Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «В границах и без границ: проблема нормальности в социокультурных пространствах»

Многоаспектный взгляд на современное общество открывает путь к переосмыслению актуальной проблемы для всех периодов развития человечества — нормальности и анормальности. Существенный вклад в развитие данной проблематики внесен феноменологическими разработками, прежде всего Э. Гуссерлем, А. Щюцем, М. Натансоном, Р. Гратгоффом и др.

Один из авторов данной статьи исследовал феноменологические эксплорации, в том числе и вышеупомянутых мыслителей [4; 5], поэтому в рамках этой работы мы остановимся на прояснении концептуальных особенностей анализа проблемы нормальности Гратгоффом. Нормальность следует рассматривать не как априори жизненного мира, а как социальную организацию общечеловеческой среды, в которой уже задана повседневная типика. Такое понятийное замещение интендирует методологическую специфику предложения Гратгоффа [3; 2, s. 338—368]. Он утверждает, что исследование конкретного действенного переживания индивидуума в среде (социокультурном пространстве в частности) и дефинирование какого-то организационного способа социальной среды не осуществляются в поле принципиального конфликта либо на радикальном расстоянии от традиционных социально-научных методов исследования. Ограничен­ность и завершенность каждого опыта действия, а также их многообразное дифференцированное опосредование благодаря наличию других (как иного) закладывают горизонты, или «ограничения», «рамки» для каждой среды. Эти горизонты имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Во-первых, они определены в измерении фактического, потенциально знакомого бытия в каждом конкретном случае. Во-вторых, они трансцендируются в каждой типизации.

Стремление выделить понятия нормальности и типизации обусловлено осознанием ряда проблем, возникающих при отождествлении названных концептов, в частности относительно горизонтов социальной (социокультурной) среды, потому что в данном случае речь будет идти о сведении социальной среды к жизненному миру изолированного индивида. Это в свою очередь приведет к неполному, неадекватному пониманию типизаций другого при конституировании активной социальной среды (Milieu, по Гратгоффу), которое можно объяснить только дополнительно — посредством ролевой теории. Но насколько конструктивный такой путь? Как раз теория типизации подтверждает, что не существует «абсолютно иного бытия», иного по своей типике. В противном случае, если такой подход принять, то очевидны схемы типизаций в игре, которые представляют другого именно так — как абсолютно другое. Недаром в различных сценариях социальной игры появляются «ненормальные», «варвары», «идиоты». Как только проявляются и открываются схемы типизации, так сразу возникают соответствующие ограничения повседневного самопонимания, одновременно с определением этих ограничений фундируются горизонты и Milieu.

Вполне органично рассмотреть вопрос о составных схемы типизации нормальности во время такого закладывания горизонтов. Нормальность как конститутивная способность типизации мира опреде­ляется посредством горизонтов типической и повседневной коммуника­ции. То, что существовало бы по ту сторону горизонта, можно было бы осмыслить только сквозь призму жесткой формальной конструкции. Иначе говоря, ответ на вопрос о размещении «по ту сторону» мира типически нормального индивида должен звучать таким образом — это сферы примитивного мышления, детские фантазии, миры сумасшест­вия, обольщения. Однако необходимо учитывать то, что каждый из этих миров, несмотря на абсолютно разные по типике и нормальности повседневности, имеет в распоряжении свой собственный когнитивный стиль, свою дистинктивную типику. Размышление в этом ключе порождает еще один важный вопрос — об установлении «рекогниции» и «аппрегензирования различия» (используя феноменологическую терминологию) и связанную с этим проблему валидности представлен­ного и обоснованного понимания. Раскрытие этой проблемы видится в том, что типика и нормальность определяют свои горизонты, когда они уравнены в социальной среде. В связи с этим следует подчеркнуть: переходы, опосредствования с «другими» мирами становятся целесообразными в системах, поэтому «системное» продолжение повседневной коммуникации осуществляется благодаря «коду», «иной» логике, стилю примитивного мышления [2, s. 347]. В таком случае во внимание принимается «константа» коммуникативных стилей, которая должна оставаться действенной по отношению к области первичной и конститутивной типики. «Принятие константы» приводит к независи­мости каждой коммуникативной системы (в духе картезианства). Радикальное дифференцирование повседневности на миры, например, детского и примитивного, проистекает из ошибочного различия нормальности и типики, поскольку повседневная среда иного не является более непосредственной для других. Можно разрешить эти трудности, если различия между знакомым (заданным средой) и близким (заданным типикой) представляется как основоположное различие в структуре знаний. В таком случае горизонты социальной среды должны определяться не сквозь призму типической близости, а сквозь нормальный уровень знакомого. Исходя из этого, типика и типизация действующего ссылаются на горизонты социальной среды как на трансцендирующую структуру.

Считается, что типика и нормальность различаются конституиро­ванием схем типизаций, а повседневная нормальность является последующей проблемой повседневной типизации. В связи с этим она является конструктом повседневной типики, а потому — фундамен­тальной формой организации социальной среды. В таком случае «нормализация» социальной среды рассматривается как сукцессивная и одновременно как сомнительное достижение, потому что возникает в неопределенности структуры норм повседневности. Фундирование горизонтов социальной среды, осуществляемое посредством схем типизации, часто связано с образованием аномалий, в случае нарушения схем. Как раз в связи с этим и возникает вопрос об их нормальности. УГ. Бранд [1] есть ссылки на гуссерльские разработки связи между повседневными аномалиями и нормальностью жизненного мира. Речь идет о том, что Гуссерль рассматривает эту тему на «простом уровне» восприятия смысла, а именно в контексте элементарных типизаций, которые действуют при конституировании предмета опыта как воспринимаемой вещи. Он обращает внимание на аномальность или анормальность восприятия смысла человеком и напоминает о возможности, когда интерсубъективная анормальность может влиять на общий процесс конституирования. У него есть ценное замечание о «дополнительном» проявлении отношения к нормальной общности опыта и общности с анормальными функциями. Конечно, об интерсуъективной аномальности либо анормальности знает не только каждый психиатр, но и любой человек может предугадать ее в своем социальном опыте. Социальные конструкции «нормальной общности опыта» становятся понятными как проблема сукцессивности уже прошлой типики жизненного мира. Такие гуссерльские размышления провоцируют задаться вопросом о поиске обоснования позиции, что повседневная нормальность, так же как и аномальность, возникает в связи со схемами типизации социальной среды. В качестве примера решения этого вопроса можно обратиться к опыту Гратгоффа, который, в свою очередь, апеллирует к культурно-антропологическим студиям М. Дуглас и бейтсонским исследовательским наработкам. Оба эти направления имеют общие черты, в частности, изучают, в какой степени социальная среда генерирует местные классификационные образцы, то есть схемы типизации, которые для Milieu и только для него являются типическими. Важно подчеркнуть, что аномалии должны возникать, исходя из этого, в последующем развитии охватывающей их социальной связи. В бейтсонских исследованиях коммуникативных ситуаций Гратгоффа привлекает использование такого понятия, как двойственная связь для выявленной коммуникативной аномалии. Обращаем внимание, что «патологически» понятная связь является стойкой и не рассматривается извне социальной среды, поэтому коммуникативная нормализация в социальной среде должна предполагать опосредование, что свидетельствует о том, что такого рода «двояко переплетенные» коммуникационные нарушения показывают «дефицит» или ограниченность социальной среды.

Для эмпирической работы важны следующие четыре аспекта: первый связан с установлением социальных конституант суждений о нормальности; второй призван прояснить влияние картезианских размышлений на повседневные представления о нормальности; третий связан с обсуждением перспективы анализа проблемы нормальности в дефинициях теории действий; последний предполагает обращение к студиям А. Щюца с целью установления целесообразности различия персонального типа и типа действий. Кратко остановимся на каждом. Необходимость обоснования суждения относительно конструкций коммуникативного контекста действий связана с рассмотрением двух модальностей суждений, в соответствии с которыми каждая сомни­тельная ситуация оценивается как случай либо «открытых возмож­ностей», либо «проблематических возможностей». В связи с этим суждения о нормальности могут проявляться двумя способами. Первый связан с анализом модуса сомнения, обозначенного как открытая воз­можность, по примеру восприятия аппрезентированной обратной стороны вещи. В случае непосредственной нерепрезентированной стороны явленного необходимо иметь ввиду, что любое суждение об этом является открытой модальностью. Аппрезентация является центральным моментом типизации, в связи с чем трансцендентность типики фундируется на аппрезентативных обращениях. При отсутствии процесса последующего «знакомства» типизации «одностороннего доверия» остаются очевидными только в модусе открытой возможности. Таким образом, типическое оказывается открытым, однако каждая возможность становится значимой и вероятностной благодаря итеративной сочетаемости знаний в сомнительных ситуациях.

Списоклитературы:

Brand G. Die Lebenswelt. Eine Philosophie des konkreten Apriori. — Berlin: Grauter, 1971. — 651 s.

Grathoff R. Milieu und Lebenswelt. Einführung in die phänomenologische Soziologie und die sozialphänomenologische Forschung. — Frankfurt/Main: Suhrkampf, 1989. — 482 s.

Grathoff R. Über logische und soziale Typen (Manuskript, Konstanz 1975), und Neue Hefte für Philosophie 9. — 1979. — S. 115—133.

Садоха О.В. Про «нормальність» соціального середовища // Науковий вісник. Сер. Філософія / Харк. нац. пед. університет імені Г.С. Сковороди. — Вип. 25. — Харів: ОВС, 2007. — С. 94—102.

Садоха О.В. Феноменологічні імплікації в сучасному соціально-філософському дискурсі: досвід транспарентності автореферат. — К.: Видавничий центр Інституту держави і права ім. В.М. Корецького НАН України, 2008. — 32 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

465

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке