Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Стилевая природа стихотворений Машхур Жусипа Копеева»

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется стилевая природа стихотворений Машхур Жусипа Копеева.

ABSTRACT

The article analyzes the stylistic nature of the poems Mashkhur Zhussip Kopeev.

Ключевые слова: стилевая природа; жанр; восточная литература.

Keywords: stylistic nature; genre; Eastern literature.

Наряду с обоснованием жанровой характеристики, особенностей произведений Машхур Жусипа, необходимо проанализировать их стилевую природу. В связи с этим, обращая внимание на другие жанры художественной литературы, заметим, что в казахстанской литературоведческой науке проблемы стиля недостаточно изучены. Однако неполная изученность данной проблемы относительна, поскольку в разные годы имели место исследования различного характера, значительные труды. Например, в трудах А. Байтурсынова «Литературное исследование и стихи» («Әдебиет танытқыш», 1926), К. Жумалиева «Особенность искусства-стиля» («Стиль-өнер ерекшелігі», 1966), Ф. Оразаева «Герой времени» («Заман қаһарманы», 1951), К. Машхур Жусипа «Стиль и образность (выразительность) в казахской лирике» («Қазақ лирикасындағы стиль және бейнелілік», 1991) и других литературоведов имеют место различные точки зрения и научные взгляды по данной проблематике [1, 5, 6]. Тем не менее в этих работах и трудах, опубликованных чуть позже, не изучаются стихотворения акынов, подобных Машхур Жусипу. Поэтому возникает необходимость специального исследования стилевого своеобразия произведений акына [15].

В русской литературоведческой науке, при разговоре о поэтическом стиле, акцентируется внимание на необходимость изучения его во взаимосвязи со стилем эпохи, со стилем времени [2, 3, 8, 13]. В связи с этим в русском литературоведении находят отражение ценные взгляды о том, что в индивидуальном стиле свобода каждого автора созвучна с духом той эпохи, того времени, в которой он творит; в индивидуальном стиле все элементы направлены на один художественный эпицентр [2]; один из аспектов системной организации художественной целостности — стилевая целостность [4]; необходимо учитывать наличие лингвистического определения стиля [10].

Говоря о стиле эпохи, стиле времени, необходимо учитывать влияние всей мусульманской восточной литературы, а также древнетюркской литературы на творчество Машхур Жусипа. К примеру, в ХІІІ веке Кожа Ахмет Яссауи, всю свою жизнь проповедовавший мусульманскую религию, в своей книге «Книга изречений» («Диуани хикмет») писал:

Проложивший дорогу к началу истории — справедливый Мухаммед. Проложивший белую дорогу к истине — Мухаммед [9, с. 58].

Здесь слово «белый» («ақ») выражает не цвет какого-либо явления или понятия, а используется в значении символа справедливости, душевной чистоты. В Орхоно-енисейских памятниках V—VІІ веков, точнее, в надписи Кюльтегина, отмечается: «Кюльтегин сел на белого коня (породистый жеребец), начал атаковать» [14, с. 4]. На первый взгляд, кажется, что белый цвет обозначает масть коня. Однако глубоко анализируя, учитывая обратную связь словосочетания «начал атаковать» («шабуылға ұмтылды»), заметим, что слово «белый» («ақ») выражает не только цветовую окраску, но и величественность и мужественность. В известной «Книге Отца нашего Коркута», зафиксированной в письменной форме в ХV веке, написано: «Снова сел на свой золотой трон, возвел белые шатры» [7, с. 133]. Здесь слово «белый» («ақ») снова выражает не цветовую особенность, а величие хана, сидящего на троне.

В книгах, вышедших в 1907 году в Казани, Машхур Жусип употребляет слово «белый» («ақ») как символ душевной чистоты, чистоты мыслей и побуждений, как символ справедливости и праведности на пути ко Всевышнему:

Восхищает соколов стремительный полет,

Тревожит проблем возникших черед.

Не безупречны люди в выборе стези,

С ошибок начиная покорение пути.

…Есть фраза: «Враг ждет под яром!»

Что значит — будь всегда начеку.

Ведь враг в тебе самом и рядом,

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

А ждем беды на чужом берегу [11, с. 9, 21].

Обращая внимание на произведения Машхур Жусипа, опубликованные позже, делаем заключение о том, что акын использовал слово «белый» («ақ») и для сохранения преемственности традиций, и для искусной гармонии стиля эпохи и авторского замысла. Влияние эпохи, ее гармония с поисками автора свойственны и для двух примеров, приведенных нами ниже.

Особенность стиля Машхур Жусипа, своеобразие использования слова «ақ» выражается в следующих строчках:

1. Полюбишь человека всем сердцем,

Душа становится белой, словно бумагой.

Из стихотворения «Каф и Нон» [12, с. 17].

2. Если всей душой себя белому посвятишь,

Откроется пред тобой путь праведный:

Одного — богатым, другого сделал бедным,

Испытывает раба своего разным.

Из стихотворения «Условия совершения паломничества, веры» («Қажылық, иман шарттары») [12, с. 146].

Говоря о чистой душе, словно «белая бумага» («ақ қағаздай»), акын имеет в виду чистые человеческие отношения («біреуді жақсы көріп, жылы»). В последних двух примерах слово «белый» («ақ») является не эпитетом, а метонимией. В результате этого расширяется значение слова, увеличиваются горизонты его охвата, формируется определенное понятие. Акцентируется внимание на то, что душевная чистота, благие намерения, добрые мысли человека ведут к праведному мусульманскому пути.

Определяя индивидуальный стиль Машхур Жусипа, следует отметить, что акын использует слово «белый» («ақ») как для цветового обозначения, так и для раскрытия добрых намерений лирического героя. В то же время употребление этого слова диктуется требованием времени, обусловливается описанием мусульманской традиции, направленной на благие деяния.

Список литературы:

Ахметов З. Казахские стихосложения. Алма-Ата: Наука, 1964. — 459 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Борев Ю.Б. Художественный стиль метод и направление // Теория литературных стилей М.: Наука, 1982. — С. 85—87.

Гиршман М.М. Стиль литературного произведения // Теория литературных стилей. М.: Наука, 1982. — С. 257—258.

Гончаров Б.П. Проблема художественного целого и системность стилевого анализа // Теория литературных стилей. М.: Наука, 1952. — С. 249.

Каратаев М. Избранные сочинения: в трех томах. Алма-Ата: Писатель, 1974.

Кирабаев С. Революция и литература. Т. 1—2. Алма-Ата: Писатель, 1977.

Книга Отца нашего Коркута. Алма-Ата: Писатель, 1986. — 128 с.

Ковалев В.А. Многообразие стилей в советской литературе. М.-Л.: Наука, 1965. — С. 35—36.

Кожа Ахмет Яссауи. Диуани Хикмет. Алма-Ата: Муратас, 1993. — 262 с.

Курилов В.В. Проблема стиля в современном советском литературоведении // Литературные направления и стили. М.: Издательство Московского университета, 1976. — С. 50—51 .

Машхур Жусип. Сочинения. Т. 1. Павлодар: ЭКО, 2003. — 436 с.

Машхур Жусип. Сочинения. Т. 4. Павлодар: ЭКО, 2004. — 535 с.

Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Издательство Московского университета, 1970. — 123 с.

Ранние литературные варианты. Алма-Ата: Школа, 1967. –– С. 40 .

Zhusupov N., Baratova M., Zeynullina A. еt al. Turkic poetry and Mashkhur Zhusip // Life Science Journal. — 2014. — 11(5s). — Р. 132—139.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

578

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке