Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Трансформация роли карьеры в системе жизненных ценностей современной молодежи»

Аннотация. В статье рассматривается проблема трансформации роли карьеры в системе ценностей современной молодежи на основе результатов прикладных исследований – анкетирования и экспертного опроса. В рамках исследований анализируется вопрос о месте карьеры в жизни современной молодежи, их представлений о карьеризме, а так же соотношении карьеры и других ценностей.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: карьера, система жизненных ценностей, молодежь, карьеризм, дауншифтинг.

Современное общество отличается высокими темпами трансформации. Эти процессы проявляются и в сфере развития и преобразования жизненных ценностей. На настоящем этапе можно отметить, что ценностные ориентиры и установки претерпели существенные изменения.

Ценности — являются краеугольным камнем культуры как общества в целом, так и отдельных социальных групп, они выступают стержнем, лежащим в основе социальных норм, регулирующих общественные отношения. В связи с этим существует объективная потребность в изучении тех трансформационных процессов, которые происходят в системе современных ценностей.

Следует отметить, что система ценностей построена на основе принципа иерархичности. Одно из ведущих мест в этой системе долгое время занимает такая ценность как карьера. Необходимо заметить, что понятие карьеры как ценности весьма разнопланово и достаточно сильно отличается в разные исторические эпохи. Само понятие «карьеры» имеет несколько различных значений. В представленном ниже исследовании внимание сконцентрировано, главным образом, вокруг понятия служебной карьеры, как отдельного подвида карьеры в целом.

В современном обществе карьера выражается, в том числе, и в доступности многих социальных благ, получении более высокого статуса в профессиональной группе, оценке своих профессиональных достижение, признании авторитета в той или иной социальной группе.

В результате, говоря о карьере как жизненной ценности, ее невозможно поставить только в одну группу классификации жизненных ценностей:

С одной стороны — она обеспечивает материальное благополучие и дает возможность получать средства для выживания (витальные ценности).

С другой — дает возможность повысить значимость в социальной среде, проявить творчество, отстоять идеи (духовные ценности).

Таким образом, складывается идея успешности, показателем которой является достижение карьерных высот. С внедрением западной модели карьеры в российскую реальность формируется новое понимание карьеризма. Карьерный успех становится одним из основных, давая работнику социальный статус, обладание материальными благами. Требуя от него максимальной заинтересованности в работе, живя в ритме постоянной конкуренции, работа в корпорации претендует на главенствующую роль в иерархии ценностей своего сотрудника.

Несмотря на все преимущества, такая модель успешности имеет ряд побочных эффектов. Не хватает времени на общение с близкими, на реализацию собственного творческого потенциала в сферах, отличных от профессиональной. Модель успешности, которая представлялась «правильной» и единственно возможной, больше не приносит удовлетворения индивиду.

Отсюда возникает потребность в поиске альтернативных стратегий поведения и ценностных приоритетов, которые могли бы предоставить ощущение успешного и вместе с тем счастливого человека. Так зарождается феномен дауншифтинга, который можно назвать воплощением процесса трансформации ценности карьеры в современном обществе.

Прежде всего, определением «дауншифтинг» можно обозначить — социальный процесс, связанный с переоценкой ценностей индивида относительно карьеры и материального благополучия, выражающийся в отказе от работы, приносящей стресс и неудовлетворенность, а так же возвращением к себе, посредством хобби, семьи или других увлечений, приносящих удовольствие.

Таким образом, можно сказать, что дауншифтинг — философия жизни ради себя. Данный процесс является ярким примером того, как изменяется место карьеры в иерархии ценностей современного общества.

Причины обращения к дауншифтингу различны. Самой распространенной является желание сохранить семью и вырастить здоровое потомство. Иногда дауншифтерами становятся не ради семьи, а ради самих себя и собственных увлечений. Для кого-то дауншифтинг является выходом из стрессовой ситуации, альтернативой, когда работа отбирает слишком много жизненных сил. Но основной причиной выбора стратегий дауншифтинга является неожиданное осознание того, что работа не приносит никакого удовольствия, а только лишает возможностей самореализации и личностного роста.

Рассматривая развитие дауншифтинга в России, можно сделать вывод о том, что экономическая ситуация слишком не стабильна для реализации данного течения. Но в России тема дауншифтинга становится все более актуальной для исследователей. Философия отказа от карьеры, от бесконечного потребления, от демонстрации своего высокого статуса, уровня жизни постепенно обретает свою популярность и в нашей стране. Многие россияне сегодня уже стоят перед выбором, что говорит о том, что ценность карьеры в России претерпевает изменения.

Особое место в исследовательских практиках необходимо уделять процессам, происходящим в системе ценностей современной молодежи. Молодежь представляет собой социальный ресурс любого общества, их жизненные ориентиры во много определяют перспективы развития данного общества. Карьера занимает особое место в системе молодежных ценностей, ее положение определяет, в том числе, мотивированность профессиональной, трудовой деятельности. В связи с этим особое внимание следует обратить на изучение тех трансформационных процессов, которые происходят в системе ценностей современной молодежи.

Для того чтобы проанализировать особенности трансформации роли карьеры современной молодежи и ее влияние на образ карьеры в глазах студентов, необходимо проанализировать данную проблему с двух позиций. При анализе данной ситуации важно изучить представление студентов о карьере и ее месте в их системе ценностей, а так же мнение экспертов, тех, кто работает непосредственно с молодежью, социально- активной молодежью и в сфере их трудоустройства и профессиональной реализации.

Таким образом, в сентябре 2014 года и июне 2015 года было проведено два исследования. Первое исследование было направлено на выявление мнения студентов с использованием метода анкетирования, а второе прикладное исследование реализовывалось методом экспертного интервью и было направлено на анализ мнения экспертов по данной проблеме.

Студенчество в силу своего возраста, быстрых и динамичных социальных трансформаций в обществе еще не может объективизировать критерии профессиональной карьеры. В период обучения студенты вырабатывают карьерные стратегии, понимаемые как совокупность путей, средств и методов достижения карьерного успеха.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В связи с интересом к данной проблеме в сентябре 2014 года было проведено разовое пилотажное социологическое исследование, которое позволило дать краткую характеристику месту карьеры в системе ценностей студентов.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Хоть большинство респондентов не работают, практически все желают добиться высокого карьерного положения. Несмотря на это при гипотетическом выборе между карьерой и семьей, большая часть выбирает семью и карьеристами себя не считают. Более того, карьеристами они считают только тех, кто кроме работы не имеет ничего, для кого работа смысл жизни.

2. Для большинства респондентов успешная карьера это высокая заработная плата. Многие респонденты так же и работают в виду вынужденной необходимости.

3. Большинство респондентов частично согласны, что ради карьеры необходимо чем-то жертвовать, однако не предполагают, что это произойдет конкретно с ними.

4. Место карьеры в системе ценностей студенчества весьма противоречиво. С одной стороны, респонденты признают ее необходимость и желанность, однако не ставят ее на первое место (как девушки, так и юноши), что, возможно, свидетельствует о влиянии традиционных ценностей на сознание молодежи.

Для более полного представления об особенностях изменения места карьеры в системе ценностей современного студенчества необходимо обратиться не только к мнению студентов и оценить их взгляды на карьеру, но и проанализировать мнение экспертов, работающих с молодежью и отмечающих те изменения, которые происходят в представлении молодежи о карьере и ее месте в системе жизненных ценностей.

В качестве экспертов были выбраны преподаватели ВУЗов, представители Центра связи с промышленностью, а так же специалисты, работающие с социально-активной молодежью (сотрудники комитета по делам молодежи г. Твери и Тверского отделения объединений НКО).

Основываясь на результатах экспертного интервью, можно сформулировать ряд выводов:

  • пассивность молодежи относительно трудоустройства и нежелание брать на себя ответственность;
  • неадекватное соотношение своих способностей и желаемой оплаты своего труда;
  • отношение молодежи к карьере только как к средству заработка, не как способа реализовать себя и свои умения;
  • в процессе обучения в ВУЗе мало практики реальной трудовой деятельности, в связи, с чем молодежь плохо представляет, чем будет заниматься в будущем;
  • доступность образования, на сегодня этот процесс достаточно формализован и практически любой может получить диплом о высшем образовании, не учась и не обладая реальными знаниями;
  • оценка опыта, а не знаний и способностей молодых специалистов работодателями;
  • завышенные ожидания молодежи относительно заработной платы, амбиции и стремление получать больше денег за меньшие усилия;
  • некоторая безответственность молодежи относительно своего будущего, построения карьеры и семьи;
  • снижение роли семьи в иерархии ценностей современной молодежи;
  • отрешенность государства в делах трудоустройства молодежи и ее становления, в связи, с чем молодежь характеризуется пассивным настроением, нежеланием брать на себя ответственность и единоличностью.

Сопоставляя результаты данных исследований, можно сделать вывод о том, что карьера в системе ценностей современной молодежи хоть и остается по-прежнему чем-то значимым, не играет ведущей роли. И сами респонденты, и эксперты отметили снижение интереса к карьере, к реализации в профессиональной сфере.

Современную молодежь нельзя назвать карьеристами в классическом значении данного термина. Эксперты отмечают, что в настоящее время молодежь в своей профессиональной деятельность проявляет больше беспечности и не стремиться проявлять профессиональное рвение.

Таким образом, можно отметить, что для современной молодежи приоритет карьеры как способа самовыражения, как одной из базовых ценностей заметно снизился. В связи с этим необходимо проводить дальнейшее изучение особенностей жизненных ценностей современной молодежи и их структуры.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1758

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке