Ключевые слова: удовлетворенность трудом, педагогические работники, учреждения образования, социологическое исследование.
Современные организации в своей деятельности уделяют большое внимание работнику, считая мотивационную составляющую важнейшим фактором эффективности и успешности компании. Одним из существенных аспектов мотивации работников является их удовлетворенность трудом. Удовлетворенность трудом выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе, будучи и существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в организации, и, одновременно, следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между работниками.
Удовлетворенность трудом – это эмоциональное состояние работника, исходя из расхождения результатов его деятельности с ожиданиями, которые, при этом, сопровождаются влиянием условий труда, стилем руководства, атмосферой в коллективе, психологическими особенностями и прочими организационными и личностными факторами [2].
В связи с этим целесообразно рассмотреть структуру удовлетворенности трудом, которая состоит из определенных факторов, оказывающих влияние на персонал.
Основные факторы, влияющие на чувство удовлетворенности работой, это:
- Оплата труда, т.е., сумма денежного вознаграждения (заработная плата и льготы) за работу, воспринимаемая с учетом социальной справедливости (соотнесенная с вознаграждениями других работников) и соответствующая персональным ожиданиям.
- Собственно работа. Мера, в которой трудовые задания воспринимаются интересными, интеллектуальными и предоставляют возможность успешного обучения и принятия ответственности, дают определенный статус и не ведут к чрезмерному психофизическому утомлению.
- Возможности продвижения по службе. Наличие возможности для роста и различных форм карьерного продвижения с учетом субъективной ценности вознаграждения.
- Стиль руководства, лидерства. Способность руководителя проявлять интерес и заботу о подчиненном, оказывать техническую и моральную поддержку, помогать ослабить ролевой конфликт и неоднозначность ситуации, создавать обстановку вовлеченности сотрудников в процесс принятия решений.
- Коллеги, сослуживцы по работе. Степень компетентности сослуживцев, уровень их готовности оказать социальную поддержку (доброжелательность, помощь, совет, комфортность, сотрудничество, моральное состояние), степень близости базовых ценностей.
- Условия работы, сравнимые с индивидуальными физическими потребностями, которые облегчают решение поставленных задач. Хорошие условия (чисто, светло, эргономично) в определенной мере способствуют удовлетворенности трудом [3].
Уровни удовлетворенности человека каждым из перечисленных факторов различны. Работник может чувствовать, что ему недоплачивают (неудовлетворенность величиной заработной платы), но одновременно его отношение к другим организационным факторам может быть позитивным. На удовлетворенность людей работой в рамках рабочей группы могут влиять как коллеги, так и руководитель, менеджер. Руководитель может рассматриваться и как один из организационных факторов.
Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности.
Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении организационной системы [1].
Изучение и решение проблем удовлетворенности трудом сможет оказать положительный эффект на улучшение условий труда и, как следствие, повышение производительности. Для этого в декабре 2013 года автором данной статьи было проведено социологическое исследование на тему «Удовлетворенность трудом преподавателей образовательных учреждений г. Твери» с использованием метода анкетирования.
В исследовании приняли участие 30 сотрудников образовательных учреждений города Твери, среди которых большинство женщин (70%), остальные мужчины (30%).
По возрастным категориям опрошенные разделились следующим образом:
- 13% респондентов в возрасте до 30 лет;
- 30% респондентов в возрасте от 31 года до 40 лет;
- 33% респондентов в возрасте от 41 года до 50 лет;
- 24% респондентов в возрасте старше 50 лет.
Большинство опрошенных (73,3%) имеют стаж работы более 10 лет, пятая часть (20%) проработали в образовательной сфере от 6 до 10 лет, остальные (6,7%) – от 1 года до 5 лет.
В учебных заведениях работают преимущественно (90%) сотрудники со средним материальным положением, остальные (10%) – имеют низкий материальный достаток.
По мнению более половины сотрудников (60%) в образовательных учреждениях условия труда организованы в достаточной степени хорошо, чуть менее пятой части сотрудников (17%) считают, что условия труда не организованы в должной мере, остальные (23%) – не дали точного ответа.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
По результатам анализа удовлетворенности педагогов различными аспектами трудовой деятельности (состояние рабочего места, взаимоотношения в коллективе, безопасность труда, состояние аудиторий, материальное и нематериальное стимулирование) можно сказать, что чуть менее половины сотрудников (46,7%) полностью удовлетворены состоянием рабочего места, менее десятой части сотрудников (6,7%), наоборот, полностью не удовлетворены своим рабочим местом. Большинство сотрудников (66,6%) удовлетворены взаимоотношениями, сложившимися в педагогическом коллективе, треть же работников, наоборот, испытывают неудовлетворенность отношениями с коллегами. Подавляющее большинство (80%) сотрудников удовлетворены условиями безопасности труда, остальные (20%) не удовлетворены безопасностью труда. Меньшинство педагогов (6,7%) полностью удовлетворено состоянием аудиторий, треть опрошенных (30%) – удовлетворена лишь частично, половина респондентов (50%) частично не удовлетворена условиями в аудиториях, а остальные (13,3%) – полностью не удовлетворены. Одна десятая часть сотрудников (10%) оказалась полностью удовлетворенной материальным стимулированием в организации, менее трети респондентов (26,7%) – частично удовлетворены, а 2/3 сотрудников – частично или полностью не удовлетворены (30% и 33,3%, соответственно) системой материального стимулирования работы, применяемой в организации. Абсолютное меньшинство (3,3%) сотрудников полностью удовлетворено нематериальным стимулированием, чуть больше половины опрошенных (53,3%) – частично удовлетворенным данным видом стимулирования, а остальные (43,4%) – в целом не удовлетворены нематериальным аспектом стимулирования.
Менее половины сотрудников (40%) образовательных учреждений считают, что в их коллективе складываются дружеские отношения, около четверти (23,3%) считают взаимоотношения с коллегами напряженными и чуть больше трети (36,7%) утверждают, что в коллективе спокойная атмосфера. Также полученная информация свидетельствует о том, что более половины сотрудников (60%) хотели бы видеть дружескую атмосферу, остальные (40%) желают работать в более спокойной нейтральной обстановке.
Согласно результатам опроса, около четверти работников (26,7%) положительно относятся к условиям питания в их учебных заведениях, меньшинство опрошенных (6,7%) негативно отнеслись к организации питания, остальные (66,7%) – выразили нейтральную позицию.
Анализ мнений педагогов по улучшению работы столовой показал, что менее половины сотрудников (40%) считает качество обслуживания тем элементом, который нуждается в улучшении. Пятая часть опрошенных (20%) выражает мнение о необходимости выделения специальной зоны обслуживания преподавателей, отделенной от зоны обслуживания студентов (учеников). По 10% сотрудников выразили мнение о необходимости улучшения самого качества обслуживания и введения диетического меню, остальные (20%) – считают необходимым изменение уровня цен.
Около четверти сотрудников (26,7%) полностью удовлетворены работой, в целом, более половины (56,7%) – частично удовлетворены условиями, десятая часть респондентов (10%) – частично не удовлетворена трудом, остальные (6,7%) – полностью не удовлетворены условиями на работе.Возможности карьерного роста положительно оцениваются чуть больше, чем половиной сотрудников (53,3%), остальные педагоги (46,7%) нейтрально относятся к возможностям карьерного роста.
Детальный анализ элементов материального стимулирования показал, что меньшая часть сотрудников (13,3%) полностью удовлетворена размерами заработной платы, половина (50%) – частично удовлетворены заработной платой, пятая часть сотрудников (20%) – частично не удовлетворена, а остальные (16,7%) – полностью не удовлетворены заработной платой.
Таким элементом стимулирования труда как премирование полностью удовлетворены 13,3% работников, менее половины сотрудников (43,3%) частично удовлетворены премиями, около четверти (26,7%) частично не удовлетворены премиями, а 13,3% опрошенных полностью не удовлетворены выдаваемыми премиями. Десятая часть респондентов (10%) полностью удовлетворена существующими надбавками, менее половины (43,3%) – частично удовлетворены, около четверти сотрудников (26,7%) – частично не удовлетворены надбавками, полностью не удовлетворены этим элементом материального стимулирования 26,7% сотрудников.
В ходе анализа представлений педагогических работников о существующем в организации стиле руководства было выявлено, что ровно треть сотрудников (33,3%) считает, что в организации присутствует авторитарный стиль руководства, чуть больше трети (36,7%) полагает, что для их организации характерен демократический стиль управления, и чуть менее трети (30%) выразили мнение о присутствии либерального стиля руководства. Анализ желаемого стиля руководства показал, что для подавляющего большинства сотрудников предпочтителен демократический стиль управления, именно в его условиях они хотели бы работать, примерно четверть опрошенных (23,3%) считает необходимым применение либерального стиля руководства, а меньшинство (3,3%) – предпочитает авторитарный стиль руководства.
Анализ результатов проведенного социологического исследования позволил разработать ряд рекомендаций по совершенствованию условий труда в образовательных учреждениях и повышению уровня удовлетворенности педагогов своим трудом:
- Заменить устаревшее оборудование, оснастить аудитории необходимой организационной техникой и произвести ремонт помещений.
- Произвести смену стиля руководства в сторону более демократичного.
- Использовать больше разнообразных методов нематериального стимулирования, таких как поощрение грамотами, размещение фото на доске почета, представление к наградам.
- Уделить внимание элементам безопасности труда, в частности, охране парковки.
- Предпринять меры по улучшению организации питания, в частности, качества обслуживания, качества питания и уровня цен.
Список использованных источников
1. Бельчик Т.А. Удовлетворенность различными аспектами трудовой деятельности как фактор роста производительности труда // Фундаментальные исследования. 2013. № 8. С. 1430-1433.
2. Лебединцева Е. Уровень удовлетворенности работников // Управление персоналом. 2007. № 9. С. 75-78.
3. Ранде Ю.П. Удовлетворенность и лояльность персонала как главные показатели эффективности внутреннего маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 3. С. 61-69.