в служении правде, необыкновенно интересна и нуждается в более детальном освещении.
Интерес к творчеству Толстого, по праву названного одним из титанов русской литературы, Короленко пронес через всю жизнь. Об этом говорят его многочисленные заметки в записных книжках, а также переписка с Толстым. Одна из последних статей Короленко, помеченная 20 ноября 1920 года (Короленко умер в 1921 году), также посвящена анализу творчества Толстого. Короленко и Толстой были лично знакомы, трижды встречались. Короленко был верным другом, но он был и отличным критиком. Ведь эти два писателя при том, что оба принадлежали к реалистическому лагерю литературы, были совершенно разными в восприятии мира. Так, толстовцу Ю. Якубовскому, который прислал в редакцию «Русского богатства» хвалебный отзыв о Толстом, Короленко ответил: «Мы все, конечно, преклоняемся перед Толстымхудожником и перед его неутомимым исканием истины. Но многие из его выводов не наши, во многом мы идейные противники» [1, VIII, 476]. Это очень ярко подчеркивается в статьях Короленко о Льве Николаевиче. Статья «Лев Николаевич Толстой» была написана к 80-летию писателя в 1908 году и напечатана в журнале «Русское Богатство». Интересно, что некоторые положения статьи были разработаны Короленко еще до ее написания. Так, в своем дневнике за 1887 год Короленко, как бы готовясь написать статью о Толстом, анализирует его мировоззрение и мироощущение. Не принимая восхищения Толстого христианскими идеями, Короленко объясняет последнее присущей натуре Толстого увлеченностью какой-то конкретной идеей, причем увлеченностью настолько сильной, что автор, не в силах разрешить противоречия, просто отбрасывает их. Короленко пишет о Толстом: «… ему так жаль любимого и поселившегося в душе цельного образа, что он отделывается от назойливых напоминаний о действительности кое-как, а сам закрывает глаза, машет руками и кричит: пустяки, пустяки» [1, VIII, 472]. Анализируя творческий метод Толстого, Короленко словно ведет скрытую полемику с ним. Но в своей статье Короленко говорит читателю, что пишет не панегирик, а «характеристику гениального художника» [1, VIII, 113].
Чувствуется, что он высоко ценит и уважает творчество Толстого, любит его могучий талант, но мировоззрение Толстого слишком противоречит мировоззрению Короленко. По мнению Короленко, теория Толстого о непротивлении злу насилием не выдерживает проверки действительностью. Сама действительность диктует необходимость борьбы. Короленко приводит пример, когда в голодном 1881-ом один «петербуржский житель» пишет Толстому письмо, спрашивая, как помочь голодающему населению. Ведь Толстой проповедовал, что деньги – зло, а значит, их нельзя раздать людям. На это маленькое обращение Толстой, как пишет Короленко, отвечает большой статьей, путанной и неубедительной.
Анализируя «Войну и мир», Короленко упрекает Толстого в отсутствии образа «интеллигента», и, как считает публицист, в романе обнаруживается главный промах, «роковое значение» [1, VIII, 103]. Мыслитель Толстой, увлекшись идеей простоты и цельности, принимает за духовное богатство духовную бедность – и в этом, по мнению Короленко, главное заблуждение Толстого. Для Короленко Толстой – вечный искатель. Говоря о Толстом, Короленко отстаивает идею не яви, сна, подкрепленного воображением. Короленко постоянно подчеркивает слово «воображение» и, пытаясь представить себе мир Толстого, приходит к выводу, что это простая русская деревня. Критикуя Толстого, Короленко фактически излагает свою литературную программу. С помощью образа «зеркала» он описывает процесс рождения замысла художника и при этом подчеркивает несомненную ценность художественного произведения как такового: «Художник – зеркало, но зеркало живое. Он воспринимает из мира явлений то, что подлежит непосредственному восприятию. Но затем в живой глубине его воображения воспринятые впечатления вступают в известное взаимодействие, сочетаются в новые комбинации, соответственно с лежащей в душе художника общей концепцией мира. (…) Тогда и только тогда, мы чувствуем в «вымысле» художника живую художественную правду» [1, VIII, 96]. Анализируя этапы творчества Толстого, Короленко утверждает, что художник не может вечно оставаться в плену какой-то одной гипотезы, не может быть увлечен вечно одной и той же идеей. Сама суть художника – искать правду, его удел – вечный поиск.
Другая статья, «Л.Н. Толстой», также написанная к 80-летию Толстого, напечатана в газете «Русские ведомости». Статья являет собою продолжение исследования мировоззрения Толстого как художника, и, говоря о его художественном методе в частности, Короленко называет Толстого «зыбким противоречием» [1, VIII, 113]. Интересно, что для статьи Короленко использовал выдержки из своей заметки 1898 года «Юбилей Толстого». Примечательно также то, что эта статья содержит в себе намек на дальнейшее, более подробное исследование творчества Толстого. Короленко действительно задумывал написать большую работу о Толстом, но, к сожалению, эта мечта так и осталась неосуществленной.
Анализ сложной фигуры Толстого-художника Короленко продолжает в статье «Разговор с Толстым. Максимализм и государственность». Эта статья – отрывок из очерков «Земли! Земли!», написанных Короленко в 1917-1919 годах. Короленко анализирует личность Толстого в контексте эпохи. «Теперь, когда в России происходили события, выдвигавшие предчувствие непосредственных массовых настроений, – мне было чрезвычайно интересно подметить и новые уклоны в этой великой душе, тоскующей о правде жизни» [2, с. 75]. Так, например, разговаривая с Толстым, он узнает мнение последнего о терроре как форме борьбы. И оказывается, что непротивленец Толстой называет террор целесообразным. Короленко называет Толстого максималистом и на примере Толстого развивает идею о разнице мышления интеллигенции и крестьянства. Заблуждения Толстого Короленко объясняет присущей последнему «тоской о непосредственности» [1, VIII, 138].
Смерть Толстого стала большим потрясением для Короленко. Как настоящий публицист, он сразу же откликается заметкой «Умер», короткой, но емкой, яркой, пронзительной. Она написана в день получения известия о смерти Толстого и передана по телеграфу в газету «Речь». В тот же день Короленко выезжает в «Ясную Поляну» на похороны… Свои воспоминания о писателе под названием «Великий пилигрим» Короленко так и не окончил. Они появились в печати уже после смерти Короленко в журнале «Голос минувшего» в 1922 году. Предполагалось, что в «Великом пилигриме» будут отражены воспоминания трех встреч с Толстым. То, что этих встреч могло бы быть четыре, отражает сложный характер взаимоотношений писателей: будучи еще в ссылке, Короленко имел случай посетить Толстого, но, обостренно чувствуя противоположность их убеждений, Короленко посчитал себя не вправе встретиться с ним. Ведь Толстой ждал его и, очевидно, видел в Короленко возможного единомышленника. Короленко пишет, что прийти к Толстому и вступить в спор о правильности толстовской теории «непротивления злу насилием» помешало уважение к великому писателю. В своих воспоминаниях Короленко говорит о том, что первая встреча со Львом Николаевиче состоялась только тогда, когда Короленко поручили пригласить Толстого для участия в сборнике. Статья обрывается на описании спора о литературе и деньгах.
Короленко пишет: «Я видел Льва Николаевича только три раза. В первый раз это было в 1886 году, второй, в 1902-м и в последний – за три месяца до смерти. (…) И когда я оглядываюсь на них, то впечатление у меня такое, как будто на длинном пути, загроможденном всякого рода жизненными впечатлениями… три раза весь этот житейский туман раздвигается, и на расчищенном месте является яркий образ крупного замечательного человека» [1, VIII, 124]. Последняя встреча Толстого и Короленко произошла в 1910 году, за несколько месяцев до смерти Толстого. Это не было встречей двух антагонистов, писателя и его критика. Это была встреча двух друзей. В окружении Толстого отмечали, что Короленко при том, что никогда не был толстовцем, сумел вовлечь Толстого в интересный литературный диспут и, быть может, ближе других подошел к отгадке литературного феномена Толстого. Присутствовавший там же В. Булгаков отмечает: “Короленко, кроме того, что сосредоточил общее внимание на своих бытовых рассказах и вообще разных “случаях” из своей жизни, но еще и ухитрилсявызвать Льва Николаевича на чисто литературный разговор, что редко кому бы то ни было удается [3]. Визиту Короленко предшествовали выход статьи «Бытовое явление», переписка с Толстым. В одном из писем по поводу «Бытового явления» Толстой пишет: «Не нахожу слов, чтобы выразить вам мою благодарность и любовь за эту и по выражению, и по мысли, и главное по чувству – превосходную статью» [4, с. 699].
Короленко пишет, что главная заслуга Толстого – то, что он заставил уважать печать, сделав ее действительно грозным орудием против бесправия и произвола. Они оба свято верили в торжество справедливости. Эта вера объединяла крупнейших деятелей литературы того времени. Ведь во имя справедливости они творили, писали, боролись.
Список использованных источников
1. Короленко В.Г. Собрание сочинений в 10 томах. – М., 1955. – T. 8. – 512 c.
2. Короленко В.Г. Земли! Земли! Мысли, воспоминания, картины. – М.: Советский писатель, 1991. – 224 c.
3. Медникова Т.В. Лев Толстой: Летопись последнего года жизни. Август 1910-го [Электронный ресурс] // НГ Ex libris: [сайт]. [1997]. URL: http:// exlibris.ng.ru/izdat/2000-08-24/8_tolstoy.html(дата обращения: 23.12.2010).
4. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. – М.: Художественная литература, 1984. – Т. 20. – 878 с.