Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Стратегия привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор Киргизской республики»

Аннотация. В Кыргызской Республике, несмотря на экономический рост в последние годы, вопросы кредитования реального сектора и привлечения финансовых ресурсов остаются крайне злободневными. Возникла парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, финансовый сектор обладает избыточной ликвидностью, а с другой — реальный сектор до сих пор нуждается в инвестициях.

Ключевые слова: финансы, финансовый рынок, инвестиции, реальный сектор.

В настоящее время реальный сектор Кыргызской Республики проходит сложный этап своего развития, при котором наблюдается падение производства, нестабильность политического положения, несовершенство и неотработанность законодательной базы, высокий уровень инфляции, серьезно нарушено денежное обращение, снизилась финансовая устойчивость предприятий и недостаточно качество управления ими.

Очевидно, что одномоментно устранить все выше перечисленные проблемы и причины недостатка финансовых ресурсов в реальном секторе невозможно. Но разработка, принятие и реализация сбалансированного комплекса первоочередных мер позволили бы запустить механизм инвестиций.

На наш взгляд, реализация таких мер должна вестись по следующим направлениям:

  1. активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса, т. е. развитие механизма государственных гарантий, повышение координирующей роли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности, а также увеличение объема государственных инвестиций;
  2. создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности;
  3. адекватное законодательное закрепление условий, благоприятствующих инвестициям;
  4. укрепление и усиление роли банковского сообщества в инвестиционной деятельности.

В развитие перечисленных направлений необходимо:

  • Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и естественных монополий, обратив их на нужды национальной инвестиционной программы.
  • Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного хозяйства.
  • Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и перестрахование инвестиционных и предпринимательских рисков в области инвестиционных проектов.
  • Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с относительно длительными сроками хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий.
  • Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски.
  • Направить упорядочение процесса слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций на формирование таких структур банковской системы, которые бы отвечали требованиям оживления инвестиций и экономического роста. Реструктуризация банковского сектора должна отвечать задачам укрупнения кредитных учреждений и их капитала.
  • Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществлять крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).

Выделяют следующие типы стратегий привлечения финансовых средств, которые могут иметь внутреннюю и внешнюю ориентацию (но, как правило, должны органически сочетать ту и другую).

  1. Использование собственных средств для расширения своей рыночной ниши. Применяется средними и крупными узкоспециализированными фирмами, действующими на сложившихся устойчивых рынках. В целом малоприбыльна.
  2. Объединение финансовых ресурсов средних и крупных фирм для осуществления дорогостоящих проектов захвата новых рынков.
  3. Использование всех доступных источников финансирования (займы, выпуск акций, облигаций, создание консорциумов и пр.) для формирования и реализации перспективных инновационных программ малых и средних предприятий наукоемких отраслей. Рискованно, но высокоприбыльно.
  4. Привлечение донорских средств крупных фирм потребителей продукции в рамках вертикальной интеграции с ними.
  5. Перекрестное финансирование (подразделения, генерирующие финансовые средства, делятся ими с теми, у кого их недостает).

Таблица 1. Реальные вклады секторов производства ВВП на 2016-2018 годы (%)

Источник: Министерство финансов КР

Таблица 2. Вклады регионов в производство ВВП на 2016-2018 годы

Источник: Министерство финансов КР.

Главной целью стратегического развития на ближайшие годы является обеспечение макроэкономической стабильности для устойчивого развития. Для этого ключевыми направлениями экономической политики на среднесрочную перспективу будут:

  1. стимулирование экономического роста через улучшение бизнес-среды и инвестиционного климата, интегрирование экономики в региональную экономическую систему, а также реализация структурных реформ для развития отраслей экономики;
  2. формирование устойчивой и эффективной системы финансово-кредитных учреждений, способных эффективно мобилизовать финансовые ресурсы и удовлетворять потребности населения и предпринимателей в долгосрочных и доступных кредитах;
  3. сбалансированное региональное развитие.

Экономический рост, прогнозируемый в 2016-2018 годы на уровне 4,4 % в среднем за год, будет поддерживаться со стороны всех секторов реальной экономики, формирующих ВВП страны (табл.1).1

1 Максимальный вклад (1,8 процентного пункта) в среднегодовые темпы экономического роста прогнозируется от работы объектов и предприятий сферы услуг. Реальные вклады промышленного производства, сельского хозяйства и строитель-

В региональном разрезе основная доля производства ВВП в 2016-2018 годах будет обеспечиваться за счет функционирования экономик г. Бишкек, Чуйской, Иссык-Кульской, Джалал-Абадской областей, суммарный средний вклад которых в ВВП республики составит 3,4 % (табл.2).

Успешная реализация экономических приоритетов предполагает координированное проведение денежно-кредитной, налогово-бюджетной, инвестиционной политики для обеспечения макроэкономической стабильности, что позволит оказать положительное воздействие на сокращение дефицита государственного бюджета, снизить социальную напряженность в обществе через рост занятости, создать условия для предсказуемости и сдерживания инфляции. Успешная реализация всех этих мер позволит максимально привлечь необходимые финансовые ресурсы в реальный сектор экономики.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список использованных источников

1. www.minfin.kg Министерство финансов КР.
2. Гуляев Г.Ю. Коррупция и бюрократия // В книге: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА, ОТРАСЛИ, ПРЕДПРИЯТИЯ Пенза, 2016. С. 83-84.
3. Гуляев Г.Ю. Инфраструктурные барьеры для бизнеса // В книге: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА, ОТРАСЛИ, ПРЕДПРИЯТИЯ Пенза, 2016. С. 85-89.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1184

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке