Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Традиция как основа художественного процесса в современном искусстве Югры»

В наше время существенно изменилось отношение к искусству. С одной стороны, оно вызывает интерес практически всех слоев населения, с другой — усиливается потребительское отношение к искусству, как к способу получения разрядки. Когда человек идет в заведение культуры, он, прежде всего, думает о том, как сможет отдохнуть, развлечься. Он не думает о том, что искусство в первую очередь ставит задачу побудить человека задуматься о себе, о людях, о жизни.

О высоком предназначении искусства с древних времен писали философы. Сократ считал, что искусство — это знание, а знание — это не информация, а зона личной ответственности. И, что в диалоге с произведением искусства человек должен открывать в себе новые грани, самосовершенствоваться. Но в настоящее время начинает преобладать потребительский подход, формирующий поверхностное отношение к художественным произведениям. Часто современный зритель не пытается проникнуть в замысел художника, не ценит его мастерство. Изменилось и отношение к искусству самих художников. Некоторые из них в своих произведениях не стремятся передать глубокое содержание, не пытаются выразить какие-то возвышенные идеи. Для них искусство превратилось в средство заработка или в самоценный процесс, не связанный с какой либо идеей. Поэтому в современном обществе и встает вопрос о воспитании любви к искусству как средству развития личности.

В свое время Фридрих Ницше утверждал, что этические ценности человека возникают на основе его эстетических предпочтений, то есть суждения о ценностях суть в основе своей суждения вкуса. Искусство в XX веке превратилось в новый универсальный язык, посредством которого люди стали формулировать вопросы о ценностях и давать на них ответы. Никогда прежде искусство не пользовалось таким доверием в проблемах поиска истины и, соответственно, не располагало такой свободой в способах выражения. Прежде фигура художника не ассоциировалась с фигурой пророка, мыслителя. За последние сто лет усилился интерес искусства к происходящему «здесь и сейчас». Оно в большей степени политизируется и несет дидактическую функцию. В.Г. Гегель считал, что моральное совершенствование не может и не должно рассматриваться в качестве всеобщей цели искусства. Важнейшая особенность искусства заключается, по мнению Гегеля, в возможности человека как духовного существа удваивать себя в созидаемых им образах внешнего мира. Так же пророческой оказалась и мысль о том, что искусство перестало быть наивысшим способом, в котором истина обретает свое существование. Здесь можно провести параллели с некоторыми современными авторами, например, М. Эпштейн считает, что искусство постмодернизма сходно с искусством социалистического реализма «в том, что объявляет себя последним вместилищем всего, что когда-то намечалось и развертывалось в истории». Современное искусство существует в огромном количестве произведений и поэтому необходимо его в таком же количестве показывать зрителю, расширять поле зрительского знакомства с современным художественным процессом. Не только с дидактической целью, но и с целью развить в человеке лучшие качества, ведь при создании художественного произведения творец выражает свою любовь к миру, природе, человеку.

Мир современного искусства разнообразен, охватывает все новые пространства, в него вовлекаются все новые территории. В XXI веке мы видим значительное оживление в художественной среде многих северных городов. В Ханты-Мансийске и городах региона проходит много интересных, необычных выставок и можно сделать вывод, что на многих территориях округа сегодня созданы все условия для успешной галерейной, музейно-выставочной деятельности. Заметно и повышение активности творческого художественного процесса: многие художники округа достигли признания не только в регионе, но и на мировом уровне, их работы находятся в лучших музеях страны. Поэтому возникает необходимость теоретически осмыслить всё то, что происходит в художественной жизни Югры. В условиях глобализации мы должны особенно тщательно заботиться о сохранении уникальной культурной среды региона, в котором живем. Поэтому и нужно исследовать самобытную культуру коренных малочисленных народов нашего округа, так как любое профессиональное искусство питается народной средой, и тем своеобразнее и самобытнее профессиональная культура, чем мощнее её народные корни.

В рамках глобализации традиционное искусство изымается из повседневности. Включаясь в «мейнстрим» производит симулякры. В современном мире, когда искусство воспринимается как украшение жизни, художественная составляющая традиционного искусства теряется. Все, что связано с традиционным, народным находится в маргинальном состоянии, так как творчество заменяется коммерческой составляющей. Мы можем это проследить на примере массовой культуры, где интерес к традиции переносится на уровень дизайна. Сегодня художественное наследие вырождается в стилизацию и имитацию. На первом месте стоит интерес к внешней форме традиции, а не к ее духовной основе. Традиционное искусство же создавая целостный образ мира, всегда соотносит его с духовными ценностями. Массовую культуру устраивает внешняя оболочка, но необходимо сохранять жизнеспособность духовного источника, восстанавливать духовные ценности, которые лежат в основе традиционного искусства. Таким образом, мы сможем пройти тот путь, который лежит в основе традиции и постигнуть мир, выразившийся в символе.

Традиция как составляющая современного художественного процесса всегда была отличительной чертой творчества художников Севера. В начале 1910—1920-х годов в различных городах Сибири появляются первые художественные общества и школы: в Иркутске, Томске. Участники этих объединений понимали, что новое в современном художественном творчестве должно рождаться в синтезе с традиционным искусством. В 1930-м году в Ленинграде открывается Институт народного Севера (ИНС). Благодаря уникальной методике преподавателям удалось сохранить своеобразие художественного мышления северян, которое ярко проявилось в их самобытных произведениях. Символический язык — один из основных принципов, организующих традиционное творчество. Профессиональные художники так же применяют символический язык, но их методы и формы сильно отличаются. Традиционное мышление, творческая свобода и владение академическими навыками способствовали новому явлению в изобразительном искусстве — «сибирскому стилю», который представляли художники-северяне К. Панков, Е. Шешкин, В. Уза, А. Агилев.

Среди них самым известным является ненецкий мастер Константин Панков — автор картин о жизни, быте и природе Севера. Ему удалось в своем творчестве соединить традиционные, фольклорные сюжеты северных народов с достижениями мировой живописи XX века. Тотемно-образное мироощущение наполняет сознание художника, но знание классических шедевров определили индивидуальный стиль Панкова. Работам Панкова присуща колористическая сдержанность цвета, условность форм, тщательная прорисовка деталей. В пейзажных картинах «Охота» (1940 г.), «Весна» (1940 г.) мы наблюдаем пространство в понимании художника — некое живое существо, воспоминания-образы, где существует неразрывная связь с окружающим миром, который выражается не только формами природы, но и через изображения духов, божеств, тотемов.

Уже в 1960-70-е годы число художников, интересующихся национальным искусством Сибири, выросло в разы. В это время идет освоение нефтяного пространства Югры, возникают новые поселения, города, и правительство предпринимает шаги по поддержанию традиционной культуры Севера. Современные исследователи (Лукина Н.В., Молданова Т.А., Кулемзин В.М. и др.) занимаются изучением происхождения и развития мифологии, тотемистических представлений у народов Югры. Все это нашло отражение в новых творческих поисках художников, живущих на территории Западной Сибири. Важным в их творчестве стало переосмысление истории и культуры коренных народов, найти основу этнической идентичности, ее ценностные части. Основу духовной культуры составляют взаимоотношения природы, человека и общества и, проникая в профессиональное искусство, отражает не только народные мифологические представления, но показывает отношение к обрядовой жизни, верованиям. Символическое творчество художников помогает вызвать у зрителя чувство сопричастности с природой. Они берут свои сюжеты из окружающей жизни, мифологии, фольклора перерабатывая их в своей фантазии. Такое образное тотемное мышление мы можем наблюдать в творчестве Г. Райшева, М. Тебетова, П. Шешкина, братьев А. и Ю. Гришкиных.

Народный, яркий и на сегодняшний день самый известный художник Югры — Геннадий Степанович Райшев. На примере творчества это художника четко прослеживается переход от реалистической манеры к образно-символической. Творческий путь Райшева начинался с реализма «сурового стиля», но постепенно художественный поиск привел его к характерной передаче своеобразия сибирского пространства в символах и знаках. Его интересовали поиски современного искусства, связанные с возвращением к сущностным первоосновам жизни и творчества. Райшев осознанно использует особенности восприятия и отражения мира, присущие коренным народам, но передает его современными средствами изобразительного искусства в красках, ритмах и формах.

Тематика художественных произведений Райшева традиционна и современна, в них встречаются пространство прошлого и пространство настоящего с тотемными образами духов всего живого, где время останавливается и одновременно движется. К. Богемская обратила внимание на то, что визуальные образы, рожденные воображением примитивных художников, обладают большой силой воздействия на зрителя, но и для художника, создавшего их, являются самоутверждением своей личности и «обрастают» собственным космосом. Райшеву удалось сохранить в своем творчестве традицион­ные формы искусства и архетипические образы и символы. В произведениях Геннадия Степановича ощущается живой поток жизни, присущий мироощущению ханты и манси. Мир есть живое вибри­рующее начало. В его работах пространство обволакивает фигуры.

В настоящее время мифологическая система хантов и манси продолжает оказывать влияние на профессиональное искусство. Эта тенденция выражается в использовании параллельного типа перспективы, использовании локальных цветов, введение контура в «обрисовку» форм, тяге к обобщенности и стилизации форм, усилении роли орнамента, рождении двойственности изображения: «с одной стороны — тяготение к реальному миру, с другой — стремление преобразовать его в декоративную систему». Все эти особенности созвучны поискам современного искусства, таким образом, национальные традиции с их тотемно-мифологическим основанием сохранившим архетипы и символы народной культуры, являются важным условием развития современного художественного процесса.

Список литературы:

Богемская К.Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. — СПб.: Алетейя, 2001. — 185 с.

Гор Г.С. Ненецкий художник Константин Панков. Л., 1969. — 68 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Куриков В.М. Окно в Югру. — «ЗЁБРА», 2005. — 448 с.

Лазарева Л.Г. Страна Югория в творчестве Геннадия Райшева: исследование изобразительного стиля художника. — Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. — 52 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

395

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке