Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Теории синестезийного восприятия искусства»

При восприятии искусства у человека возникают метафоры чувственного восприятия, объединяющие различные сенсорные систе­мы. В связи с этим, в психологии известно явление синестезии (от гр. synaisthes’s — соощущение) — возникновение у человека ощущений не только в органе, на который воздействует раздражитель, но одновременно и в другом органе чувств [2, с. 530].

Помощь в написании статьи

Однокоренные слова: эстет (гр. aisthetes — воспринимающий) — поклонник искус­ства, ценитель прекрасного [2, с. 697]; эстетический (гр. aisthetikos) — связанный с восприятием прекрасного в жизни и искусстве [2, с. 697]. Для понимания термина «синестезия» за основу можно взять корневую часть syn (гр) — объединение, совместное проявление: синергия (гр. synnergeia — содружество) — совместное действие каких-либо орга­нов, физиологических систем [2, с. 530].

На протяжении всего XX века многих исследователей интере­совал характер и разновидности интермодальных соединений. В науч­ных кругах закрепилось одно из положений, что  синестезия — явле­ние скорее уникальное и присущее в разной степени только гениаль­ным людям — композиторам, учёным, художникам, поэтам. Вот, например, как описывают свои ощущения некоторые известные личности — синестеты (люди, обладающие синестезией): И. Ф. Стра­винский писал про музыкальные интервалы: «…октава — гладкая; септима — терпкая, грубо-острая, терпко-полая; секста — мягкая, бархатистая, сочная; квинта-водянистая, пустая, жёсткая…» [17, с. 290]; А. Эйнштейн высказывался о природе научных открытий: «Слова, так как они пишутся или произносятся, не играют какой-либо роли в моем механизме мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные образы и знаки физических реальностей. <…>У меня эти элементы зрительные и некоторого мышечного типа» [6, с. 25—26]. В течение XX века появлялись книги о людях, одарённых необычной способностью «видеть» мир, таких авторов, как М. Лонг [7], Л. Л. Сабанеева [9], М. Хаслера [20] и др.

В философском аспекте искусствознания синестезийный подход пронизывает многие концепции. На ряду с натурфилософскими идеями, трактующими бинарность явлений «зрение-слух» лишь как оппозицию акустики и оптики (И. Кеплер, В. И. Вернадский, Ю. Ньюленд и др.), существуют концепции, в которых учитывается человеческий фактор. Например, П. А. Флоренский считал дихотомию «зрение — слух» основой восприятия. Философ исследовал энергети­ческие свойства звука посредством слова: «слово — есть звуковая энергия, весьма тонко организованная, имеющая определенное и высо­ко дифференцированное строение» [12, с. 275]. То есть, с его точки зрения, искусство словесное, как и изобразительное, есть организация пространства. Един корень в восприятии слова или цвета, он затрагивает три слоя бытия того и другого: артикуляционно-звуковой, понятийный и идеальный (душа). Видение этих слоев дано каждому человеку, поэтому синестезия «слово-цвет» может возникнуть у любого. Так, путём философских размышлений, П. А. Флоренский предвосхищает психолингвистику и познает звук как некий неакустический феномен.

Действительно, данная синестезия возникает в восприятии людей чаще других, как показывает культурологический аспект искусство­знания. Доказательство тому — синкретическое искусство традицион­ных культур, когда любое изображение или просто цвет имели симво­лические значения, выражаемые определенными словами. Н. В. Се­ров [11] описывал цветовое кодирование времени и пространства в искусстве традиционных культур, связывая цвета с религиозными канонами (зелёный — Осирис, фиолетовый — Вишну и т. д.) и с интеллектуальным естеством (белый — сознание, серый — подсозна­ние, чёрный — бессознательность и т. д.). Имеются исследования данной тематики также у А. В. Вежбицкого и К. Роу. Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зелёное — весна, пробуж­дение, надежда; синее — небо, чистота; жёлтое — солнце и жизнь; красное — огонь и кровь; чёрное — темнота, страх, неясность, смерть. Световые и цветовые концепции восприятия связаны с определенными универсальными элементами человеческого опыта.

В принципе, бинарность «зрение-слух» в некоторых случаях трактовалась как «цветной слух». Не раз возникали описания этого феномена, особенно распространенной синестезии «музыкальный тон — цвет», например, в работах  А. Бине, О. Мессиана, содержащих много вопросов, нежели ответов. Как отмечали в совместной статье И. Л. Ванечкина и Б. М. Галеев, «цветным» слухом обладали многие композиторы и музыканты — Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, О. Мессиан, К. Дебюсси, М. Равель, И. Вышнеградский и другие, однако их синестезии чисто индивидуальны. В любом случае, при анализе дихотомии «зрение-слух» выявлялись энергетические, архети­пические, религиозные и интеллектуальные его составляющие. Так, «живописные» синестезии связывались с ассоциативной визуали­зацией более глубинного движения чувств и эмоций, происходящего в подсознании. Имеющийся в основе обыденный опыт цветного видения дополнялся мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями.

Следовательно, философский и культурологический аспекты искусствоведения помогают объяснить полимодальную природу многих творческих явлений в искусстве.

В течение XX века синестезийная парадигма постепенно входит в научный аппарат искусствознания и проявляет себя в эстетическом аспекте данной науки. По мнению Б. Галеева, синестезия включает в себя: «а) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами; б) цветовые и пространственные обра­зы, вызываемые музыкой; в) взаимодействие между искусствами. Так, к литературной синестезии относят выражение типа «флейты звук зарево-голубой» (К. Бальмонт), к живописной — картины М. К. Чюр­лёниса и В. Кандинского, к музыкальной — произведения  К. Дебюсси и Н. Римского-Корсакова, и т. п., подразумевая при этом сущест­вование особых «синестетических» жанров (программная музыка, музыкальная живопись) и видов искусства (светомузыка, синесте­тический фильм)» [3, с. 200]. Наши соотечественники в разработке вопросов светомузыкального синтеза ничуть не уступают зарубежным коллегам, например, С. Бэрон-Коену и Дж. Харрисону [16] и другим, со статьями которых можно познакомиться, просмотрев, например, американские журналы «Леонардо» [19] и «Американский психологический журнал» [15], или немецкое издание «Музыка и цвет», 2000 [18].

Во-первых, с помощью анализа полимодального взаимодействия исследователями определяется своеобразие эстетической ценности многих произведений, начиная с конца XIX века и до наших дней. Так, Б. М. Галеев и И. Л. Ванечкина анализировали лучшие образцы их интерпретации: например, постановку «Прометея» А. Скрябина и «Счастливой руки» А. Шёнберга [10]; оперу Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода», включающая световую сценографию, и «Аллилуйя» С. Губайдулиной [14] и другие. Во-вторых, проявления межчувст­венных синтезов влияют на принципы классификации искусств в работах Б. М. Галеева, И. Иоффе, В. В. Кожинова, где они прямо соот­носятся с эволюцией выразительных средств. В-третьих, с помощью синестезии объясняется также такое явление культуры, как художест­венный синтез. Например, Н. П. Коляденко проводила параллели между музыкальными и литературными художественными формами. Анализировали стилистику метафоричной художественной речи А. А. Овсянников и Л. П. Прокофьева, изучая в литературном образе звуковые ипостаси (подражание, имитация звучанию) и незвуковые явления, например движения бестелесного образа (души, мысли), его рассеивание и собирание, сгущение и разреженность.

Следовательно, в эстетическом аспекте межчувственная интер­претация важна при анализе сравнительно поздно возникших синесте­зийных жанров, а также помогает при восприятии различных произве­дений искусства. Наиболее полно указанная проблема отражена в материалах международных научно-практических конференций «Про­метей-2000», а также, «Светомузыка в театре и на экране», «Электро­ника, музыка, свет», проходивших в г. Казани с 1992 по 2000 годы.

Синестезия играет большую роль в психологической области искусствоведения. Например, по Р. Арнхейму [1, с. 6], все искусства визуальны, то есть, содержание любого искусства формирует, прежде всего, зрительные образы. Например, в музыке процедура перевыраже­ния на подсознательном уровне, например, визуального в аудиальное или моторно-двигательное, является важным элементом в процессе создания и восприятия художественного образа на протяжении всего существования данного искусства. Изучив психические особенности межчувственных связей в музыкальном восприятии, Б. Галеев обобщает историческую роль синестезии. По мнению учёного, синес­тезия способствует восприятию музыки как своего рода движения «звукового тела» в воображаемом пространстве, которому определены координаты: глубина — фактура звучания, вертикаль — гармония, горизонталь — мелодика. Миру межчувственных представлений в музыке «присущи все основные параметры, которыми обладает мир реально видимых образов (пространство, движение, пластика, цвет)» [4, с. 53]. Однако все элементы подобной системы восприятия в истории музыкального искусства претерпевают изменения.

В музыкальной психологии говорится о синестезии как следствии хорошей музыкальности многих людей. Специальные музыкальные способности — интонационный слух и чувство ритма, если они актив­ны в человеке от рождения, или развиты в процессе занятий, могут пробуждать естественные синестезии (связь с телесной моторикой, тактильными, пространственными и другими ощущениями). В большинстве проводившихся исследований музыкальной памяти, мышления и специальных музыкальных способностей Д. К. Кирнарс­кой [5], Б. М. Теплова [12], а также, Х. Петца [21], С. Л. Рубинштей­на [8], Дж. Слободы [22] и других есть упоминания о синестезии.

На наш взгляд, анализ искусствоведческой литературы позволил определить объективную роль синестезии в творческой деятельности человека. Она заключается в активизации и обострении восприятия и, в целом, помогает понять содержание произведений искусства, например, звуковую природу музыки.

Синестезия проявляется в эмоциональном состоянии человека, обусловленном воздействием внешних раздражителей — музыки, сло­ва, цвета и т. д. Воспринимающие искусство люди входят в соответст­вующее эмоциональное состояние, что проявляется в вегетативных сдвигах. Подчеркнем, что суть слова «синестезия» в корне «син», обозначающем объединение, совместное проявление. Содержание «си­нестезия» в какой-то мере раскрывается термином «вибрация» (лат. — колебание, дрожание). Психическая активность находится в постоян­ном функционировании и состояние воспринимающего музыку человека колеблется от спокойно-умиротворенного до повышенного.

Например, причина возникновения синестезии «звук-цвет» объективная: классическая музыка обладает свойством выражать все параметры окружающего мира в визуальных формах и цвете. Не маловажную роль играет эмоциональная установка на восприятие звука и цвета.

Таким образом, синестезия не зависит от художественных способностей  и талантливости человека. Это чуткость и тонкость восприятия искусства, которую можно развить и это будет способст­вовать формированию важных качеств, характерных для грамотного ценителя прекрасного.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Список литературы:

1.        Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. — Душанбе : ТГУ, 1973. — Ч. 3. — С. 6 — 79.

2.        Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов — М.: Мартин, 2004. — 704 с.

3.        Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Синестезия // КорневиЩе, ОА: Книга неклассической эстетики / редкол.: В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. — М.: РАН. Ин-т философии, 1999. — С. 200 — 202.

4.        Галеев Б. М. Светомузыка в системе искусств : учеб. пособие — Казань: КГК, 1991. — 88 с.

5.        Кирнарская Д. К. Музыкальные способности — М.: Таланты — XXI век, 2004. — 496с.

6.        Кузнецов Б. А. Эйнштейн. Жизнь, смерть, бессмертие — М.: Наука, 1979. — 679 с.

7.        Лонг М. За роялем с Дебюсси — М.: Музыка, 1978. — 231 с.

8.        Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Серия: Мастера психологии — СПб.: Питер-Юг, 2003. — 512 с.

9.        Сабанеев Л. Л. Воспоминание о Скрябине ; послесл. и коммент. С. Грохотова. — М.: Классика — XXI, 2003. — 293 с.

10.     Светомузыка в театре и на эстраде: тез. докл. науч.-практ. семинара, Казань, 4—6 апр. 1992 г. / Казанская академия искусств ; отв. ред. Б. М. Галеев [и др.]. — Казань : [б. и.], 1992. — 136 с.

11.     Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология — СПб. : Речь, 2004. — 672 с.

12.     Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей — М. — Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1947. — 335 с.

13.     Флоренский П. А. Абсолютность пространственности // Свящ. Павел Флоренский : статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. — М.: Мысль, 2000. — С. 274 — 295.

14.     Электроника, музыка, свет: мат. межд. конф., посв. 100-летию Л. Термена, Казань, 10—14 дек. 1996 г. — Казань: Фэн, 1996. — 299 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

15.     American Journal of Psychology. — 1923. — v. 34. — 290 p.

16.     Baron-Cohen S., Harrison J. Synaesthesia: сlassic and сontemporary readings. — Oхford, 1997.

17.     Edmonds Е. М., Smith М. Е. Phenomenological Deseriplion of Musical Intervals. American Journal of Psychology. 1923. v. 34. С. 290.

18.     Musik und Kunst. Erfahrung — Deutung — Darstellung: ein Yesprech zwischen den Wissenschaften. — Mannheim, 2000.

19.     Sinesthesia special project. — Leonardo. — 1998. — v. 31. — № 3. — 162 p.

20.     Hassler, Marianne (1992) Creative musical behavior and sex hormones: Musical talent and spatial ability in the two sexes // Psychoneuroendocrinology. — 1992. — v. 17. — p. 55 — 70.

21.     Petsche Hellmuth. Approaches to verbal, visual and musical creativity by EEG coherence analysis // International Journal of Psychophysiology. — 1996. — v. 24. — p. 145 — 159.

22.     Sloboda J. The Musical Mind — Oxford University Pres, 1985.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

460

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке