Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Технологические аспекты процесса саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности»

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются технологические аспекты саморазвития преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности. Обосновано, что саморазвитие на практике представляет достаточно сложный, предполагающий содействие, процесс. Выявлены основные этапы технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности.

ABSTRACT

The article deals with the technological aspects of high school teacher self-development in the cultural and leisure activities. It proved that self-development in practice is quite complex, involving the promotion process. The basic stages of technology empowerment of teachers college in the cultural and leisure activities.

Ключевые слова: саморазвитие; культурно-досуговая деятельность; преподаватель вуза; содействие; технологические аспекты.

Keywords: self-development; cultural and leisure activities; high school teacher; assistance; technological aspects.

Современная практика образования показывает, что саморазвитие человека представляет собой достаточно сложный процесс, который требует определенного внешнего воздействия. Такого вида воздействие в педагогической науке определяется с помощью понятия «содействие» и трактуется как средство помощи в сложных ситуациях, а также как условие осуществления эффективной деятельности [3; 4 и др.].

В аспекте нашего исследования целесообразно рассматривать технологические вопросы содействия саморазвитию преподавателям вуза в культурно-досуговой деятельности. Данная технология предполагает совместные действия преподавателей и их наставников (тьюторов), в специально созданных условиях (педагогических условиях), детерминирующих желаемое развитие (в данном случае саморазвитие в культурно-досуговой деятельности), при сохранении (восстановлении) физических, психических и душевных сил.

Саморазвитие преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности рассматривается как система, как процесс и как результат. На основе данного утверждения строится логика проектирования технологии. Результат саморазвития фиксируется целями разрабатываемой технологии, системность саморазвития отражена в содержании технологии, процесс саморазвития выражается через формы, методы, средства и специально созданные условия.

Необходимо отметить, что разрабатываемая технология должна быть целостной и эффективно содействовать саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности на протяжении длительного периода времени. С учетом этого целесообразно выделение этапов её реализации с определением целевого и содержательного компонентов. Такой подход к разработке технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности фиксирует достигнутый результат саморазвития преподавателя.

Выявление этапов осуществлялось на основе интеграции позиций А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова, раскрывающих особенности технологии организации досуговой деятельности [1, с. 104—106], позиции Л.М. Митиной, демонстрирующей алгоритм конструктивного изменения поведения человека [2] и на основе модели управления изменениями К. Левина [5]. В результате нами выделены три основных этапа реализации технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности:

1 этап — диагностико-просветительский;

2 этап — мотивационно-технологический;

3 этап — оценочно-коррекционный.

Особенностью первого (диагностико-просветительского) этапа является его просветительская направленность, создание индивидуального маршрута саморазвития для каждого преподавателя. Содействие тьютора (опытного наставника, куратора) на данном этапе реализации технологии осуществляется в виде работы по постановке целей саморазвития преподавателя в культурно-досуговой деятельности (специально разработанный алгоритм) и через определение и составление индивидуальных маршрутов саморазвития. Иными словами данный этап является подготовительным, на котором тьюторское содействие предопределяет успешность применения всей технологии.

Целью первого этапа реализации технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности является построение индивидуальных маршрутов саморазвития преподавателей. Содержательное наполнение этапу обеспечивает программа повышения квалификации преподавателей-кураторов по теме «Тайм-менеджмент преподавателя и студента», которая построена по модульному принципу. Модульный подход позволяет осваивать программу в различных вариантах и дифференцировать ее содержание. Программа состоит из четырех основных модулей, обеспечивающих теоретико-методическую основу и интеграцию развития знаний, умений и навыков управления своим временем, как студентов, так и самих преподавателей.

Второй (мотивационно-технологический) этап реализации технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности, согласно концепции К. Левина предполагает активную деятельность преподавателя. Задача тьютора на данном этапе заключается в поддержке предпринимаемых шагов, в одобрении любых (даже незначительных) успехов, в расширении горизонтов культурно-досуговых потребностей. Направления саморазвития представлены различными векторами в соответствии с индивидуальным состоянием и личностными особенностями каждого преподавателя.

Целью второго этапа является освоение преподавателями различных форм и видов культурно-досуговой деятельности, способствующей саморазвитию преподавателя. Данный этап направлен на структуризацию культурно-досуговой деятельности преподавателей вуза (на основе выявленных ценностных ориентаций) по нескольким модулям: коммуникативно-познавательный, художественно-эстетический, рекреационный, общекультурный, экстремально-состязательный и спортивно-оздоровительный (реабилитационный). Выбор выделенных модулей, средств и форм культурно-досуговой деятельности осуществляется преподавателями самостоятельно, но во взаимодействии и при поддержке тьютора.

Особенностью третьего (оценочно-коррекционного) этапа является становление преподавателей — членов клубов как пропагандистов активного досуга среди студентов, преподавателей кафедры и факультета, иными словами, они становятся «социокультурными аниматорами». Анимация в данном случае проявляется по нескольким направлениям работы со студентами и взаимодействия с коллегами: движение, общение, успокоение, переживание, творчество, культура.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Целью третьего этапа является повышение эффективности культурно-досуговой деятельности, направленной на саморазвитие преподавателей вуза. Данный этап предусматривает проведение оценки и самооценки произошедших изменений у преподавателей, соотнесение полученных результатов с запланированными и, при необходимости, внесение корректировки в осуществляемую деятельность. Это этап стабилизации («заморозки») произошедших изменений. На данном этапе роль тьютора также очень значима, так как оценка только тогда будет способствовать дальнейшему саморазвитию преподавателей, когда она адекватно воспринимается, а самооценка — когда она реалистичная. К сожалению, преподавателям вуза адекватности самооценки своей досуговой деятельности явно не хватает, поэтому внешнее содействие будет нивелировать этот недостаток.

В заключении отметим, что каждый из представленных этапов имеет соответствующее содержательно-методическое наполнение. На первом этапе данное наполнение представлено программой повышения квалификации преподавателей-кураторов, представляющей собой 72-х часовой курс «Управление временем». На втором этапе деятельность базировалась на индивидуальных маршрутах преподавателей. Третий этап основан на фиксации достижений преподавателей за год включения активной культурно-досуговой деятельности в своё жизненное пространство, оценке достигнутых изменений и корректировке дальнейших планов.

Список литературы:

Культурно-досуговая деятельность: учебник / под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 461 с.

Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт. 2003. — 400 с.

Подповетная Ю.В. Управление научно-образовательным процессом университета // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 5. — С. 355—363.

Салихова Л.Ф. Организационно-методическое обеспечение проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 66—68.

Lewin К. Frontiers in group dynamics. — New York: Harper & Row, 1947. — р. 153.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

400

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке