Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Тестовые задания как инструмент для определения уровня формирования компетенций при изучении дисциплины «биофизика» в университете»

АННОТАЦИЯ. В данной статье представлены тестовые задания, которые выступают в роли инструмента, помогающие выявить уровень сформированности компетентности при изучении дисциплины «Биофизика» в вузе. В качестве оценочного средства представляются тестовые задания. Подробно описаны примеры тестовых заданий изучаемого курса.

ABSTRACT

This article presents test tasks that act as a tool to help identify the level of competence formation in the study of the discipline «Biophysics» at a university. Test items are presented as an evaluation tool. Examples of test items of the course being studied are described in detail.

Ключевые слова: биофизика, компетентностный подход, тестовые задания.

Keywords: biophysics, competence-based approach, test tasks.

Стандарты третьего поколения, которые определяют содержание образовательных программ, также требуют решения для оценки качества образования на основе компетентностного подхода [5].

Компетентностный подход – это способ обучения, который направлен на формирование важнейших компетенций, являющиеся универсальными для развития различных видов деятельности [4]. Данный подход делает особое внимание на их применение во внеучебных, жизненных ситуациях [1].

В связи с усовершенствованием содержания образовательного процесса вузов, с учётом особенностей компетентностного подхода происходит не только пересмотр методик обучения и технологий организации учебного процесса в вузе, но и разработка соответствующих методов оценки уровня и качества подготовки студентов [3].

Существуют определенные требования и принципы процедуры оценивания студентов. Одним из методов проверки знаний студентов является тестовый контроль на этапах обучения биофизике. Тематическое тестирование позволяет студенту сосредоточиться на определенном разделе учебного материала, а также на изучении всего, что требует углубленного изучения знаний и развития навыков для их практического применения [2].

Выпускник направления 06.03.01 Биология в рамках изучения базовой дисциплины «Биофизика» должен владеть такими компетенциями как, способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знаний механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем, а также способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов в жизнедеятельности [8]. Для категорий «знать», «уметь», «владеть» предлагается включать следующее описание планируемого результата, признаков проявления компетенций:

знать: фундаментальные понятия, законы и теории физики; возможности и особенности применения физических моделей, методов и законов при исследовании живых организмов;

уметь: пользоваться физическими измерительными приборами и медицинским оборудованием;

владеть: навыками применения основных законов физики при решении практических задач по биологии; теорией и методами экспериментального исследования физических явлений, динамики биологических процессов.

Целью тестирования является выявление знаний студентов, которые они могут применить в повседневной жизни [7]. Ниже приведены несколько примеров заданий, направленных на проверку различных компетенций.

Пример 1. Разность хода звуковых волн, приходящих в левое и правое ухо, составляет 1 см. Сдвиг фаз Δφ между обоими звуковыми ощущениями для тона с частотой 1000 ГЦ составляет: …… Оценка: 2 балла – 0,18 рад – верный ответ, 0 баллов – другие ответы.

Пример 2. Во сколько раз гидравлическое сопротивление участка артерии больше гидравлического сопротивления такого же по длине участка аорты, если ее радиус в 6 раз больше радиуса артерии, а вязкость крови в артерии приблизительно равна вязкости кров в аорте: …… Оценка: 2 балла – 64 – верный ответ, 0 баллов — другие ответы.

Пример 3. На участке возбудимой мембраны амплитуду импульса потенциала действия можно менять изменением в наружной среде концентрации: …… Оценка: 2 балла – натрия – верный ответ, 0 баллов –другие ответы.

Пример 4. Нормальный глаз наиболее чувствителен к монохроматическому излучению с длиной волны: ……. Оценка: 2 балла — 555 нм — верный ответ, 0 баллов — другие ответы.

Пример 5. При лечении опухоли головного мозга была применена методика нейтронозахватывающей терапии. Больному внутриартериально вводили соединение бора, избирательно накапливающееся в опухоли, а затем облучали последнюю нейтронами. При этом возникала наведенная радиоактивность по реакции   Определить, какое излучение воздействовало на опухоль: …. Оценка: 2 балла – α-частицы — верный ответ, 0 баллов – другие ответы.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Пример 6. Опухоль проверяют ультразвуковой локацией, работающей на частоте 1 МГц. Отраженный от опухоли сигнал возвратился на поверхность кожи через 8 мкс после посылки. Если длина ультразвуковой волны в организме равна 5 мм, то опухоль находится на глубине: ….. Оценка: 2 балла – 20 мм – верный ответ, 0 баллов – другие ответы.

Пример 7. Во сколько раз гидравлическое сопротивление участка артерии (радиус артерии 2,5 см) больше гидравлического сопротивления участка аорты той же длины (радиус аорты 10 см): ….. Оценка: 2 балла – 256 – верный ответ, 0 баллов – другие ответы [9].

При таком варианте к оцениванию компетенций нужен постоянный мониторинг необходимых знаний. Тестирование позволяет студенту увидеть свой уровень, сделать соответствующий вывод и обратить внимание на процесс обучения.

Список литературы:

Сирота, А.И. Особенности лабораторного практикума по курсу медицинской и биологической физики / А.И. Сирота, А.Н. Волобуев, М.Н. Шаталаева // Физическое образование в ВУЗах. 2004. Т.10.№2. С.88-120.
Кондратенко, Е.И. Реализация компетентностного подхода при освоении разделов физики и биофизики / Е.И. Кондратенко, С.К. Касимова. Н.А. Ломтева, А.А. Салхенова, А.П. Сорокин // Гуманитарные исследования. 2016 №4 (60). С.157-163.
Артюхов, В.Г. Биофизика в системе дисциплин подготовки современного биолога / В.Г. Артюхов, О.В. Башарина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер: Проблемы высшего образования. 2010. № 2. С. 106-111.
Рогозин, С.А. Тестовые задания по дисциплине «Теория и методика обучения физике» для будущих учителей физики / С.А. Рогозин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. №24 (241). С. 132-136.
Сошникова, П.Н. Особенности планирования и организации самостоятельной работы по курсу медицинской и биологической физики / П.Н. Сошникова // Развитие мышления в процессе обучения физике. 2010. №1 (6). С.58-60.
Губернаторова, Л.И. Использование инновационных подходов в процессе обучения физике (полимодальное обучение на уроках физики) / Л.И. Губернаторова // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2014. №19 (38). С.64-69.
Васильев, А.А. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе по физике средствами парка удивительной физики / А.А. Васильев, К.В. Галынина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. №3 (41). С.150-159.
Малахов, А.А. Выполнение заданий на причинно-следственные связи как метод активизации познавательной деятельности учащихся при интеграции физики и астрономии на уроках физики / А.А. Малахов // Развитие мышления в процессе обучения физике.2010. №1 (6). С.84-89.
Васильев А.А. Медицинская и биологическая физика. Тестовые задания: учебное пособие для вузов / А.А. Васильев. – 2-е изд., испр. И доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 189 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

420

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке