ABSTRACT
This article discusses the technique of preparing tempera paints, their types and methods of preparation.
Ключевые слова: техника приготовления, темпера, краски, темперные краски, виды темперных красок, способы приготовления, способы приготовления красок, способ приготовления темперных красок.
Keywords: the techniques of tempera, paint, tempera paint, tempera paint types, methods of preparation, methods of paint preparation, the method of preparation of tempera paints.
В современном мире мы можем видеть большое количество всевозможных обликов красок, к ним мы еще можем отнести и темперные краски.
Цель данной статьи – рассмотреть технику приготовления темперных красок, их виды и способы приготовления.
Темперные краски – это краски, изготовленные на базе порошковых пигментов и разбавляемые водой. Есть некоторое количество методик приготовления темперных красок при помощи эмульсии: естественного (разбавленный водой желток куриного яйца или целое яйцо) или же искусственного происхождения (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры) [2].
Любая эмульсия произведена из 3 составляющих: вода, всевозможные виды клея и масла.
В наше время после написания картины темперой ее не покрывают лаком, благодаря этому получают матовую фактуру. Краска и цвет в произведениях, написанных темперой, более устойчивы к условиям внешней среды и дольше сохраняют первоначальный вид, в отличие от работ, выполненных маслом.
Темперная живопись разнообразна по приемам и фактуре, она включает в себя покрытие узким слоем, лессировками, и, например, густое пастозное покрытие.
В настоящее время фабричными методиками производятся 4 вида темперы:
– казеиново-масляная (водная смесь казеина с подсыхающим растительным маслом);
– поливинилацетатная (ПВА, водная дисперсия на базе поливинилацетата);
– акриловая (водная дисперсия на базе полиакрилатов);
– воско-масляная (воско-масляная композиция с аква ПАВ – поверхностно-активными веществами) [1].
При высыхании темпера изменяет тон и цвет: кое-какие краски темнеют, иные высветляются. Поверхность произведений, выполненных в данной технике, матовая, бархатистая. Для защиты от воздействия окружающей среды картины (иконы) покрывали масляным лаком или же олифой.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Яичная (желтковая) темпера по причине медленно твердеющих яичных масел лаком покрывается не сразу по завершении произведения.
Акриловая темпера (называемая нередко акрил) в зависимости от марки может быть матовой, полуматовой или же глянцевой. Глянцевая разновидность акрила мало изменяется по тону и цвету, схожа по внешнему виду с масляными красками, и ей необходим защитный лак.
Воско-масляная темпера разбавляется и водой, и растворителем (скипидар, уайт-спирит). Темпера этого вида содержит в собственном составе довольно действенные ПАВ, которые в первые дни после нанесения на плоскость (палитра, холст, картон и т.п.) и высыхания дают возможность просто смыть краску водой. С одной стороны, это комфортно (можно смыть засохшие краски с палитры и кистей; смыть засохший акрил довольно сложно), с другой стороны, ведение мультислойной живописи требует бдительности и осторожности.
Высохшая казеино-масляная темпера водостойка, но при этом остается проницаемой для газов и влаги, то есть дышит. Вследствие этого она применяется в монументальной живописи для росписи стен, где лишняя влага, сохранившаяся в кирпичной или же каменной кладке стен при постройке, сможет со временем испаряться через роспись [1].
Не считая перечисленные выше виды темперы, которые считаются более распространенными, есть еще восковая и камедная темпера. Впрочем, в состав данных красок входят исключительные препараты, и их изготовление достаточно трудное.
К эмульгирующим препаратам относятся: казеин, белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин, мыло. Раствор клея, автоматически склеиваясь с частичками масла, формирует эмульсию. При таком механическом смешивании масла и воды масло находится во взвешенном состоянии и раздроблено на мелкие частицы, обволакиваемые клеем. Находясь в составе связывающего препарата, он делает краски эластичными, не способными к растрескиванию [1].
В настоящее время широкое распространение получила казеиново-масляная темпера. Данный вид имеет нерастворимую пленку и поэтому может использоваться на дереве, холсте, штукатурке, стекле, бумаге, картоне и множестве иных поверхностей.
Правильно изготовленные темперные краски при высыхании образуют немного бархатистый, без крупинок и трещинок слой. Хорошо просохший яркий слой не должен размываться водой. В отличие от гуаши, темпера при высыхании практически не изменяет свойств цвета. Впрочем, у таких красок, как охра, умбра, изумрудная зелень, голубой и лиловый кобальт, как правило, замечается посветление, а у желтоватых, некоторых оранжевых, в том числе и белил, бывает некоторое потемнение. И то и другое зависит от качества грунта и от количества покрытий, выполненных в процессе живописи.
В настоящее время широкое использование получили синтетические темперные поливинилацетатные краски. Они представляют собой пастообразную смесь пигментов со связывающим веществом – водной эмульсией синтетической смолы (поливинилацетата) с добавлением структурирующих препаратов. Эти темперные краски так же, как и казеиново-масляные, разбавляются водой. При нанесении на основу (бумагу, картон, холст, дерево, стекло и т.д.) они образуют матовую поверхность. Воспользовавшись синтетической темперой, можно применить всевозможные способы в нанесении яркого слоя, создавать переписки. Поливинилацетатные краски дают возможность добиться в этюде яркости цветов, контрастности тонов в передаче формы.
По сравнению с масляными красками темперные краски быстрее высыхают, и по просохшему слою уже через несколько часов можно повторно наносить слой. Темперная превосходит масляную живопись и по прочности, стойкости к разным наружным воздействиям – влаге, изменениям температуры.
Чтобы получить темперную краску, нужно перемешать желтковую эмульсию с размельченным красящим веществом. Для этого красящее вещество выкладывают в фарфоровую чашечку и, прибавив некоторое количество эмульсии, перетирают до получения однородной массы. Чтобы предупредить высыхание красок, их заливают водой, которую затем перед работой сливают.
Наиболее часто в приготовлении темперы используют следующие красящие вещества:
– белые – свинцовые, цинковые, титановые белила;
– желтые – желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, ауреолин, стронциановая желтая, желтый лак из крушины;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
– красные – киноварь натуральная и искусственная (розовая, красная и вишневая), кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный;
– фиолетовые – марс фиолетовый, кобальт фиолетовый, фиолетовые лаки из ягод ежевики, черники;
– зеленые – изумрудная зелень, окись хрома, зеленая земля, волконскоит, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт, зеленые лаки из крушины;
– синие – ультрамарин натуральный и искусственный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго;
– коричневые – марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры, жженая сиена, Ван-Дик коричневый;
– черные – виноградная черная, франкфуртская черная, кость слоновая жженая, древесная чернь, косточковые черные из косточек вишни, абрикоса, персика.
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели виды и способы приготовления темперных красок из различных материалов, а также проанализировали техники приготовления темперных красок.
Список литературы:
Бобров Ю.Г., Бобров Ф.Ю. Консервация и реставрация станковой темперной живописи. – М. : Художественно-педагогическое издательство, 2010. – 128 с.
Олсуфьев Ю.А. Икона в музейном фонде: исследования и реставрация. – М. : Паломник, 2016. – 400 с.