Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в современном российском обществе»

Современный мир вышел на новый виток развития, началось формирование общемировых экономических, политических и культурных систем, которые значительно выходят за границы отдельных государств.

Сегодня процесс глобализации приводит к тому, что усиливается неустойчивость и неравномерность мирового экономического развития, ослабляются национальные привычки и традиции, социальные связи, постепенно начинают размываться свойства национальной культуры. В этих условиях резко встает вопрос о сохранении государства, как совокупности культурных и национальных особенностей.

Национальные традиции, духовно-нравственные ценности и ориентиры молодежи начинают уступать место ценностям западного и американского общества. По-другому стали расставляться приоритеты ценностей: интересы личности, в большинстве случаев, ставятся выше интересов коллектива и общества. Постепенно меняются и другие нравственные ориентиры: приобретают положительное значение такие понятия из чужой жизни, как: «предприимчивость», «конкурентоспособность» и т.п., и наоборот, положительные в недалеком прошлом качества личности: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п., воспринимаются как нежелательные, или даже – отрицательные. Происходит вытеснение высокой культуры массовой или псевдокультурой, которая фактически вообще не признает необходимость ценностной системы, в результате чего нравственный релятивизм легко переходит в нигилизм [12, с. 198].

Семья и школа в современных условиях не всегда реализуют функцию воспитания культурной личности, т.к. они не могут конкурировать с массовой культурой, которая оказывает более сильное воздействие на формирование личности подрастающего поколения. Родители, основные ценности которых сложились в социалистическом государстве, не всегда могут найти компромисс между старыми нравственными принципами и новой рыночной моралью. По мере развития научно-технического и информационного прогресса происходит обездушивание человека. Человек, создающий что-то новое на благо общества, превращается в человека-потребителя, стремящегося к улучшению только своего положения, удовлетворению только своих потребностей. Сегодня возникает риск всеобщей культурной стандартизации, т. е. утверждения в качестве общих культурных ценностей российского общества системы ценностей западноевропейской и американской культуры, внедрения культа потребления. Культ вещизма, получение удовольствия, желание обладать чем-либо стали для большинства людей целью в жизни. Внимание уделяется только имиджу (т.е. искусственному образу), внешности и наличию благ материального мира. В общественном сознании происходит подмена ценностей: о человеке поверхностно судят только по внешним качествам и наличию материальных ценностей, и не задумываются о том, кем он является на самом деле, какие у него душевные качества. Опасность перенимания западных традиций и ценностей заключается также и в том, что сознательно разрушается историческая социокультурная система России, складывавшаяся веками. Вместо родной речи, насыщенной пословицами и поговорками, русский язык засоряется иностранными словами и блатным жаргоном. Под угрозой исчезновения находится то, что накапливалось столетиями, создавалось интеллектом, духом и талантом нации – разрушаются памятники архитектуры, утрачиваются архивы, произведения искусства, забываются народные традиции, мастерство народных умельцев. В общественном сознании все сильнее распространяется индивидуализм, эгоизм, равнодушие, немотивированная агрессивность и цинизм, неуважительное отношение к социальным институтам и государству в целом. Происходит обеднение культурных потребностей молодежи. А ведь молодежь является стратегическим ресурсом развития нашего государства, носителем его будущего. Это такая социальная группа, которая находится в стадии социального становления и развития.

Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются:

    1. Социально-экономические причины – социальная и экономическая нестабильность российского общества на протяжении последних двух десятилетий, и следствие этого – обнищание значительной части населения; растущая безработица; трудности в трудоустройстве молодых людей; скучная и малоинтересная работа;

Утеря нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений [4, с. 21];

Различия между поколениями;

Особенности возрастной психологии. Молодежь независимее, эмоциональнее, более динамична. У большинства еще нет профессии, семьи, того круга разнообразных обязательств и обязанностей, которые с возрастом приобретает любой взрослый человек;

Стремление молодежи создать свой интересный, осмысленный и значимый досуг, особый мир ценностей, обрести круг единомышленников, а также возможность самовыражения.

Сегодня молодежные субкультуры могут различаться по классовой и (или) этнической принадлежности, полу, возрасту, могут отличаться от других своими взглядами на искусство, человека, природу, стилем жизни, укладом, моральными ценностями, музыкальными предпочтениями и другим признакам. Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры [9, с. 34]. Это вызвано стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее своей субкультуре. Отмечается, что субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер [9, с. 35]. Такие движения, которые вступают в конфликт с ценностями традиционной культуры, носят название «контркультура».

Одним из самых ярких примеров контркультуры является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон, от основной культуры [8, с. 164]. В результате чего образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки [4, с. 28]. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта являются основными источниками проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде [2, с. 486].

Развиваясь, субкультуры начинают вырабатывать единообразный имидж (стиль одежды), язык (сленг, жаргон), атрибутику (татуировки, символику), а также одинаковое мировоззрение для своих представителей молодежного объединения. Особая манера поведения и имидж выделяет «своих» (представителей данной субкультуры) среди остальных людей. Имидж для члена такого объединения – это не только одежда, это еще и демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура [10, с. 119]. Например, вызывающий имидж панков отражает протест и борьбу, мрачный стиль готов выражает уважение к смерти, а унисекс скинхедов демонстрирует близость к рабочему классу. Постепенно целые стили или отдельные элементы одежды проникают в общую культуру. К примеру, военизированные ботинки «Dr. Martens» скинхедов уже давно стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды «Готический аристократ» и «Готическая лолита» теперь не только элемент субкультуры готов, но и также элемент японской моды. У представителей неформальных объединений развивается свой язык. Частично он берется от субкультуры прародителя, а частично вырабатывается самостоятельно. Многие слова сленга – это неологизмы, большинство из них имеют непродолжительную жизнь, но некоторые из них закрепляются в языке надолго, выходя за границы создавшей его субкультуры, проникая в живую обиходную речь.

В молодежной субкультуре можно выделить самые распространенные в настоящее время подвиды субкультур:

1.Асоциальные молодежные объединения. Они не интересуются социальными проблемами и не представляют угрозы обществу. Как правило, это молодежные неформальные объединения, в названия которых отражаются особенности их поведения или внешнего вида. Например, панки и рокеры. Очень часто они связаны с определенным музыкальным стилем;

2.Антисоциальные объединения. Их деятельность может принимать агрессивные, социально опасные формы. Они открыто противостоят государственным органам власти. Примером может служить такое антисоциальное молодежное объединение, как скинхеды. Среди них немало пропагандистов фашистской идеологии. Скинхеды выступают против увеличивающегося в России числа мигрантов, которые образуют свою субкультуру (некое маргинальное образование). Эта субкультура, разрастаясь, может вытеснить представителей коренной национальности. Таким образом, есть объективные причины, являющиеся стимулом развития движения скинхедов. Однако эти причины должны решаться на государственном уровне цивилизованным путем;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

3.Просоциальные объединения. Они действуют во благо обществу, борясь за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасая памятники культуры, безвозмездно помогая реставрировать их, заботясь о престарелых людях и инвалидах. Примером такого просоциального объединения является экологическая организация «зеленых»;

4.Музыкальные субкультурные объединения молодежи. Примером могут служить такие объединения, как эмо, представители хип-хопа, альтернативщики, металлисты и др.

Таким образом, молодежная субкультура – это многогранное явление общественной жизни. Субкультуры постоянно развиваются и изменяются. Они все сильнее охватывают человечество, их разнообразие увеличивается, и если некоторые из них носят агрессивный, антиобщественный характер и тенденции, то причинами являются нестабильность социальной, экономической и политической жизни общества.

В.И. Лутовинов пишет: «Социальный мир XXI века, в который вступает Россия, требует своего собственного осмысления, связанного со сменой вектора общественного развития, норм и ценностей, уклада жизни. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. После потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой воспитания, для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей» [5, с. 18].

На современном этапе развития российского общества правительство, система образования (семья, школа, вузы) должны уделять больше внимания формированию у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности, т.к. от этого зависит нравственное здоровье государства, будущее всей страны, поэтому необходимо развивать такое направление как государственная молодежная политика.

Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества [11, с. 17].

В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления острейшей проблемы восстановления системы воспитания патриотизма как основы укрепления государства. Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [3, с. 7]. Патриотизм является основой объединения и гармонизации современного российского общества, способом сохранения его культурного своеобразия, он неразрывно связан с интернационализмом; чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм как одна из устойчивых характеристик человека выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3, с. 2].

Сегодня вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен сочетаться с «личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому этим нужно заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период» [6].

В настоящий момент в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи. Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек [5, с. 19]. В различной форме сохранились все способы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, – такие как Суворовское и Нахимовское военные училища, добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), военно-патриотические клубы [1], – а также появилось множество новых патриотических организаций, но все-равно ощущается их нехватка.

Высокий патриотизм и идея государственности являются основанием, на котором должна строиться духовность современного российского общества и его будущего. Сегодня разрабатывается общенациональная идея – общая идея для каждого человека, семьи, всех народов нашего государства. Она соответствует патриотической идеологии, способной объединить общество на основе общенациональных ценностей, социального идеала, интересов и смысла жизни человека. Российская Федерация должна выступать как целостное, исторически сложившееся образование и межэтническое единство.

Реализация задач воспитания гражданского патриотизма находит отражение в Государственных Программах патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы, 2006 – 2010 годы, на 2011 – 2015 годы [7].

Таким образом, основными задачами государства на современном этапе развития общества являются: выработка у молодежи способности адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, условиям рыночной экономики, желания самостоятельно решать свои насущные проблемы, участвовать в управлении и самоуправлении. По-прежнему актуальной остается задача по формированию патриотических чувств и сознания молодежи, основанных на духовно-нравственных ценностях традиционной российской культуры.

Список литературы:

Быков Е.С. Поисковая работа как средство патриотического воспитания студентов педагогического вуза // Студенческий научный форум: IV Международная студенческая электронная научная конференция 15 февраля – 31 марта 2012 года. URL: htpp:www.rae.ru/forum2012/pdf/0540.pdf(дата обращения: 12.03.2012)

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке / Под ред. Лукова В.А. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2006. -680 с.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П 4 от 21.05.2003). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Левикова С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие. М.: Фаир-пресс, 2004. -608 с.

Лутовинов В.И., Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХIвека: прошлое или будущее России: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Волгоград, 19 – 20 ноября 1998 г.) – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 17–22.

Медведев Д.А. Видеоконференция в приемной Президента России от 09.04.2009. URL: http://news.kremlin.ru/(дата обращения: 14.01.2012)

О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 (ред. от 06.10.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. -264 с.

Свечников С. К. Молодежь и рок-культура: методическое пособие. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2007. -220 с.

Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – №3. – С. 117–127.

Социальная работа: учеб. пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. М.: Дашков и К, 2011. -364 с.

Челомбицкая М. П. Лавинский Н. Г. Ценностные ориентиры современного общества // Молодой ученый. – 2011.– №12. Т.1. – С. 198–201.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2247

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке