Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Теоретические аспекты развития коммуникативной культуры как элемента профессионального мастерства педагога»

Россия вступает в новую образовательную эру, пополняя единое международное образовательное пространство в соответствии с мировыми тенденциями глобализации. В связи с этим к отечественному образованию, в том числе и дошкольному, предъявляются высокие требования. Они касаются как воспитательно-образовательного процесса, так и личности самого педагога (воспитателя).

Помощь в написании статьи

Обществу необходим педагог, обладающий высоким профессиональным уровнем педагогической и коммуникативной культуры.

Вопросами коммуникативной культуры в развитии профессионального мастерства педагога занимались отечественные педагоги и психологи Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, И.И. Зарецкая, Н.В. Кузьмина, А.А. Лобанов, Н.А. Морева, В.А. Сластенин, С.Д. Якушева.

Современная педагогика, считает С.Д. Якушева, — педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса [8].

Образование и культура выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Это способ вхождения человека в мир науки и культуры, являющейся предпосылкой и результатом образования.

Так овладевая культурой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать индивидуальную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности. От него зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны [1, с. 45].

Образование — часть культуры, которое влияет на ее сохранение, развивая и осваивая ее богатую палитру.

Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д. [8, с. 3].

«Культура» (лат. cultura) — первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов [7, с. 169].

В философском смысле «культура» понимается как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неполноценно удовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры [6, с. 23].

Б.И. Кононенко определяет культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Е.М. Скворцова утверждает о том, что спектр философских воззрений на культуру очень широк, и главное место в нем отводиться пониманию культуры как очага света, как деятельной любви к людям, миру, к Богу. Иллюстрации этого утверждения посвящены следующие строки известного русского художника, публициста и общественного деятеля Н.К. Рериха. Он утверждал, что культура есть «почитание света», «любовь к человечеству», «синтез возвышенных и утонченных достижений» [5, с. 52–53].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, его общей, профессиональной и личностной культурой.

Итак, культура — это сложное, многогранное явление, имеющее свою структуру и содержание, цели и задачи и которой вносит свой вклад в развитии гуманистической направленность и творческого потенциала личности.

Под термином «личность» (от слова «лик», «лицо») А.В. Батаршев понимает человека, способного к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию.

Д.Н. Узнадзе рассматривает понятие «личность» как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер в процессе целенаправленной активности.

Д.И. Фельдштейн утверждает, что личность развивается, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно-значимая деятельность.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

По мнению А.Н. Леонтьева личность не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не рождаются, а становятся».

Э.Ф. Зеер утверждает, что быть личностью значит быть субъектом деятельности, общения, самосознания, то есть выражение «субъект деятельности» означает, что человек есть, прежде всего, субъект основных социальных деятельностей — труда, общения, познания.

В.И. Смирнов определяет понятие «личность» как устойчивую систему социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующую человека как члена общества. «Личность» – это человек, субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.

Личность человека по утверждению В.А. Сластенина формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Е.М. Бондаревская считает, что личность – это человек, интегрированный в культуре, находящейся в диалоге с ней. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры является свобода, духовность, гуманность, творчество, поэтому личность в современном представлении – это человек свободный, духовный, гуманный, творческий, способный к нравственному выбору и ответственному поведению.

Одним из важнейших качеств личности, заявляет С.Д. Якушева, является коммуникативная культура. В связи с этим возрастают требования к профессиональному мастерству педагога.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В научной литературе даны теоретические основы процесса развития профессионального педагогического мастерства, выделены его специфические признаки:

Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

И.П. Андриади рассматривает педагогическое мастерство как свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей  общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

Н.К. Бакланова определяет профессиональное мастерство как систему, качественный уровень профессионально-педагогической деятельности, интегральное качество личности педагога и как синтез профессионализма, творчества и духовности.

А.И. Савенков рассматривает педагогическое мастерство как системное качество личности, обретаемое человеком в результате специального обучения и в процессе становления его профессиональной идентичности.

Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина определяют педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

С.Д. Якушева определят профессионально-педагогическое мастерство как искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, требующего постоянного совершенствования. Она считает, что педагогическое мастерство как профессиональное умение включает в себя следующие составляющие: педагогическую культуру; профессиональную компетентность педагога; педагогические умения и способности; речевую культуру преподавателя; педагогическое взаимодействие, умение управлять собой; педагогическое общение и этику; психолого-педагогические знания.

Таким образом, профессиональное мастерство педагога начинается с гуманистической позиции и общения, создающего среду, которая окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует образовательный процесс, развивая при этом коммуникативную культуру.

Коммуникативная культура, по определению А.В. Мудрика есть система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовать их в деловом и эмоциональном общении [4].

Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».

В.А. Кан-Калик рассматривает профессионально-педагогическое общение, как систему органичного социально-психологического взаимодействия — педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений, с помощью коммуникативных средств.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Общительность, как свойство личности, включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность — способность испытывать удовольствие от процесса общения, социальное родство — желание находится в обществе, альтруистические тенденции — эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Общительный человек владеет своей жестикуляцией, обладает богатством мимики, выразительностью интонаций.

Одновременно с термином «общение» используется термин «коммуникация». В данной работе «общение» и «коммуникация» мы употребляем как синонимы.

«Communicare» – (от лат.) связывать, делать общим, общаться употребляется в трех значениях: 1) путь сообщения; 2) форма связи или средство связи (средство массовых коммуникаций); 3) акт общения, сообщения информации.

А.А. Леонтьев под коммуникативным поведением подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы [3, с. 68].

Итак, коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности, являясь одной из приоритетных задач профессионального образования. Она рассматривается как важнейшая составляющая гуманитарного образования, как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов.

Понятие «коммуникативная культура» трактуется как определенный уровень развития навыков общения, при котором человек правильно использует средства языка и умело ими оперирует в процессе взаимодействия с другими людьми.

В.Н. Куницына считает, что коммуникативная культура — это, прежде всего культура человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность, которая в свою очередь проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и сочетается с быстротой установления контактов [2].

Следовательно, коммуникативность или общительность — это способность к успешной групповой деятельности, способность к взаимопониманию.

Коммуникативная культура личности реализуется в коммуникативных знаниях, умениях и навыках.

Под коммуникативными знаниями подразумевается обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, т.е. отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно — следственных связях и отношениях. Ценность коммуникативных знаний была понята людьми давно. Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному общению, позволяющий творчески использовать коммуникативные знания.

А.З. Мудрик, — характеризует коммуникативную культуру как условие и предпосылку эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования [4].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Критериями мастерства педагога выступают: целесообразность (направленность); продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся); оптимальность (выбор средств); творчество (содержание деятельности) [8].

Следовательно, коммуникативная деятельность педагога, направленная на установление педагогически целесообразных отношений педагога с учеником, приобретает большую значимость, и является существенным показателем профессиональной компетентности и мастерство педагога.

Главной целью обучения коммуникативной культуре на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как учебно-познавательная компетенция; речевая компетенция; языковая компетенция.

В структуре профессионализма основополагающими элементами понятия «профессиональная культура» являются культура и профессия. Если культура является общим, родовым понятием, определяющим способ организации жизнедеятельности человека, то профессиональная культура обозначает видовое понятие, но в более узкой сфере деятельности, которой является профессия. Профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это-совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина, — высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая профессионального мастерства.

Коммуникативная культура требует определения ее структурных компонентов. С.Д. Якушева считает, что исходя из разных аспектов ее рассмотрения, у педагога выделяются такие компоненты как: рефлексия, общительность и коммуникабельность, коммуникативные и речевые умения, умения невербального общения и психосаморегуляции, коммуникативные способности и т.д.

Как говорит ученый, обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, учащимися и их родителями [8].

Следующим компонентом выступает – рефлексия, как анализ собственных действий и состояний, и выступает при этом как ключевое развитие личности.

С понятием «коммуникативная культура» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Выдающийся психолог А.А. Леонтьев в работе «Педагогическое общение» под коммуникативным поведением, подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы.

Общение преподавателя осуществляется в системе отношений «по вертикали (педагог-студент)» и «по горизонтали (педагог-педагог)». Общение в этих двух плоскостях является показателем профессиональной культуры педагога и предъявляет к нему особые требования, а именно — владеть словом, формировать мысли, выражать чувства, общаться с людьми.

Образование, являющееся частью и отражением культуры, не может состояться без опоры на культуру личности педагога, так как только личность может воспитать личность. Такого уровня преподаватель достигает в результате профессиональной подготовки и самообразования с учетом специфики педагогической деятельности. А специфика эта состоит в том, что результат ее всегда есть следствие совместной деятельности педагога и обучаемого.

Итак, коммуникативная культурапедагога является одним из важнейших компонентов профессиональной культуры. Необходимость ее развития обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учащимися, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Развитие у педагогакоммуникативной культурысвязано с решением комплекса педагогических задач, среди которых на первый план выдвигается коммуникативная задача. Определению ее сущности и значения посвящены исследования В.А. Кан-Калика, М.М. Левиной, А.К Марковой и др.

От овладения способами постановки и решения коммуникативных задач зависит эффективность коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.

Эффективности процесса развития коммуникативной культуры во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии.

Коммуникативная культураразвивается также при условии освоения педагогомтехнологической стороны коммуникативного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, может привести егок осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе, личностно-профессиональному совершенствованию.

Таким образом, коммуникативная культура педагога – это качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура педагога является основой профессионального мастерства и определяет его успешность.

Список литературы:

Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. М.: ЮрайтИздат, 2005. 239 с.

Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. СПб.: ЭКСМО, 2009.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 318с.

Мудрик А.З. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991. 80с.

[1]Рерих Н.К. Мир через культуру: Ежегодник. М., 1990. 333с.: ил.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры: учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. 406с.: ил.

Философский энциклопедический словарь / Под редакцией Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева и В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. 574c.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 256с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

565

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке