Аннотация. В данной статье автором исследуется, как развитие индустрии туризма способствует улучшению имиджа дестинаций, что позволяет региону достигать широкого спектра бизнес-целей. В частности, анализируется такой инструмент стимулирования экономического роста территорий, как развитие регионального туризма, и его разновидности сельского туризма.

Ключевые слова: региональный туризм, сельский туризм, территория, экономический рост.

Туризм является одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. Во многих странах туризм рассматривается как средство повышения экономической активности регионов. Развитие индустрии туризма способствует улучшению имиджа дестинаций, что позволяет региону достигать широкого спектра бизнес-целей. Среди всего многообразия видов регионального туризма в настоящее время особенно выделяют сельский туризм, который охватывает широкий спектр видов деятельности и развлечений, находящихся в сельскохозяйственных или неурбанизированных районах.

В целом туризм можно подразделить на массовый и альтернативный. Массовый туризм характеризуется большим количеством людей, выбирающих отдых на популярных курортных направлениях. Под альтернативным туризмом понимаются те его формы, которые делают акцент на контакт с местными жителями, на понимание их культуры, на знакомство с природной средой. Объектами туристского интереса в данном случае становятся природные и культурные достопримечательности и организационные подходы к их использованию (тематические туры, ярмарки, фестивали и др.). Так, существует значительная часть туристов, которые интересуются мероприятиями, имеющими отношение к историческому прошлому конкретного сельского региона. Другой формой туристской деятельности в сельской местности является природный туризм / экотуризм, который подразумевает посещение природных территорий с целью наслаждения пейзажами, знакомства с растительным и животным миром. Природный туризм может быть либо пассивным, когда туристы остаются наблюдателями, либо активным, когда туристы принимают участие в мероприятиях на свежем воздухе или приключенческих путешествиях. Ещё одной формой сельского туризма является агротуризм, который связан с посещением действующей фермы или любого сельского хозяйства, садоводства, агробизнеса с целью принятия активного участия в деятельности фермы. Оно может заключаться в долгосрочном проживании на ферме или ранчо, в помощи по хозяйству, организации фермерских ярмарок, фестивалей и др.

С начала ХХI века во всём мире можно наблюдать определённые исторические изменения в сфере туризма, связанные с переходом от массового к более индивидуализированному туризму, соответствующему уникальным потребностям каждого конкретного туриста. Пассивный, ограниченный определённым пространством турист трансформируется в активного путешественника, который сам ищет возможности для получения нового опыта и знаний. В то время как массовые туристы обычно путешествуют для релаксации и отдыха, туристы-экзистенциалисты ищут новых впечатлений посредством погружения в другие культуры. Таким образом, они обычно избегают мест массовых скоплений туристов, предпочитая одиночные, особые поездки «в поисках себя» [1]. Ощущая на себе особенности разных культур, современные путешественники не только изменяются сами под их влиянием, но в некоторой степени развивают и обучают те локальные сообщества, в которых оказываются.

Региональный туризм, способствующий продвижению местной культуры, не имеет негативного влияния на население конкретных районов, а наоборот придаёт смысл народным традициям и обычаям, так как даже небольшие сельские праздники требуют аудитории. Мероприятия, делающие акцент на культурные ценности определённого места, могут быть успешными только тогда, когда они не отрываются от локальных общин. Местные жители необходимы, поскольку они являются представителями традиций, их повседневная жизнь и быт становятся красочными сценическими декорациями для туристов, создавая для них аутентичный опыт и впечатления. В результате успешного создания новых или возрождения древних традиций населённые пункты начинают формировать у туристов определённые ожидания от их посещения. Кроме того, уникальные ремёсла, промыслы и развлечения, сувенирная продукция, блюда национальной кухни, которые характерны для конкретного места производства, становятся торговыми марками деревни или региона.

С середины 1990-х во многих европейских странах начал проявляться интерес к возрождению традиций и культурных ценностей в сельских местностях. Особую популярность получили кулинарные фестивали, многие из которых приобрели всемирную известность [2]. Для многих сельских регионов Европы, где не развита промышленность, нет полезных ископаемых и наукоёмких производств, зато имеются богатые культурные и природные ресурсы, туризм стал «спасательным кругом». Одной из тенденций последнего десятилетия является то, что сельский туризм становится важным инструментом обеспечения жизнедеятельности регионов, поскольку у жителей появляются возможности для самореализации, для создания семейного бизнеса, для получения дополнительного дохода, пусть и сезонного. Непосредственному предоставлению туристских услуг сопутствует продажа местных продуктов, сувенирной продукции и т.д. Известны мероприятия и фестивали, продолжающиеся на протяжении нескольких дней и даже недель, что означает возрождение или создание такой традиции, которая при наличии у местных жителей и администрацией достаточного количества ресурсов и желания способна поддерживать интерес туристов на протяжении длительного времени и обеспечивать существование и развитие региона.

Однако почему некоторые сельские районы и деревни получают национальную или международную известность, в то время как другие, обладая теми же качествами и ресурсами, остаются неизвестными для широкой публики? В результате проведённого анализа, можно сделать вывод, что секрет успеха заключается в сотрудничестве всех тех, кто заинтересован в формировании нового туристского ландшафта. В существующих научных работах указывается на важность сотрудничества между субъектами, но мало исследований посвящено тому, как кооперативное поведение местных жителей влияет на туристский имидж сельских районов [3]. Отправной точкой анализа стала аксиома о том, что традиции и имидж определённого сельского района не могут существовать сами по себе, им необходимо создание и поддержание. Первоочередными задачами становятся создание традиций и продуктов, формирующих образ сельского района, и его поддержание, защита локальных брендов.

Анализируя европейские региональные фестивали, можно определить, что их главной целью является создание привлекательного для туристов ландшафта, выражающееся в изобретении новых традиций для существующих поселений, и в продвижении местных продуктов. Долгосрочный успех созданной традиции зависит от разделения ценностей и интересов всеми участниками, а также от того, могут ли местные жители идентифицироваться себя с новыми обычаями. В творческом процессе обычно задействованы эксперты, мэры, предприниматели и местные жители, причём все вовлечённые имеют разные мотивы и представления о реализации проектов. Индивидуальные действия и результаты накапливаются, порождая синергетический эффект. Таким образом, производство традиций и создание имиджа сельского района имеет много общего с процессами создания инноваций и формирования предприятий.

Причиной неэффективного сотрудничества может стать отсутствие взаимопонимания между участниками процесса. Так, в сельских районах, никогда ранее не взаимодействовавших с туристами, местным жителям сложнее адаптироваться к изменившимся условиям жизни, повседневного быта и признать туризм в качестве нового источника существования. В районах, где туризм всегда занимал видное место в связи с культурными и природными особенностями местности, проблемы отсутствия взаимопонимания с жителями практическими не существует. Тем не менее, анализ показывает, что даже там, где туризм не имел какой-либо продолжительной истории, создание новых традиций и мероприятий было успешным благодаря межпоселковому консенсусу, достигнутому благодаря связующей роли мэра между жителями, экспертами и предпринимателями. Заслугой экспертов становилось создание регионального брендового продукта, а жители принимали участие в создании фестиваля, посвящённого данному продукту. Стоит отметить, что без местных жителей данные фестивали не были бы аутентичными и привлекательными для посетителей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Привлечение туристов становится одной из первостепенных задач местного руководства. За рубежом сельские районы и деревни, достигшие значительных результатов в развитии регионального туризма, получают правительственную поддержку, направленную на повышение благосостояния жителей путём программ создания земельных кооперативов, трудовых общин и т.д. Сфера районного туризма может находиться под централизованным управлением, предполагающим координацию коллективных действий. Однако без самоорганизации и импровизации со стороны местных жителей централизованное управление никогда не даст положительных результатов, лишая людей предпринимательского стимула. В случае, если подобная ситуация сохраняется на протяжении долгого времени, местных жителей придётся заново учить автономии, помогая им самостоятельно выходить на рынок туристских услуг, например, убеждая принять гостей. Роль мэра или сельского главы должна заключаться в распределении жилого фонда между местными жителями и туристами, создании каналов поставки продукции, участии в сохранении бренда района в области контроля качества и исполнения санкций.

В заключение стоит ещё раз отметить перспективность регионального туризма. Данный вид туризма может быть очень разнообразен и интересен не только туристам, но и самим его организаторам, тем более что эта сфера деятельности только развивается. Туризм может стать одной из возможностей повышения местной производительности и доходов населения.

Список использованных источников

1. Bilkey, W.J., Nes, E. Country-of-origin effects on product evaluations / W.J. Bilke., E. Nes // Journal of International Business Studies. – 1982. — Spring-Summer. – P. 89-99.
2. Kuczi, T., Tоth, L. The regulatory environment of the section of the non-standardized goods market / T. Kuczi, L. Tоth // Corvinus Journal of Sociology and Social Policy. – 2014. — 5(1). – P. 115-142
3. Иванова Ю.О. Влияние программ международного обмена студентами на формирование и развитие имиджа университета / Ю.О. Иванова // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2016. — Том 198. – С. 469-473