Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «У истоков казахского оперного театра»

Несмотря на появление в последние годы оригинальных и интересных работ, в исследованиях о казахском театре по сей день отсутствует раздел, посвященный вопросу об истоках казахского оперного театра. Нам представляется, что этот обзор необходим с точки зрения обоснования достаточно органичного внедрения оперного жанра в музыкально-театральной жизни Казахстана.

Помощь в написании статьи

Процесс формирования казахской народности и ее территории завершился к XV—XVI векам, но этноним слова «казах», как считают историки, появился значительно раньше. Одно из ранних значений слова описано В. Бартольди: «…казахом называли человека, отдалившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» [2, с. 142]. По «Тарих-и-Рашиди» и другим историческим источникам слово «казах» употреблялось для обозначения людей, состоявших в этнополитической группировке под предводительством ханов Джаныбека и Гирея. Позже, со времени укрепления их ханства, казахами стало называться все подвластное им население: Восточного Дашт-и-Кипчака и Семиречья.

Создание своего государства имело огромное значение для развития духовной культуры казахского народа. Именно в это время благодаря миссионерской деятельности проповедников из духовных центров Средней Азии (Бухары, Самарканда, Ташкента, Хорезма и Ферганы) ислам проникает во все слои казахского общества и выступает как наиболее влиятельная конфессия Казахского ханства. Утверждению ислама среди казахов способствовали два основных фактора: 1) идейная близость более раннего вероучения казахов — тенгризма и ислама; 2) изначальная поликонфессиональность и обусловленная этим природная веротерпимость казахского общества [3].

Религиозная сплоченность казахов открывала возможность для объединения на базе единых религиозных установок, а не на основе кровнородственных связей — жузах, что было эффективнее. Ислам сумел задать общий комплекс взглядов и идей, который способствовал развитию культуры, проводить политику единого образования и просвещения.

Духовная культура казахов была многообразна по формам и содержанию. Большое влияние, как отмечалось ранее, оказал религиозный фактор. Некоторые черты, характерные для культур мусульманского Востока, получает свое отражение и в казахской культуре. Так, концепция монотеизма определила один из самых существенных законов исламского зодчества: бесконечные вариации повторяющегося мотива — орнамент. Орнамент получил повсеместное распространение: казахи умело украшали свой быт растительными и геометрическими узорами. В представлении казахов орнамент нес информацию о строении и порядке в мире, «…орнаментальные мотивы…являлись своеобразными моделями мира» [1]. Важно отметить, что орнамент в какой-то мере отразил такую особенность мировосприятия казахов, как сосуществование в едином целом добра и зла: «Космос…организуется не как борьба противоположностей (характерная для европейской культуры), а как единство хаоса и гармонии:… равенство площадей узора и фона определяет их структурную и семантическую равноценность…» [1, с. 112].

Геометрические и растительные мотивы орнамента нашли широкое применение не только в декоративно-прикладном искусстве казахов, но и в казахском танце. Так, в движениях рук и ног использовались жесты: «жапырақ» — «листья», «гүл» — «цветок», «айшын гүл» — «лунный цветок» и др.

Принцип орнаментации — симметрия и ритмическое повторение определенных мотивов — нашел отражение и в музыкальной культуре, в частности, в кюях — казахских инструментальных пьесах. Но здесь важно подчеркнуть следующее: традиционная музыка казахов значительно отличается по своим жанрам, типам и видам от классической музыки, принятой в общеисламской музыкальной культуре. В Казахстане полностью отсутствует система макомат, ставшая своего рода символом арабо-мусульманской музыкальной культуры. Макомат, основанный на хроматических ладах, значительно повлиял на традиционную музыку узбеков, такжиков и других представителей среднеазиатского региона. В Казахстане, из-за отсутствия прямого арабо-мусульманского влияния, сохранилась традиционная музыка, в которой главенствует не хроматика, а диатоника. Итак, если для культур среднеазиатских стран было характерно такое явление восточной музыкальной классики, как система макомат, то для Казахстана — кюй, который по некоторым свои параметрам сходен с восточным макомом (и тому, и другому жанру свойственны близость в ладообразовании, ритмике, принципах монодического развертывания мелодического материала при развитой полифонической структуре ритмического и инструментального сопровождения) [1].

Эстетический мир кочевников «принял» преимущественно те виды искусства, результаты которых носят «идеальный» характер. У предков казахов и позже самих казахов ими стали поэзия и музыка. Духовную культуру казахов невозможно представить без творчества жырау — поэтов-импровизаторов. Жырау были главными идеологами Казахского ханства. В период становления ханства главенствующей в обществе и культуре была идея восхваления власти, и она с особой силой воспевалась в поэзии жырау. Выступления поэтов проходили на ханском совете или всенародном собрании и имели форму импровизационного поэтического размышления — толғау или посвящения — арнау. Свои суждения и мысли жырау облекали в речитативное пение под аккомпанемент кобыза или домбры. Речитативное пение значительно облегчало исполнение, давало возможность поэту соединить в единое целое Слово и Музыку. Сама манера исполнения сказителей эпоса отличалась высокой артистичностью. И здесь необходимо подчеркнуть, что эпическая повествовательность, неторопливость, свойственная, к примеру, исполнению русских былинных напевов, совершенно неприемлема для жырау. Они не просто перепевали большие эпические произведения, но и «входили в образы»: движениями, жестикуляцией, мимикой они изображали героев эпоса. Не случайно М. Ауэзов в творчестве жырау видел «зародыш театра». И, добавим мы, — путь к оперному действу.

Большой вклад в культуру Казахского ханства внесло творчество судей — биев-шешенов. Бии были заинтересованы в мирной жизни ханства с соседними государствами, участвуя в дипломатических миссиях. Такая деятельность требовала блестящего владения ораторским искусством, поэтому шешены обладали большим поэтическим талантом и были мастерами импровизации. Их публичные выступления на судебных разбирательствах нередко облекались в стихотворную форму. Как отмечают исследователи, творчество биев-шешенов ввело в литературу казахского народа первые образцы художественной прозы и диалогической формы повествования.

Но, пожалуй, одним из наиболее значительных явлений казахской устной поэтической традиции является импровизационно-состязательное искусство айтыс. В айтысе, как и в творчестве жырау, поэтическая импровизация рождается вместе с напевом. Основное содержание традиционного айтыса — превознесение собственного рода и высмеивание недостатков рода противников. Победа акына в состязании объяснялась как победа духов-покровителей его рода (позднее религиозный аспект айтыса исчезает). Айтыс требовал от участников молниеносной реакции, остроты и яркости в подаче своих мыслей. Музыкально-поэтические выступления акынов наблюдала и одновременно оценивала многочисленная публика. В этом смысле айтыс — характерный показатель национальной ментальности казахов. В отличии, например, от туркмен, для которых свойственна камерность, сдержанность в проявлении чувств, казахи темпераментны и динамичны в своих эмоциональных реакциях.

Айтыс стал залогом успешного развития казахского театра. Укажем на следующие элементы театральности музыкально-поэтического содержания. Во-первых, особая организация пространства. Разделение этого пространства на «сцену» (например, специально украшенная юрта) для выступления акынов и места для публики (слушатели айтыса) аналогично разделению на сценическую площадку и зрительный зал в театре. Во-вторых, поочередное выступление акынов построено по типу театрального диалога. И в третьих, возможно, в айтысе формировались интонационно-стилистические особенности казахской вокальной музыки. Однако музыкальная сторона этого поэтического состязания по сей день является недостаточно изученной исследователями.

Итак, в Казахстане в XV—XVI веках были созданы культурно-исторические предпосылки для становления и весьма успешного развития казахской оперы. Это, прежде всего, существующее уже несколько столетий искусство айтыса, с его регламентацией поведения не только исполнителей, но и слушателей. Последнее представляется нам очень важным в свете эффективности функционирования национальной оперы, т. к. благодаря айтысу, ранее неведомый казахам сценический жанр не вызвал у слушателей труднопреодолимого психологического барьера к восприятию, не потребовал решительной «перестройки» музыкального мышления. Важную роль в ассимиляции оперного жанра сыграло и импровизационное искусство жырау, объединившее в себе театральные и музыкально-поэтические элементы. Здесь же отметим, что столь значимое для казахской культуры явление кюя, на наш взгляд, не слишком ярко проявилось в опере. Скорее, кюй играет «декоративную», дивертисментную роль, не оказывая влияния на существо оперных стилей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список литературы:

1.        Аязбекова С. Картина мира этноса. Коркыт-ата и философия музыки казахов. — Алматы, 1999.

2.        История Казахстана. — Алматы, 2000.

3.        Серикбаева А. С. Кораническая традиция в казахской литературе. Дисс. …канд. фил. наук. — М., 2001.

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

513

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке