Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Угрожает ли интернет языку?»

Уже давно ни для кого не секрет, что Интернет стал неотъемлемой частью жизни людей всех возрастов и социальных слоев. И в то же время никто не отрицает тот факт, что интернет-общение происходит с помощью языка. То количество слов, которые породил Интернет, может с успехом составить вполне приличный словарь.

Помощь в написании статьи

Причем многие слова, которые давно вошли в употребление, обрели самостоятельное значение (в качестве примера можно  привести известное слово «гуглить», которое уже давно обособилось не только от известной поисковой системы, но и всей интернет-тематики в целом).

Цель данной статьи — обозначить некоторые проблемы процессов, которые происходят в языке на просторах Интернета. Помимо этого необходимо проанализировать, как меняется современный русский язык по отношению к литературной норме, и к чему ведут эти изменения. И если изменения ведут к отрицательным результатам, как можно этому противостоять.

Многие исследователи высказывают опасения относительно будущего русского языка в Интернете, а, следовательно, и в реальном мире. Но другие ученые считают, что русский язык (как и любой другой естественный язык) является живым организмом с самоорганизующейся системой. Ему не могут повредить заимствования и эрративы (такие как «кросавчег», «аффтар» и другие). Но и те, кто бьют тревогу по поводу спасения родного языка, и те, кто считают, что  ситуация с языком остается в норме — правы. Несомненно, что язык — это система, в которой все подчинено строгим правилам и законам. Но, с другой стороны, язык — это не просто набор слов и грамматических правил. Систему это можно разрушить, если делать это намеренно и на регулярной основе. А виртуальный мир Интернета является очень подходящей почвой для постепенной деградации языка.

Мир Интернета привлекателен для многих людей, особенно для детей, подростков и молодежи. Почему? Интернет — это мир виртуального пространства, в котором человек отрешается от своего «я» и надевает маску, которая скрывает истинную личность. Для чего это нужно? Дело в том, что маска максимально облегчает процесс общения, помогая снимать, таким образом, психологические барьеры. Различные социальные сети, чаты, форумы, игры и другие интерактивные формы Интернет-общения дают уникальные возможности для творчества и  реализации своего «я», для самовыражения. Но поскольку «я» скрыто от посторонних глаз, а контакт с другим человеком не является постоянным (можно в любой момент выйти из «игры»), груз ответственности за долгосрочность последствий такого общения снимается. Этого и надо подросткам и молодым людям с несформированным мировоззрением и мироутверждением.

Для подобного общения необходим и соответствующий набор языковых средств. Поэтому язык в Интернет-коммуникации меняется — либо трансформируется общепринятый, либо возникает абсолютно новый. Появляются новые языковые средства коммуникации. Одним из таких средств является сленг. Сленг возник в результате общения в Интернет-пространстве и стал частью общеупотребительной лексики. Об особенностях Интернет- и компьютерного сленга написано немало. Его основной особенностью является намеренное нарушение норм орфографии. Причины такого искажения, по мнению специалистов, кроются, опять же, в психологической незрелости общающихся (детей, подростков, молодежи). Именно им хочется чем-то выделиться,  отгородиться от «взрослой» культуры. Наличие намеренных искажений в языке является для них своеобразным паролем, разграничивающим «своих» и «чужих».

Еще одно языковое средство в этой сфере — специфический эпистолярный жанр, возникший в результате электронной и тому подобной переписки. В виртуальном пространстве люди общаются в основном посредством письменных текстов. Они создаются в условиях реального времени, когда либо нет времени на обдумывание правил и орфографии, либо (что происходит чаще всего), нет желания это делать. Ведь для коммуникантов важна информация, а не ее форма. Поэтому письменная виртуальная речь подвержена влиянию устной разговорной речи. Личность и текст, таким образом, в виртуальной реальности равнозначны. Следовательно, очень сильно возрастает и значение письменно произносимого текста. То есть сейчас уже реально существует так называемая письменная разговорная речь, в которой «смайлики», например, выполняют функцию интонационных конструкций. В виртуальной речи  отображаются особенности разговорной фонетики (че, токо, щас, ваще), а интонационная окраска выражается не только «смайликами», но и за счет обозначения растянутых гласных («не зна-а-а-ю я!»)

К языковым средствам, помимо сленга и эпистолярного жанра, относится и «коммуникативная игра», которая проявляется в том, что даже на самых серьезных сайтах сейчас тяготеют к манере устной разговорной речи; ведь сами игровые условия виртуального пространства способствуют этому.

Таким образом, можно сказать, что Интернет — это еще одна сфера, в которой функционирует русский язык. Самая главная особенность Интернет-языка — его разговорный стиль. Причем эту тенденцию к упрощению и демократичности можно найти даже в деловых бумагах в формате онлайн, что значительно упрощает и облегчает официальные стандарты деловой переписки. И вообще, сближение речевого Интернет-стиля с традициями разговорного стиля повышает степень доверия к высказыванию, а это крайне важно для  осуществления деловых контактов.

Как было сказано, в Интерне-общении происходит раскрепощение личности и снятие психологических барьеров. Происходит не просто так называемое «потребление» текстов, а совместный творческий процесс их создания, что, в свою очередь, порождает языковое творчество и новое отношение к языку вообще как к форме выражения своих творческих способностей.

Но есть и оборотная сторона медали. В нашей стране Интернет вскрыл истинную ситуацию с языковой грамотностью населения, ведь известно, что именно в спонтанной речи проявляется автоматизация грамматических навыков и орфографических умений. В Интернете спонтанная разговорная устная речь всегда зафиксирована в письменной форме. Поэтому и все ошибки, как речевые, так и языковые, также фиксируются на письме. Следовательно, все речевые индивидуальные особенности находятся на виду у всех, причем в буквальном смысле.

Широкое использование разговорно-обиходной лексики свидетельствует об упрощении характера общения, что ведет к стиранию  грани между личностно-ориентированным и статусно-ориентированным общением. Возникает вопрос: на самом ли деле Интернет влияет на человека и изменяет его внутренний мир? Если говорить о молодежи, возможно, это, скорее всего, правда. Но есть определенный слой людей, которые пишут в Интернете с грубыми орфографическими ошибками, и это уже не влияние Интернета. Это просто констатация безграмотности. И таких людей становится с каждым днем все больше. Взрослея в Интернете и не читая традиционных книг (даже в их электронном варианте), люди так и остаются безнадежно безграмотными и никакое творчество и «языковые игры» не способны их изменить к лучшему.

Поэтому будущее нашего общества и языка зависит от того, как мы относимся к искажению норм языка.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Интернет предоставляет прекрасную возможность любому человеку для самовыражения и творческого поиска.

2. В то же время Интернет,  в силу абстрагирования и ухода от реальности требует определенных языковых «умений» и «навыков» и способствует «игровой» манере коммуникации, уводя, тем самым, коммуникантов от серьезности ситуации.

3. Игра приводит к намеренным искажениям норм языка, закрепляющимся в Интернет-просторах.

4.  Сам Интернет не способствует снижению грамотности и не является «виновником», он только констатирует это.

Список литературы:

Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. — 2004. — № 11. — С. 63—67.
Козловский С. Угрожает ли интернет языку? [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL //http://mnenia.ru/ (дата обращения 10.04.2014).
Леонтович О.А. Проблемы виртуального общения // Полемика. — 2000. — № 7. — С. 4.

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

997

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке