Аннотация. В Кыргызской Республике, несмотря на экономический рост в последние годы, вопросы кредитования реального сектора и привлечения финансовых ресурсов остаются крайне злободневными. Возникла парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, финансовый сектор обладает избыточной ликвидностью, а с другой — реальный сектор до сих пор нуждается в инвестициях.Ключевые слова: финансы, финансовый рынок, инвестиции, реальный сектор.

В настоящее время реальный сектор Кыргызской Республики проходит сложный этап своего развития, при котором наблюдается падение производства, нестабильность политического положения, несовершенство и неотработанность законодательной базы, высокий уровень инфляции, серьезно нарушено денежное обращение, снизилась финансовая устойчивость предприятий и недостаточно качество управления ими.

Очевидно, что одномоментно устранить все выше перечисленные проблемы и причины недостатка финансовых ресурсов в реальном секторе невозможно. Но разработка, принятие и реализация сбалансированного комплекса первоочередных мер позволили бы запустить механизм инвестиций.

На наш взгляд, реализация таких мер должна вестись по следующим направлениям:

  1. активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса, т. е. развитие механизма государственных гарантий, повышение координирующей роли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности, а также увеличение объема государственных инвестиций;
  2. создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности;
  3. адекватное законодательное закрепление условий, благоприятствующих инвестициям;
  4. укрепление и усиление роли банковского сообщества в инвестиционной деятельности.

В развитие перечисленных направлений необходимо:

  • Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и естественных монополий, обратив их на нужды национальной инвестиционной программы.
  • Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного хозяйства.
  • Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и перестрахование инвестиционных и предпринимательских рисков в области инвестиционных проектов.
  • Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с относительно длительными сроками хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий.
  • Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски.
  • Направить упорядочение процесса слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций на формирование таких структур банковской системы, которые бы отвечали требованиям оживления инвестиций и экономического роста. Реструктуризация банковского сектора должна отвечать задачам укрупнения кредитных учреждений и их капитала.
  • Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществлять крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).

Выделяют следующие типы стратегий привлечения финансовых средств, которые могут иметь внутреннюю и внешнюю ориентацию (но, как правило, должны органически сочетать ту и другую).

  1. Использование собственных средств для расширения своей рыночной ниши. Применяется средними и крупными узкоспециализированными фирмами, действующими на сложившихся устойчивых рынках. В целом малоприбыльна.
  2. Объединение финансовых ресурсов средних и крупных фирм для осуществления дорогостоящих проектов захвата новых рынков.
  3. Использование всех доступных источников финансирования (займы, выпуск акций, облигаций, создание консорциумов и пр.) для формирования и реализации перспективных инновационных программ малых и средних предприятий наукоемких отраслей. Рискованно, но высокоприбыльно.
  4. Привлечение донорских средств крупных фирм потребителей продукции в рамках вертикальной интеграции с ними.
  5. Перекрестное финансирование (подразделения, генерирующие финансовые средства, делятся ими с теми, у кого их недостает).

Таблица 1. Реальные вклады секторов производства ВВП на 2016-2018 годы (%)

Источник: Министерство финансов КР

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таблица 2. Вклады регионов в производство ВВП на 2016-2018 годы

Источник: Министерство финансов КР.

Главной целью стратегического развития на ближайшие годы является обеспечение макроэкономической стабильности для устойчивого развития. Для этого ключевыми направлениями экономической политики на среднесрочную перспективу будут:

  1. стимулирование экономического роста через улучшение бизнес-среды и инвестиционного климата, интегрирование экономики в региональную экономическую систему, а также реализация структурных реформ для развития отраслей экономики;
  2. формирование устойчивой и эффективной системы финансово-кредитных учреждений, способных эффективно мобилизовать финансовые ресурсы и удовлетворять потребности населения и предпринимателей в долгосрочных и доступных кредитах;
  3. сбалансированное региональное развитие.

Экономический рост, прогнозируемый в 2016-2018 годы на уровне 4,4 % в среднем за год, будет поддерживаться со стороны всех секторов реальной экономики, формирующих ВВП страны (табл.1).1

1 Максимальный вклад (1,8 процентного пункта) в среднегодовые темпы экономического роста прогнозируется от работы объектов и предприятий сферы услуг. Реальные вклады промышленного производства, сельского хозяйства и строитель-

В региональном разрезе основная доля производства ВВП в 2016-2018 годах будет обеспечиваться за счет функционирования экономик г. Бишкек, Чуйской, Иссык-Кульской, Джалал-Абадской областей, суммарный средний вклад которых в ВВП республики составит 3,4 % (табл.2).

Успешная реализация экономических приоритетов предполагает координированное проведение денежно-кредитной, налогово-бюджетной, инвестиционной политики для обеспечения макроэкономической стабильности, что позволит оказать положительное воздействие на сокращение дефицита государственного бюджета, снизить социальную напряженность в обществе через рост занятости, создать условия для предсказуемости и сдерживания инфляции. Успешная реализация всех этих мер позволит максимально привлечь необходимые финансовые ресурсы в реальный сектор экономики.

Список использованных источников

1. www.minfin.kg Министерство финансов КР.
2. Гуляев Г.Ю. Коррупция и бюрократия // В книге: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА, ОТРАСЛИ, ПРЕДПРИЯТИЯ Пенза, 2016. С. 83-84.
3. Гуляев Г.Ю. Инфраструктурные барьеры для бизнеса // В книге: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА, ОТРАСЛИ, ПРЕДПРИЯТИЯ Пенза, 2016. С. 85-89.