Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Трансзвуковое обтекание профиля крыла Boeing 737 при малых углах атаки»

1. Введение. Численные исследования, проведенные в последние годы на основе уравнений Эйлера и Навье-Стокса, выявили бифуркации трансзвукового обтекания аэродинамических профилей, у которых имеются протяженные участки малой кривизны [1-3, 5]. В данной работе рассматривается трансзвуковое обтекание профиля Boeing 737 midspan, нижняя часть которого имеет малую кривизну в окрестности передней кромки [6].

Моделирование течения основано на системе уравнений Навье-Стокса, осредненных по Рейнольдсу. Показано, что при отрицательных углах атаки a и достаточно большой дозвуковой скорости натекающего потока U¥ значения коэффициента подъемной силы могут резко изменяться при малых возмущениях U¥ и a. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании крыльев, обеспечивающих повышенную устойчивость полета аэробуса в условиях интенсивной атмосферной турбулентности.

2. Постановка задачи и численный метод. Рассматривается двумерное турбулентное течение воздуха около профиля Boeing 737 midspan, заданного массивами декартовых координат (x,y) [6]. Внешняя граница линзообразной расчетной области образована двуми дугами окружностей Γ1 и Γ2 с минимальным расстоянием до начала координат, равным 40, и максимальным удалением 100. На входной части Γ1 внешней границы задавались стационарные значения числа Маха М¥<1, статической температуры T¥ и угла атаки a. На выходной части Γ2 было задано давление p¥=ρ¥T¥R, где ρ¥ — плотность и R=287,1 дж/(кг∙град). На профиле ставились условия прилипания и отсутствия теплового потока. Начальными условиями являлись параметры свободного однородного течения.

Решения начально-краевой задачи для системы уравнений Навье-Стокса находились с помощью вычислительной программы ANSYS CFX-13 второго порядка точности. Программа основана на методе конечных объемов с дискретизацией уравнений на неструктурированных расчетных сетках. В данной работе использовалась гибридная сетка, состоящая из четырехугольных элементов в окрестности профиля (1) и треугольных элементов в остальной области. Положение ближайших к профилю узловых точек было выбрано так, чтобы безразмерное расстояние y+ от них до профиля было меньше единицы, что обеспечивало необходимую точность расчета параметров в пограничном слое. Общее количество ячеек расчетной сетки превышало 3´105. Использовалась модель турбулентности k-ω SST, которая достаточно хорошо описывает турбулентные течения в условиях отрыва пограничного слоя от гладких поверхностей. Тестирование вычислительной программы проводилось на нескольких стандартных задачах, в частности, на задаче обтекания трансзвуковым потоком симметричного профиля толщины 18 %, состоящего из дуг окружности [4].

3. Результаты расчетов. Было проведено исследование аэродинамических характеристик рассматриваемого профиля при длине хорды L=0,5 м и следующих параметрах натекающего потока воздуха: T¥=250 K, p¥=54000 Па, r¥=0,6966 кг/м3. Полученные решения показали заметное уменьшение коэффициента подъемной силы CL=F/0,5r¥U2¥Ld, где F — подъемная сила и d=1 м — размах крыла в направлении оси z, при увеличении скорости U¥ (см. рис. 1).

Зависимость CL от двух параметров, U¥ и a, может быть проиллюстрирована поверхностью в пространстве (CL, U¥, a), которая представлена на рис. 2. На этом рисунке пунктирная линия определяет значения угла атаки и скорости свободного потока, при которых CL=0. При меньших углах атаки или бóльших значениях U¥ коэффициент CL становится отрицательным. Наиболее неблагоприятными условиями являются значения скорости U¥ более 260 м/с и угла атаки a менее –1,7 градуса. В этих условиях CL может резко уменьшаться до значения –0,2. Такое поведение коэффициента подъемной силы объясняется неустойчивостью положения ударных волн вследствие слияния/расщепления местных сверхзвуковых областей, сформировавшихся на нижней стороне профиля (см. рис. 3).

 

Рисунок 1. Зависимость коэффициента подъемной силы CL от скорости U¥ и числа Маха натекающего потока M¥ при разных углах атаки a.

Число Рейнольдса, подсчитанное по длине хорды профиля L=0,5 м и U¥=256 м/с, в рассмотренном примере равно 5,6´106.

Время установления стационарного обтекания профиля существенно зависело от граничных условий. При U¥=262 м/с и углах атаки a, близких к

–1,8°, требовалось около 4 секунд физического времени для достижения стационарного течения, в то время как при a>–1° время установления было в несколько раз меньше.

Рисунок 2. Зависимость CL от U¥ и a.

Рисунок 3. Местные сверхзвуковые зоны на профиле при U¥=256 м/с (M¥=0,808), a=–2°.

Список литературы:

1.Кузьмин А.Г. Бифуркации трансзвукового обтекания простых профилей с эллиптической и клиновидной носовыми частями // Прикл. механика и техническая физика. — 2010. — Т. 51, № 1. — С. 16—21.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.Hafez M.M., Guo W.H. Some anomalies of numerical simulation of shock waves. Part II // Computers and Fluids. — 1999. — Vol. 28, — No. 4—5. — pp. 721—739.

3.Jameson A. Airfoils admitting non-unique solutions of the Euler equations // AIAA Paper. — 1991. — № 91—1625. — 13 p.

4.Kuzmin A., Ryabinin A. Sensitivity of transonic flow past a symmetric airfoil to free-stream perturbations // E-print. Centre pour la Communication Scientifique Directe. — 8 p. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00648215

5.Kuzmin A.G., Ryabinin A.N. Airfoils admitting anomalous behavior of lift coefficient in descending transonic flight // E-print. — 11 p. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.iccfd.org/iccfd7

6.UIUC airfoil coordinates database // [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ae.illinois.edu/m-selig/ads/coord_database.html

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

529

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке