Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Толстой и ХХ век в романе М.А. Алданова «живи как хочешь»: «мысль семейная»

ХХ век в диалоге с аксиологией Л.Н. Толстого как системой классических ценностей — так можно обозначить одну из магистральных составляющих рецепции толстовского творчества в произведениях М.А. Алданова. Такая аксиологическая «взаимопроверка» позиций в осмыслении основополагающих вопросов индивидуального (нравственный выбор как определение позиции в любовных, семейных, дружеских отношениях; решение экзистенциальных вопросов) и общего (выбор исторически значимого поведения) существования представляется актуальной в ситуации «смены вех» начала ХХI столетия.

Помощь в написании статьи

В статье предложен ряд наблюдений, касающихся специфики воплощения в романе Алданова «Живи как хочешь» «мысли семейной», центральной в аксиологии Толстого.

В «Живи как хочешь», как и в произведениях Толстого, при всей значимости проблем общей, или исторической, жизни «принципиальное внимание к человеку, взятому интимно» [6, с. 31], обуславливает авторскую стратегию: на первом плане — интеллектуальная (но психологически обусловленная) рефлексия героев на происходящее, самоопределение в границах частных, исторических, экзистенциальных обстоятельств; это определяет значимость «мысли семейной» в идейно-художественном целом произведения. Однако в качестве претекста Алданов акцентирует не эпически завершенный роман «Войну и мир», а катастрофичную «Анну Каренину»: центральную сюжетную линию романа можно рассмотреть как историю несостоявшейся семьи Нади и Яценко; отношения с Грантом во многом определяют самоубийство Тони; сюжет адюльтера значим в пьесах Яценко «Рыцари свободы» и «TheLieDetector», входящих в композицию романа как «текст в тексте».

В ХХ веке, констатирует автор, институт семьи претерпевает серьезные изменения. В «Живи как хочешь» есть ироническая редукция этой темы — в словах Нади: «Разошелся же у нас в Москве Петька с женой из-за того, что она не понимала диалектического материализма. Правда, она просто ему осточертела, и он ухватился за это» [1, с. 45], но в сюжетной линии Яценко — Надя она звучит исключительно серьезно: несовпадение исторического и жизненного опыта, устремлений и темпераментов героев приводит к отказу от создания семьи. По Алданову, изменение идеологических, социальных, бытовых реалий не отменяет значимости тех аспектов семейной жизни и шире — взаимоотношений мужчины и женщины, о которых первым с предельной откровенностью сказал автор «Анны Карениной».

В романе семья как подлинная ценность по-толстовски противопоставлена ценностям мнимым, но реализована «мысль семейная» именно как мысль — в размышлениях героев. Так, Яценко во внутренних монологах убеждает себя: «Я знаю, что я должен иметь свой очаг, иметь жену и детей. <…> И я думаю, что женясь на Наде, я не совершаю ни опрометчивого, ни нечестного поступка» [1, с. 137]. Приоритет концептуального над эстетическим, как подчеркивали многие исследователи, является характерной особенностью романного мышления автора, но в данном случае это также прием художественного психологизма, выявляющий недостаток «живого чувства». Виктор Николаевич признается, что «по-настоящему» — иррационально — был влюблен только в Мусю Кременецкую (трилогия «Ключ. Бегство. Пещера»). В литературно-критической книге «Загадка Толстого» Алданов пишет о великом предшественнике: «…рационалист, отдавший столько сил критике нечистого разума» [2, с. 313], неразрешенность дилеммы рациональное/иррациональное определяет как «коренной дуализм» Толстого. На наш взгляд, сюжетная линия Виктора Яценко, убедившегося в невозможности семейного счастья, основанного только на рассудочных, пусть и нравственно верных, доводах, — еще один аргумент в доказательство гениальности Толстого-художника и психолога и ограниченности Толстого-моралиста. Отметим, что главные герои «Живи как хочешь» «испытываются» иррациональными персонажами: Виктор — Тони, Надя — Делаваром. В романной действительности их отношения развития не получают, но в пьесах Виктора Николаевича они «активизированы», из возможных становятся реализованными: Бернар — Лина — Лиддеваль в «Рыцарях свободы», Марта — граф в «TheLieDetector».

Алданов в «Живи как хочешь» (1952) продолжает начатый еще в «Загадке Толстого» (1923) спор с автором «Анны Карениной» о моральном критерии и «нелогичности человеческой природы» [2, с. 52] — она отражена в названии произведения, романных коллизиях, диалогах и внутренних монологах героев, пьесах Яценко. Интертекстуальная стратегия автора также несет полемическую нагрузку. Так, повествование начинается с разговора об «Анне Карениной» — фильме с Г. Гарбо режиссера К. Брауна, эстетически и этически редуцирующем классический текст. При этом реплика, содержащая интертекстуальную отсылку непосредственно к толстовскому произведению, оспаривает его «нравственную идею»: «Я видела Грету Гарбо во всех ролях, в Анне… Как зовут ту русскую аристократку, которая думает, что настал конец мира от того, что она изменила мужу? Да, в Анне Карениной…» [1, с. 11]. Через точечную цитату в роман вводится в качестве интертекста пьеса «Amoureuse» Георга де Порто-Риша, которую можно рассмотреть как своеобразный вариант сюжета и конфликта «Анны Карениной», предложенный французской драматургией ХХ века. Характеристику героини де Порто-Риша приводит М. Волошин в книге «Лики творчества», контаминируя высказывания Сеше и Берто: «Не героиня, а женщина, целиком настоящая, нервная, изменчивая современная парижанка. <…> В глубине этого нового персонажа лежит тонкость и остроумие. Внешне — дерзость, легкая элегантность, вкус к любовной интриге, иногда — способность к страсти. <…> Это вся гамма любовных желаний, вся сверкающая и трагическая звучность великих страстей на не прекращающейся теме вольного легкомыслия» [3, с. 416]. По «Amoureuse» в годы Первой мировой войны был снят кинофильм-мелодрама, популярный в Америке и Европе; об этой пьесе как реалистично отражающей невозможность в современном браке соединить «церемонии и ритуалы» с «любовью и эротизмом» пишет в книге «Второй пол» Симона де Бовуар. При безусловно неоднозначном отношении Алданова к обозначенным интертекстам они контекстуально воссоздают «нравы эпохи», выступают в роли аргументов в полемике с «моральным императивом» Толстого: «Нравы никогда не подчинялись суровости установлений и законов; любовь во все времена утверждала себя вопреки им» [4].

Надя, которая «все романы Толстого … знала чуть не наизусть» [1, с. 238], размышляя об отношениях с Яценко, сетует, что их не связывает такая страсть, как Анну Каренину и Вронского. Для героини актуально не толстовское разоблачение страсти, а противопоставление «рассудочности» брака Анны и Каренина «иррациональности» чувств Анны и Вронского. Показательна в этом плане и другая интертекстуальная отсылка: Марта, «актуализирующая» Надю в пьесе «TheLieDetector», рассказывая о своих впечатлениях от чтения «Войны и мира», признается: «Там есть девочка Наташа. И ее хочет похитить один князь. <…> И мне так хотелось, так хотелось, чтобы и меня кто-нибудь похитил!» [1, с. 356]. Авторская идея об исключительности нравственного опыта Толстого соединяется с интертекстуальным приемом: толстовский «код» выступает в роли нравственно-психологического маркера. Не случайно Надя колеблется, оказавшись перед выбором между семьей и успешной карьерой в кинематографе, где главное, по ее словам, «деньги и связи»; о ее свойстве, которое Яценко называет «vitality», «friendeiness», казалось бы безоценочно говорит близкий автору герой-резонер и философ Н.Ю. Дюммлер: «очень любит жизнь, свет, их радости», но потом добавляет, выходя на обобщающий уровень: «Чрезмерная любовь к «fun» … ничего хорошего миру не предвещает» [1, с. 478].

Писателю Яценко, определившему в качестве «основного, главного» для себя семью и литературное творчество, с его «сухостью, некоторым равнодушием к людям и большой любовью к мыслям, даже к идеям» [1, с. 137], семью создать не удается, счастливым семьянином в романе является Альфред Исаевич Пемброк, бывший журналист, «кинематографический магнат». Его взгляды на мораль и искусство далеки от максим Толстого, но при этом автор подчеркивает — герой «…был всегда верен своей жене Сильвии, им оставалось четыре года до золотой свадьбы» [1, с. 308]. Именно в реплике Пемброка в беседе с Яценко: «Живу, как мне хочется, семью устроил, могу и другим помогать» [1, с. 308] — находит отражение единство центральных тем романа: жизненного выбора, свободы, семьи.

Авторская позиция сформулирована в реплике Макса, героя-философа пьесы Яценко, о необходимости снисходительности к людям, которую диктует катастрофический опыт ХХ века: «Теперь надо прощать гораздо больше, чем полвека тому назад. Просто по чувству справедливости» [1, с. 424]. В этом, по сути, говорит и Дюммлер: «Уж лучше иметь спорные, пусть даже ошибочные, но не гнусные духовные ценности, чем не иметь никаких!» [1, с. 453]. В «Живи как хочешь» Алданов создает «диалектическую взаимосвязь противопоставлений и тождеств» [5, с. 24] с аксиологией великого классика. Обращаясь к человеку и миру «после Толстого», писатель констатирует один из его «парадоксов»: опыт художественно-философских исканий Толстого проблематизируется историческим, частным, экзистенциальным опытом ХХ века, но при этом его актуальность носит сущностный и вневременной характер.

Список литературы:

Алданов М.А. Живи как хочешь / Алданов М.А. Сочинения: В 6 кн. — М.: Новости, 1995. Кн. 5. С. 15—536.

Алданов М.А. Загадка Толстого / Алданов М.А. Сочинения: В 6 кн. — М.: Новости, 1996. Кн. 6. С. 19—140.

Волошин М. Лики творчества. — Л.: Наука, 1988. — 848 с.

Де Бовуар С. Второй пол. [электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.french-book.net/text/Biblio/Ru/Beauvoir/vtoroi_pol.html (дата обращения 05.07.2012).

Успенский Б.А. Поэтика композиции. — СПб.: Азбука, 2000. — 348 с.

Эйхенбаум Б.М. О противоречиях Льва Толстого // Эйхенбаум Б.М. О прозе. — Л.: Художественная литература, 1969. С. 25—61.

Автор: Тагир

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

572

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке