Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Технологии активизации и интенсификации деятельности студентов в реализации компетентного подхода в фгбоу во «Мичуринский государственный аграрный университет»

Аннотация. В статье рассматривается реализация компетентностного подхода в образовательной практике университета. Показаны условия и факторы выбора оптимальной технологии активизации и интенсификации деятельности студентов.

Ключевые слова: компететностный подход, интерактивный режим занятия, образовательные технологии, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.

Федеральные государственные образовательные стандарты базируются на компетентностном подходе в системе высшего образования. Цель профессиональной подготовки задается как становление профессиональной компетентности – интегративного качества личности, которое проявляется через систему компетенций. Для ее достижения важным является совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для освоения образовательных программ, отвечающим требованиям ФГОС, о чем говорится в государственной программе РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы».

Реализация компетентностного подхода предусматривает, согласно ФГОС ВПО, использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, которые позволяют управлять взаимодействием студентов, актуализировать познавательные процессы, усиливать обратную связь и корректировать образовательный процесс.

В системе высшего образования используются в качестве форм обучения лекция, семинар, практическое и лабораторное занятия. Каждая из них имеет свою специфику, которая давно закрепилась и стала традиционной. Их активность и интерактивность задается интерактивным режимом, который характеризуется опорой на принципы проблемности, мотивации активности всех субъектов учебного процесса, инициирования их креативности.

Проблемность предполагает реализацию технологий обучения с учетом особенностей и логики мыслительных операций и поисковой деятельности в целом. При этом обеспечивается не только развитие когнитивных способностей личности студента, но и ее качественное становление. Для развития мотивации активности приобретает значимость выбор преподавателем стимулов продуктивной организации работы и оптимального взаимодействия ее участников. В соответствии с принципом инициирования креативности каждый студент должен выступать генератором идей, а не только проявлять активность.

Интерактивный режим занятия, при котором информационные потоки двусторонние, построены на диалоговом взаимодействии  субъектов  обучения, задается за счет применяемых преподавателем технологий. В контексте образования технология представляет собой «обоснованную в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов учебного процесса, которая  характеризуется четкими целевыми установками, алгоритмом действий, специфическими методами и средствами. контролируемостью и воспроизводимостью в аналогичных условиях».

Согласно Г. К. Селевко, большую группу образовательных технологий составляют технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся. Они ориентированы на организацию активного   открытого взаимодействия в системах «преподаватель – студенты», «студент — студент», «студенты – студенты».

В эту группу входят:

  • игровые технологии (деловая игра, организационно-деятельностная игра);
  • технологии проблемного обучения (технология учебного исследования, технология эвристического обучения);
  • технологии проектного обучения (включая кейс-технологию);
  • интерактивные технологии (технология развития критического мышления, технология проведения дискуссий, технология «Дебаты», тренинговые технологии, технология организации группового взаимодействия).

Перечисленные технологии позволяют:

Во-первых, приобщать студентов к способам решения профессиональных задач.

Во-вторых, развивать коммуникативные компетенции и достигать эффективный уровень деловой коммуникации; в-третьих, включать студентов в различные виды продуктивной деятельности.

Работа кафедры педагогики и психологии дала возможность обобщить материалы об учебно-методической результативности проведенных преподавателями Мичуринского ГАУ занятий в рамках ежегодной Недели качества.

Активному включению преподавателей университета в Неделю качества способствовали, на наш взгляд, обучающие семинары, которые ежегодно проводятся перед ее началом. Каждый год они имеют свои целевые ориентиры. Так, в текущем году они были направлены на освоение активных и интерактивных технологий проведения занятий. Участники Недели качества показали их реализацию на лекциях, практических и лабораторных занятиях.

Так, на лекциях использовались технологии проблемного обучения (учебного исследования; эвристического обучения); интерактивные технологии (проведения дискуссий, в том числе на основе заранее запланированных ошибок); технология обучения в сотрудничестве.

Лекция на основе технологии проблемного обучения — эвристического обучения (проблемная лекция) состоялась как открытая форма не у всех преподавателя.

Ее эффективность определялась умело поставленной учебной проблемой, которая решалась лектором при вовлечении студентов в её обсуждение. В остальных случаях была реализована классическая информационная монологическая лекция.

Заслуживает внимания лекция, организованная с помощью технологии учебного исследования (лекция – имитация исследования), на которой созданная преподавателем проблемная ситуация позволила студентам в творческой обстановке реализовать знания и умения в контексте квазипрофессиональной деятельности, то есть здесь и сейчас, а не «когда- нибудь в будущем».

Проведенные лекции с использованием интерактивной технологии проведения дискуссии свидетельствуют о сложившемся опыте ее применения, соответственно как о «работающей» образовательной технологии.

Лекции с заранее запланированными ошибками только недавно стали применяться в образовательной практике университета. Обычно она проводится в завершении изучения большого раздела дисциплины, когда у студентов сложилась определенная платформа знаний, позволяющая им ориентироваться в материале лекции и видеть специально организованные ошибки. Трудности преподавания заключаются в концентрации внимания студентов, чтобы они самостоятельно заметили ошибки.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Интегрированная лекция, построенная на технологии проведения дискуссий (дуальная, бинарная или лекция вдвоем), характеризуется представлением преподавателями различных подходов к рассмотрению и решению проблемы. Взаимодействие между преподавателями требует организации единого информационного и творческого пространства, в котором связи между преподавателями и связи между преподавателями и студентами находятся в динамическом равновесии.

Желательно, чтобы студенты — участники дискуссии были объединены в группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования ценностно-ориентационного единства и коллективистической идентификации, которые усиливают или способствуют возникновению новых мотивов деятельности.

Все лекции проводились на основе использования информационно- коммуникационных технологий (лекции-презентации, лекции-визуализации). Безусловно, это делает учебный материал визуально привлекательным, позволяет представить модели изучаемых процессов, объектов и явлений. Однако в такой образовательной ситуации интерактивный режим автоматически не задается. Преподавателю необходимо вовлечь студентов в процесс познания, организовать многоканальную обратную связь, многосторонний обмен информацией в атмосфере доброжелательности и педагогической поддержки.

Лекция на основе технологии обучения в сотрудничестве действенна при соблюдении ряда условий:

  • изложении лектором сложных теоретических положений четко, точно и аргументировано;
  • показе студентами — ассистентами примеров, подтверждающих общие положения;
  • побуждении группы к совместной работе с помощью вопросов.

Таким образом, преподаватель отказался от позиции главного носителя информации, он, наряду со студентами, стал одним из информационных источников, сопровождая и поддерживая прохождение информационных потоков между участниками взаимодействия.

На практических и лабораторных занятиях применялись:

  • игровые технологии (организационно-деятельностная игра, деловая игра);
  • технологии проектного обучения (кейс-технология);
  • интерактивные технологии (технология проведения дискуссий, технология организации группового взаимодействия);
  • технология организации совмещенных занятий (по вертикали и горизонтали).

Практическое занятие на основе деловой игры было представлено многими преподавателями и показало достижение ими достаточного уровня деловой коммуникации студентов. В деловой игре решение основного вопроса — «что было бы, если бы…» способствовало активизации мышления студентов, повышению самостоятельности будущего работника, подготовке его к профессиональной практической деятельности, вносило дух творчества в обучение.

Занятия с использованием кейс-технологии прошли продуктивно не у всех преподавателей. Преимущества данной технологии (через конкретный пример легче понимается теория; работа над конкретной ситуацией позволяет студентам приобрести практический опыт; работа в группе помогает установлению отношений с преподавателем и сокурсниками) не были полностью реализованы на этапе организации групповой дискуссии. Причинами, на наш взгляд, явились, с одной стороны, трудности в привлечении студентов к обсуждению, с другой – трудности в управлении обсуждением результатов работы групп. Вместе с тем, следует отметить преподавателей, которые путем создания и поддержки благоприятной атмосферы использовали образовательные возможности кейсов для продвижения вместе со студентами к новым знаниям, умениям и опыту профессиональной деятельности.

Технологии организации группового взаимодействия, в частности, «пирамида» эффективно работала у многих преподавателей. Были использованы варианты: «в парах», «в четверках», «в большой группе». К достоинствам «пирамиды», в первую очередь, относят гибкость, поскольку при необходимости некоторые стадии могут быть опущены, что умело использовалось преподавателями.

Технология организации совмещенных занятий по вертикали не часто используется в системе высшего образования. Обычно она применяется в малочисленной школе, чтобы расширить поле взаимодействия обучающихся. Однако она оказалась уместной при организации двумя преподавателями работы студентов младшего (1-й) и старшего (4-й) курсов на занятии по иностранному языку, поскольку их численный состав был невелик. Межвозрастное студенческое сотрудничество в учебно-познавательной деятельности (по принципу «делай, как я»), позволило расширить лингвистический кругозор студентов, реализовать принцип преемственности в изучении тем.

Анализ качества проведенных занятий выявил наиболее сложные позиции в реализации интерактивных технологий. Ими оказалось определение цели и задач учебного занятия и на этой основе выбор внедряемой технологии, позволяющей создать интерактивных режим обучения. Причинами этого могут быть, с одной стороны, отсутствие у части профессорско-преподавательского состава базового педагогического образования, с другой стороны, не сложившийся пока опыт образовательной практики у молодых преподавателей.

Вместе с тем выбор интерактивной технологии требует учета факторов и условий для эффективного взаимодействия педагогов и студентов.

Следует обратить внимание на объективные условия, обеспечивающие продуктивность занятия:

  • санитарное состояние учебной аудитории;
  • наличие и подготовленность технических и других средств обучения;
  • соблюдение временного режима (начала и завершения) занятия.

К числу факторов необходимо отнести:

1. Готовность преподавателей к освоению новых для них образовательных технологий. Как показывает опыт, есть ряд педагогов, не готовых к реализации общепрофессиональных компетенций, которые не справляются с работой в сложных, напряженных взаимодействиях с группой, в условиях обратной связи, предусматривающей взаимную критичность, открытость, уважение и требовательность.

2. Обучение студентов групповому взаимодействию. Поэтапное введение в традиционные занятия элементов образовательной технологии, которая активизирует их учебно-познавательную деятельность.

3. Познавательная мотивация и личностная зрелость студентов. Так, используемые технологии как индикаторы обнаруживают умственную ленность при высокой демонстративности и неадекватной самооценке у некоторых студентов.

4. Учет индивидуальных особенностей студентов. Они должны иметь возможность выбора «режима обучения». Интерактивное обучение может не соответствовать индивидуальным психологическим особенностям личности обучающихся, особенно обладающих крайне выраженными характеристиками интроверсии, либо имеющим существенные изменения ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте традиционные технологии обучения являются более универсальными, хотя очевидно, что и они имеют ограничения, поскольку либо отторгаются высоко активными студентами и экстравертированными личностями, либо порождают у них нежелание учиться и неуспешность.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При длительном и систематическом использовании технологий, которые позволяют квалифицировать обучение как интерактивный процесс, этот эффект выражен достаточно сильно и обнаруживается в показателях личностного роста — личностной продуктивности. Студенты приобретают компетенции справляться с непростыми учебными проблемами, проявляют реалистичный взгляд и оптимизм на ожидаемые ситуации профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1. Журавлева О. П., Михалева Л. П. Интерактивный режим организации образовательного процесса в контексте профессионально-личностного становления студентов педагогического вуза // Инновации в образовании. 2015. № 3. С. 30-39.
2. Милорадова Н. Г., Ишков А. Д. Психолого-педагогические технологии в учебном процессе: учеб. Пособие. М.: МГСУ, 2009. 134 с.
3. Научно-методическое обеспечение Конкурса учебно-методических разработок на основе инновационных педагогических технологий Т. А. Бабакова и др.// Современные педагогические технологии в университете: сб. учебн.-метод. разраб. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2010. С. 11-24.
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «развитие образования» на 2013-2020 годы» // 24 апреля 2013 г. Интернет-портал
«Российской газеты».
5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1 М.,НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

697

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке