Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Технологии арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края»

Инновационные и модернизационные процессы реформирования образовательной системы России в большей степени отразились в сфере подготовки кадров культуры и искусства.

Помощь в написании статьи

Обстоятельства политического и социально-экономического характера (повышение цен на образовательные услуги, потребность в капитальном ремонте учреждений образования, невостребованность выпускников и проблемы с последующим трудоустройством) становятся факторами негативных изменений в образовательном пространстве, активно влияющими на качественную подготовку специалистов социо­культурной сферы.

Недавно проведенный Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинг высших учебных заведений на предмет оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных учреждений призналряд универ­ситетов и академий культуры и искусства, театральных и промышленно-художественных институтов неэффективными. Итоги данного анализа свидетельствуют о том, что система подготовки кадров высшей квалификации социокультурного и художественного профиля нуждается в диверсификации образовательных услуг и согласовании требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда.

В решении этих стратегических задач особая роль принадлежит региональной системе профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы, которая должна стать эффективным инструментом, способствующим изменению сложившейся ситуации и усилению роли государственного управления в развитии гуманитарного и художественного образования.

В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании [2, ст. 2615].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечает, что ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами: переход к иннова­ционному типу развития экономики требует повышения профессио­нальных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества [6, ст. 5489].

Одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы декларирует, что развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач: подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования; сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества и др. [5, ст. 4069].

Согласно Основным направлениям стратегии культурной политики Красноярского края на 20092020 годы, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 20 января 2009 г. № 24-П,одним из важнейших способов формирования и развития целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности является художественное образование как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества [1].

Таким образом, система подготовки специалистов художест­венной и социально-культурной сферы имеет достаточное количество нормативно-правовых актов федеральных и региональных органов исполнительной власти для обеспечения высокого качества профессионального образования.

Однако анализируя систему культуры Красноярского края необходимо отметить противоречивые тенденции на региональном уровне:

·функционирует развитая система непрерывного художест­венного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства;

·кадровый потенциал не соответствует современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере; в культуре и художественном образовании; слабо развита инновационная и экспериментальная деятельность, присутствует недостаточно сильная направленность на развитие и позиционирование совре­менного искусства, развитие творчества и креативности, производство новых культурных символов, знаков, смыслов и ценностей.

Все это актуализировало исследование проблемы эффективного использования методов и технологий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края.

На сегодняшний день в Красноярском крае основой ресурсного обеспечения системы художественного образования в сфере культуры остается достаточно развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят 126 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей, 6 краевых государственных учреждений среднего профессионального образования, 2 федеральных государственных бюджетных образова­тельных учреждений высшего профессионального образования и 1 краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры».

Гуманитарный институт ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» реализует ряд основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры: «Искусства и гуманитарные науки»; «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «История искусств».

По своему социокультурному предназначению региональная система подготовки и повышения квалификации кадров в области культурыдолжна отвечать следующим основным требованиям: формировать коллективно и индивидуально значимые духовно-нравственные потребности, интересы, запросы обучающихся и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с общественными нормами; создавать условия для самореализации потенциала личности и социальных общностей; обеспечивать воспроизводство культурных образцов и практик.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Определяющая роль в этом процессе должна отводиться технологиям арт-менеджмента, направленным на формирование конкурентоспособного работника, востребованного социально-экономической сферой региона. В качестве результата эффективной реализации данных технологий может рассматриваться личность будущего специалиста, владеющего общими и профессиональными компетенциями: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности, применять культурологическое и художественно-искусствоведческое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; свободно владеть теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик и др.

Термин технология (греч. tehneмастерство + logosучение) представляет собой совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также самые процессы (технологические процессы), при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта [3, с. 252].

Активное развитие инновационных тенденций в социально-культурной и образовательной сфере общества, большой опыт культурных практик, авторских школ и специалистов-новаторов требует обобщения и систематизации в современной культуроло­гической науке. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применения понятия «технология» к сфере культуры и образования. Использование данного подхода предпола­гает точное инструментальное управление процессом профессиональ­ной подготовки специалистов социокультурного и художественного профиля и гарантированное достижение поставленных целей.

Сущность и классификация современных технологий арт-менеджментамогут бытьпредставлены в виде таблицы:

Таблица 1.

Типология современных технологий арт-менеджмента

Таким образом, комплексное использование методов и техно­логий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края будет эффективным и результативным, если будет обеспечено:

·планомерное педагогическое и андрогогическое сопровож­дение образовательного процесса через систему механизмов и средств, направленных на формирование способности обучающихся и слушателей применять в производственной социокультурной деятельности базовые профессиональные знания, освоение ими компетенций, в частности: осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профес­сиональной деятельности; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков и др.;

·целенаправленное и систематическое повышение профессио­нального уровня педагогических работников учреждений профессио­нального образования, направленного на успешное освоение и активное использование в образовательной практике современных образова-тельных технологий, способствующих непрерывному обновлению программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов социокультурного, искусствоведческого и художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений.

Список литературы: 

Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 31 января 2009 г. № 5 (301).
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г., № 46, ст. 2615.
Краткий словарь иностранных слов / Сост. С.М. Локшина. — М.: Рус.яз., 1985. — 352 с.
Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учебное пособие / Г.Н. Новикова — М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. — 178 с.
Собрание законодательства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 35, ст. 4069.
Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47, ст. 5489.
Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. — 528 с.
Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков — М.: МГУКИ, 2003. — 138 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

471

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке