Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Удовлетворенность трудом педагогических работников образовательных учреждений (на примере г. Твери)»

Аннотация. Статья посвящена анализу удовлетворенности трудом педагогических работников образовательных учреждений. Приводятся результаты авторского социологического исследования, проведенного в образовательных учреждениях различного типа г. Твери с использованием метода анкетирования. Разработаны рекомендации, направленные на повышении мотивации труда работников образовательных учреждений.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: удовлетворенность трудом, педагогические работники, учреждения образования, социологическое исследование.

Современные организации в своей деятельности уделяют большое внимание работнику, считая мотивационную составляющую важнейшим фактором эффективности и успешности компании. Одним из существенных аспектов мотивации работников является их удовлетворенность трудом. Удовлетворенность трудом выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе, будучи и существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в организации, и, одновременно, следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между работниками.

Удовлетворенность трудом – это эмоциональное состояние работника, исходя из расхождения результатов его деятельности с ожиданиями, которые, при этом, сопровождаются влиянием условий  труда, стилем руководства, атмосферой в коллективе, психологическими особенностями и прочими организационными и личностными факторами [2].

В связи с этим целесообразно рассмотреть структуру удовлетворенности трудом, которая состоит из определенных факторов, оказывающих влияние на персонал.

Основные факторы, влияющие на чувство удовлетворенности работой, это:

  1. Оплата труда, т.е., сумма денежного вознаграждения (заработная плата и льготы) за работу, воспринимаемая с учетом социальной справедливости (соотнесенная с вознаграждениями других работников) и соответствующая персональным ожиданиям.
  2. Собственно работа. Мера, в которой трудовые задания воспринимаются интересными, интеллектуальными и предоставляют возможность успешного обучения и принятия ответственности, дают определенный статус и не ведут к чрезмерному психофизическому утомлению.
  3. Возможности продвижения по службе. Наличие возможности для роста и различных форм карьерного продвижения с учетом субъективной ценности вознаграждения.
  4. Стиль руководства, лидерства. Способность руководителя проявлять интерес и заботу о подчиненном, оказывать техническую и моральную поддержку, помогать ослабить ролевой конфликт и неоднозначность ситуации, создавать обстановку вовлеченности сотрудников в процесс принятия решений.
  5. Коллеги, сослуживцы по работе. Степень компетентности сослуживцев, уровень их готовности оказать социальную поддержку (доброжелательность, помощь, совет, комфортность, сотрудничество, моральное состояние), степень близости базовых ценностей.
  6. Условия работы, сравнимые с индивидуальными физическими потребностями, которые облегчают решение поставленных задач. Хорошие условия (чисто, светло, эргономично) в определенной мере способствуют удовлетворенности трудом [3].

Уровни удовлетворенности человека каждым из перечисленных факторов различны. Работник может чувствовать, что ему недоплачивают (неудовлетворенность величиной заработной платы), но одновременно его отношение к другим организационным факторам может быть позитивным. На удовлетворенность людей работой в рамках рабочей группы могут влиять как коллеги, так и руководитель, менеджер. Руководитель может рассматриваться и как один из организационных факторов.

Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения   к труду   и связана   с   внутренним   состоянием   работника   в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности.

Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность   работника,    приводя    к негативным    последствиям   в кадровом обеспечении организационной системы [1].

Изучение и решение проблем удовлетворенности трудом сможет оказать положительный эффект на улучшение условий труда и, как следствие, повышение производительности. Для этого в декабре 2013 года автором данной статьи было проведено социологическое исследование на тему «Удовлетворенность трудом преподавателей образовательных учреждений г. Твери» с использованием метода анкетирования.

В исследовании приняли участие 30 сотрудников образовательных учреждений города Твери, среди которых большинство женщин (70%), остальные мужчины (30%).

По возрастным категориям опрошенные разделились следующим образом:

  • 13% респондентов в возрасте до 30 лет;
  • 30% респондентов в возрасте от 31 года до 40 лет;
  • 33% респондентов в возрасте от 41 года до 50 лет;
  • 24% респондентов в возрасте старше 50 лет.

Большинство опрошенных (73,3%) имеют стаж работы более 10 лет, пятая часть (20%) проработали в образовательной сфере от 6 до 10 лет, остальные (6,7%) – от 1 года до 5 лет.

В учебных заведениях работают преимущественно (90%) сотрудники со средним материальным положением, остальные (10%) – имеют низкий материальный достаток.

По мнению более половины сотрудников (60%) в образовательных учреждениях условия труда организованы в достаточной степени хорошо, чуть менее пятой части сотрудников (17%) считают, что условия труда не организованы в должной мере, остальные (23%) – не дали точного ответа.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

По результатам анализа удовлетворенности педагогов различными аспектами трудовой деятельности (состояние рабочего места, взаимоотношения в коллективе, безопасность труда, состояние аудиторий, материальное и нематериальное стимулирование) можно сказать, что чуть менее половины сотрудников (46,7%) полностью удовлетворены состоянием рабочего места, менее десятой части сотрудников (6,7%), наоборот, полностью не удовлетворены своим рабочим местом. Большинство сотрудников (66,6%) удовлетворены взаимоотношениями, сложившимися в педагогическом коллективе, треть же работников, наоборот, испытывают неудовлетворенность отношениями с коллегами. Подавляющее большинство (80%) сотрудников удовлетворены условиями безопасности труда, остальные (20%) не удовлетворены безопасностью труда. Меньшинство педагогов (6,7%) полностью удовлетворено состоянием аудиторий, треть опрошенных (30%) – удовлетворена лишь частично, половина респондентов (50%) частично не удовлетворена условиями в аудиториях, а остальные (13,3%) – полностью не удовлетворены. Одна десятая часть сотрудников (10%) оказалась полностью удовлетворенной материальным стимулированием в организации, менее трети респондентов (26,7%) – частично удовлетворены, а 2/3 сотрудников – частично или полностью не удовлетворены (30% и 33,3%, соответственно) системой материального стимулирования работы, применяемой в организации. Абсолютное меньшинство (3,3%) сотрудников полностью удовлетворено нематериальным стимулированием, чуть больше половины опрошенных (53,3%) – частично удовлетворенным данным видом стимулирования, а остальные (43,4%) – в целом не удовлетворены нематериальным аспектом стимулирования.

Менее половины сотрудников (40%) образовательных учреждений считают, что в их коллективе складываются дружеские отношения, около четверти (23,3%) считают взаимоотношения с коллегами напряженными и чуть больше трети (36,7%) утверждают, что в коллективе спокойная атмосфера. Также полученная информация свидетельствует о том, что более половины сотрудников (60%) хотели бы видеть дружескую атмосферу, остальные (40%) желают работать в более спокойной нейтральной обстановке.

Согласно результатам опроса, около четверти работников (26,7%) положительно относятся к условиям питания в их учебных заведениях, меньшинство опрошенных (6,7%) негативно отнеслись к организации питания, остальные (66,7%) – выразили нейтральную позицию.

Анализ мнений педагогов по улучшению работы столовой показал, что менее половины сотрудников (40%) считает качество обслуживания тем элементом, который нуждается в улучшении. Пятая часть опрошенных (20%) выражает мнение о необходимости выделения специальной зоны обслуживания преподавателей, отделенной от зоны обслуживания студентов (учеников). По 10% сотрудников выразили мнение о необходимости улучшения самого качества обслуживания и введения диетического меню, остальные (20%) – считают необходимым изменение уровня цен.

Около четверти сотрудников (26,7%) полностью удовлетворены работой, в целом, более половины (56,7%) – частично удовлетворены условиями, десятая часть респондентов (10%) – частично не удовлетворена трудом, остальные (6,7%) – полностью не удовлетворены условиями на работе.Возможности карьерного роста положительно оцениваются чуть больше, чем половиной сотрудников (53,3%), остальные педагоги (46,7%) нейтрально относятся к возможностям карьерного роста.

Детальный анализ элементов материального стимулирования показал, что меньшая часть сотрудников (13,3%) полностью удовлетворена размерами заработной платы, половина (50%) – частично удовлетворены заработной платой, пятая часть сотрудников (20%) – частично не удовлетворена, а остальные (16,7%) – полностью не удовлетворены заработной платой.

Таким элементом стимулирования труда как премирование полностью удовлетворены 13,3% работников, менее половины сотрудников (43,3%) частично удовлетворены премиями, около четверти (26,7%) частично не удовлетворены премиями, а 13,3% опрошенных полностью не удовлетворены выдаваемыми премиями. Десятая часть респондентов (10%) полностью удовлетворена существующими надбавками, менее половины (43,3%) – частично удовлетворены, около четверти сотрудников (26,7%) – частично не удовлетворены надбавками, полностью не удовлетворены этим элементом материального стимулирования 26,7% сотрудников.

В ходе анализа представлений педагогических работников о существующем в организации стиле руководства было выявлено, что ровно треть сотрудников (33,3%) считает, что в организации присутствует авторитарный стиль руководства, чуть больше трети (36,7%) полагает, что для их организации характерен демократический стиль управления, и чуть менее трети (30%) выразили мнение о присутствии либерального стиля руководства. Анализ желаемого стиля руководства показал, что для подавляющего большинства сотрудников предпочтителен демократический стиль управления, именно в его условиях они хотели бы работать, примерно четверть опрошенных (23,3%) считает необходимым применение либерального стиля руководства, а меньшинство (3,3%) – предпочитает авторитарный стиль руководства.

Анализ результатов проведенного социологического исследования позволил разработать ряд рекомендаций по совершенствованию условий труда в образовательных учреждениях и повышению уровня удовлетворенности педагогов своим трудом:

  1. Заменить устаревшее оборудование, оснастить аудитории необходимой организационной техникой и произвести ремонт помещений.
  2. Произвести смену стиля руководства в сторону более демократичного.
  3. Использовать больше разнообразных методов нематериального стимулирования, таких как поощрение грамотами, размещение фото на доске почета, представление к наградам.
  4. Уделить внимание элементам безопасности труда, в частности, охране парковки.
  5. Предпринять меры по улучшению организации питания, в частности, качества обслуживания, качества питания и уровня цен.

Список использованных источников

1. Бельчик Т.А. Удовлетворенность различными аспектами трудовой деятельности как фактор роста производительности труда // Фундаментальные исследования. 2013. № 8. С. 1430-1433.
2. Лебединцева Е. Уровень удовлетворенности работников // Управление персоналом. 2007. № 9. С. 75-78.
3. Ранде Ю.П. Удовлетворенность и лояльность персонала как главные показатели эффективности внутреннего маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 3. С. 61-69.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

800

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке