Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Традиционная одежда в оценке молодежи»

Во все времена традиционный костюм был наиболее употребительным и являлся необходимой частью каждого гардероба. В Таджикистане, по сравнению со всеми другими среднеазиатскими республиками, традиция ношения национальной одежды была наиболее распространена. Однако для конца ХХ в. и начале XXI в. характерно постепенное вытеснение компонентов традиционного костюма из одежды молодежи и людей среднего возраста.

Помощь в написании статьи

Начиная с первой половины XX в. традиционная одежда таджиков уходит в прошлое, перестаёт использоваться в быту и в процессе трудовой деятельности, она перекочевала из повседневности в сферу искусства. На наших глазах исчезают историко-художественные традиции национальной одежды, уходят из жизни последние мастера, владеющие искусством её шитья и эстетического оформления.

Традиционная одежда в жизни таджиков, как и других народов, — это не только феномен материальной культуры, она является одной из национальных черт населения и таким образом способствует идентификации нации. Национальность человека прежде всего определяется с помощью его языка, религии и национального костюма. Именно в национальном костюме с наибольшей полнотой воплотились богатейшие традиции таджикского декоративно-прикладного искусства, которое является выразителем эстетических представлений народа, обеспечивает передачу из поколения в поколение духовного и исторического опыта. Поэтому отрыв от национальных корней со временем может привести к очень нежелательным результатам.

Традиции духовной и материальной культуры таджикского народа являются основополагающим фактором, определяющим направление творческих изысканий отечественных дизайнеров одежды. Тенденция использования традиций национального костюма в дизайнерской практике, наметившаяся еще в конце XX века, стремительно набирает обороты. За последние годы многие молодые дизайнеры регулярно разрабатывают новые модели и организуют показы своих коллекций. Создано большое количество изделий в так называемом псевдонациональном стиле, что привело к формированию у населения ложных представлений о художественной структуре национального костюма. В таких коллекциях современных молодых дизайнеров наблюдается поверхностный подход к первоисточнику и чрезмерная декоративность в ущерб концептуальности. Они превращают дизайн из проектирования (или хотя бы художественного конструирования) в прикладное искусство, т. е зачастую забывают о первоначальном значении английского слова design, которое обозначает художественное проектирование.

Дизайн современной одежды в Таджикистане сегодня трудно представить без фольклорно-этнографического направления, насчитывающего не одно столетие. В современном дизайне одежды имеется явная потребность в синтезе традиционного и современного, в пересмотре его принципов и методов с учетом основных категорий дизайна: функции, образа, его конструкторско-технологической формы и эстетической ценности; потребность в поиске уникального стиля, совмещающего характерные особенности традиционной культуры с актуальными чертами современной моды.

С целью изучения восприятия молодежью на художественного образа, структуры, композиционного и ритмического строя, декоративного решения и семантических особенностей таджикского национального костюма было решено провести исследование именно в этой возрастной группе, так как национальный костюм является творческим первоисточником и определяет мировоззренческие установки.

Выборка данной категории населения неслучайна. Молодежь в Таджикистане как особая социально-демографическая группа составляет более половины населения страны.Студенты являются наиболее образованной и социально активной частью, авангардом всей молодежи,они наиболее восприимчивы и в вопросах моды. Изменения и развитие в национальной сфере происходят на глазах молодежи, принимающейактивное участие в общественных процессах. И общество должно осознавать, что отношение студентов и молодежи в целом к национальной культуре, этническому развитию определит дальнейший ход восстановления и развития национальной самобытности.

Те шаги, которые сегодня предпринимает наше общество по возрождению духовной и социальной культуры, народных традиций, обычаев, значимы для молодого поколения как важная стратегическая задача в духовно-нравственном и патриотическом воспитании. Приобщение к духовной, социальной и народной культуре, к народному искусству, традициям, обычаям очень важно в период духовного возрождения и обновления всех слоев общества. Молодое поколение — это будущие строители достойного общества.

Изучение и реализация оценок молодежи были непосредственно связаны с разработкой художественного проекта новой модели традиционного национального костюма. Проект предусматривает создание различных моделей традиционной одежды (наряду с существующей традиционной формой национального костюма). Предусмотрены несколько моделей традиционной одежды:

традиционная модель (с полным комплектом костюмного ансамбля);

современная, европеизированная модель (с учетом современной моды);

восточная модель (с учетом восточных стилей в одежде).

Перед нами стояли следующие вопросы: каково эмоциональное отношение молодежи к самобытной традиционной одежде, считает ли молодежь необходимым наличие традиционной одежды в своем гардеробе, одобрит ли замену традиционной одежды другими формами национальной одежды?

Исследователями были сформулированы следующие гипотезы:

наличие в гардеробе традиционной одежды престижно;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

использование традиционной одежды преобладающим числом респондентов осуществляется главным образом во время семейных праздничных торжеств, театральных выступлений на сцене.

По мнению обследуемых, наличие традиционной одежды в гардеробе дань уважения к старшим, к традициям и обычаям народа. Мнение о том, что наличие традиционной одежды необходимо, выражается независимо от того, надевают ее сами респонденты или нет.

Престижный характер традиционной одежды порождает привязанность к традиционной модели, т. е. одежде с национальным оформлением, восточным художественным орнаментом.

Исследования были проведены в 2011 году в городе Худжанде среди студенческой молодежи Технического университета. В составе университета функционирует департамент технологии легкой промышленности, контингент студентов которого состоит почти на 100% из женщин. Именно женщины и составляет основные трудовые ресурсы легкой промышленности в стране. От выпускников института в значительной степени будет зависеть возрождение и развитие народного творчества. Поскольку художественно-конструкторские решения одежды в современном мире должны базироваться на знании национальной культуры, самобытности народа и искусства, потребности современного общества в развитии личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастают. Один из путей решения этой задачи — приобщение молодежи к культуре своего региона, к социальной культуре и духовному наследию. Многовековые обычаи, традиции, культура таджикского народа помогали и продолжают помогать формировать у молодежи нравственное, эстетическое отношение к жизни. Обращение к этнокультурным традициям в воспитательном и образовательном процессах — одна из актуальных проблем современного образования, которая довольно активно разрабатывается в последнее время.

Выборка охватывала 500 человек. Исследование проведено по методу интервьюирования и анкетирования. Все вопросы, относящиеся к проблематике интересов и запросов, были «открытыми», не навязывающими готовых схем. Интервью дали 350 женщин и 150 мужчин (95% запланированной выборки).

Приходилось ли вам в жизни носить традиционную одежду? Если да, то при каком случае?

70 % Да, но у меня нет костюма

15 % Скорее да, чем нет

15 % Скорее нет, чем да

0 % Нет. Никогда

При рассмотрении ответы студентов также выяснилось, насколько часто молодежь пользуется традиционной одеждой, и выявляет интерес к этому виду искусства. В ответах о ценности традиционной одежды выделяются следующие:

« Думаю, что было бы прекрасно.

Использование национальной одежды может внести существенный вклад в обретение каждым представителем собственного стиля при соответствии современной моде.

Для популярности народных костюмов недостаточно носить их только в дни празднования национальных праздников, во время театральных выступлений на сцене, в ритуальных обрядах.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Желательно, чтобы наша одежда вернулась хотя бы на свадьбе, жених и невеста одевались бы в национальные праздничные одежды.В день свадьбы наши невесты в национальном платье выглядели бы еще нежнее, а женихи — еще красивее.

Чтобы каждый из нас в знаменательные дни своей жизни надевал их.

Она могла бы широко использоваться и как профессиональная — в первую очередь в сфере обслуживания».

Подобные мысли дали бы сильный толчок и «хлеб» модельерам, поддерживающим этот элемент национальной культуры.

На основании анализа результатов исследований можно отметить, что к традиционной одежде как к этнической ценности проявляется большой интерес со стороны молодежи.

Исследование позволило разделить молодежь на две группы: активные и пассивные.

Для активной группы традиционная одежда является источником удовлетворения существующих потребностей в самореализации и возможностью участия в национальной культуре.

Для пассивных, не участвующих в торжествах и театральной жизни, традиционная одежда прежде всего является символом тех ценностей, которым человек должен стремиться, также респонденты допускают, что в будущем сами воспользуются традиционным костюмом. Исследование подтвердило, что, по сути дела, традиционная одежда воспринимается молодежью как дань уважения к родителям, старшему поколению, к традициям и обычаям народа. Большинство высказывается за приобретение традиционной одежды, выполненной на высоком художественном уровне. Такую установку занимают все сторонники традиционной одежды.

Однако отношение к традиционному национальному костюму зависит от социально—профессионального положения. С ростом уровня образования растет позитивное отношение к традиционной одежде, но снижается значение престижа традиционной одежды как визитной карточки в городе. (мотивируется тем, что в трудовой деятельности её не наденешь).

Две профессиональные группы — технические специалисты, служащие и студенты — говорят прежде всего о художественных достоинствах и техническом выполнении одежды. Учитывая пол, возраст и образование обследуемой выборки, можно отметить, что среди любителей традиционной одежды преобладают женщины. Поглощенность женщин вопросами дома, семьи, одежды и воспитания детей определяет направленность их интересов. Женщины склонны черпать там образцы и установки.

Идея трансформации, реформы, предложенная в порядке обсуждения Департаментом Технологии конструирования и дизайна швейных изделий, должна была служить обновлению и созданию новой модели традиционной одежды. Результаты опроса общественного мнения молодежи показывают, что ожидание негативной реакции общественности на предлагаемые изменения были справедливы. Общественный характер традиционной одежды кроется в функционировании формы, модели, которые отвечают требованиям современной моды. Одобрение или неодобрение функционирования традиционной одежды в гардеробе каждого может быть фактором, модифицирующим возрастание активности к национальной культурной жизни. Но для того чтобы народный костюм заставлял нас восхищаться и заряжал оптимизмом, настроением праздничности и веселья, требуется, чтобы народные мастера умели превращать утилитарную вещь в произведение искусства. А для этого, в свою очередь, должны существовать специальные мастерские и художественные советы, отвечающие определенным художественным и техническим требованиям. Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике.

Наличие в регионе ярких самобытных мастериц по изготовлению традиционной одежды, а также дизайнеров, создающих современные модели на основе национального костюма с использованием традиционных и европейских технологий, свидетельствует о потребности общества в такой одежде.

Таким образом, анализируя результаты оценки молодого поколе­ния, мы приходим к выводу, что актуальным остается изучение различных форм костюма, в том числе и его рассмотрение в качестве индикатора изменений этнических и художественных ценностей.Несмотря на то что традиции, связанные с национальными костюмами, — это уже часть истории, желание каждого поколения внести свой творческий и индивидуальный вклад в создание наряда сохраняется и в наши дни.

При этом следует принимать во внимание и тот факт, что национальный костюм должен соответствовать современной моде. Ведь мода — явление интернациональное, поэтому было бы неправильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Сама эпоха диктует новый стиль. Костюмы и их крой изменяется так же, как меняются наши нравы и взгляды на жизнь. Человек становится более требовательным и предъявляет к одежде новые запросы — элегантность и непринужденность воедино с комфортом. Достижение единства в многообразии и многообразие в единстве — путь развития и обновления современного костюма.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список литературы:

Майтдинова Г.М. История таджикского костюма. Т. 2. — Душанбе, 2004.

Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XIX-начала XX в). М.: Наука, 1982.

Широкова З.А. Одежда. Материальная культура таджиков верховьев Зеравшана. — Душанбе, 1973.

Широкова З.А. Таджикский костюм конца XIX- XX вв. —Душанбе: Дониш, 1993.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

498

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке