Свою деятельность в Витебской губернии А. М. Сементовский начал в начале 60-х годов ХІХ века. Известно, что во время своего пребывания в Беларуси А. М. Сементовский занимал одновременно должности секретаря Витебского губернского статистического комитета и редактора неофициальной части “Витебских губернских ведомостей”, а позднее – “Памятной книжки Витебской губернии”. В связи с тем, что должность секретаря статистического комитета открывала Сементовскому доступ к статистическим данным, которые активно использовались при проведении исследований, а должность редактора позволяла беспрепятственно опубликовавать результаты этих исследований, автору удалось охватить в своих иследованиях достаточно широкую тематику и подготовить основательные труды по этнографии Витебской губернии.

Анализ этнографических трудов А. М. Сементовского необходимо начать с одной из самых главных его работ − “Этнографического  обзора Витебской губернии”, которая была издана в Санкт-Петербурге в 1872 году. При изучении данной работы можно придти к выводу, что А. М. Сементовский, фактически, не стремился к доскональному описанию комплекса материальной и/или духовной культуры населения губернии. Характер упомянутой работы даёт основание утверждать, что ее основной целью являлось представить читателю общую картину этнической структуры населения региона, о чем свидетельствует в том числе и наличие специальных таблиц в работе, с помощью которых можно узнать, например, о количестве представителей того или иного народа не только в целом по губернии, но и по конкретным уездам.

Необходимо отметить, что работа не ограничивается статистическими материалами по теме исследования; в ней представлена краткая характеристика народов, которые населяли Витебскую губернию на момент написания монографии. Каждому из них в работе посвящен отдельный раздел (глава). При этом при характеристике народов А. М. Сементовский не пользовался какой-либо одной определенной схемой, так как у разных народов акцентировал внимание на примечательных по мнению автора аспектах культуры. Можно однозначно утверждать, что каждая характеристика в работе по большей части базируется на определенных сторонах быта и элементах материальной культуры того или иного народа. Что касается духовной культуры, то она, фактически, оказалась в рассматриваемой работе вне поля зрения автора за исключением раздела, посвященного латышам, в котором содержатся тексты некоторых латышских песен в русской транслитерации и с переводом на русский язык. При анализе работы можно придти к выводу, что А. М. Сементовский не осуществлял систематические целенаправленные полевые исследования. Сведения, которые приводятся в рассматриваемой работе, по всей видимости были накоплены А. М. Сементовским в результате эпизодических контактов с местным населением, которыми сопровождалась его основная профессиональная деятельность.

Работа “Этнографический  обзор Витебской губернии” имеет достаточно простую структуру, а именно вступление; восемь разделов, каждый из которых посвящён отдельному народу (беларусам, русским, полякам, латышам, эстонцам, цыганам, евреям, немцам); заключение. Большой интерес представляет вступление, в котором А. М. Сементовский, помимо других аспектов, объясняет критерии, в соответствии с которыми является возможным выделять определенную группу населения в отдельный этнос (народность). Так, в качестве основного критерия А. М. Сементовский выделяет родной язык и в связи с этим критикует работу Эркерта “Взгляд на историю и этнографию западных губерний России, с принадлежащим ему атласом”, обращая особое внимание читателей на следующие слова Эркерта: “…ничто в западных губерниях России так не определяет черты, отделяющей русскую народность от польской так отчётливо и правильно, как отличие вероисповеданий…” [3, с. 2]. Эркерту А. М. Сементовский противопоставляет следующие аргументы: “Гораздо радикальнее было бы считать за этнографический признак разграничения народностей родной язык народа, то есть тот, на котором он говорит с детства, который постоянно употребляется в его семье и достался ему, так сказать, по наследству”[3 , с. 2].

На современном этапе большое распространение получила точка зрения, в соответствии с которой одним из главных критериев выделения определенной группы населения в отдельный этнос или нацию является национальное самосознание, которое воплощается в самоназвании (этнониме). Во вступлении к рассматриваемой работе есть слова, которые косвенно указывают на то, что А. М. Сементовский также рассматривал национальное самосознание в качестве одного из критериев этноса/нации: “…но во всяком случае намного более безошибочно можно определять народность по родному языку, принимая в соображение самоличное показание о себе народа, его прошлую историческую судьбу и настоящий образ жизни, его симпатии и политические убеждения” [3, с. 3].

Первый раздел указанной работы посвящен наиболее многочисленному народу, который проживал на территории Витебской губернии на момент написания рассматриваемой монографии − беларусам (белоруссам в соответствии с орфографией того времени). Необходимо подчеркнуть, что в начале раздела речь идет об этногенезе беларусов. При прочтении данного раздела можно сделать вывод, что А. М. Сементовский был сторонником дунайской теории происхождения славян, в том числе и беларусов, о чем явно свидетельствует следующая выдержка из самого текста: “Ядро населённости Витебской губернии составляют белоруссы, потомки древних вендов, то есть славян, живших первоначально в странах придунайских, которые в первом веке по Р. Х. занимали уже земли, орошаемые Западной Двиной, Вислой и Волхвом” [3, с 4]. Что касается непосредственно беларусов, то А. М. Сементовский приписывает им происхождение от летописных кривичей: “…белоруссы, живущие сейчас в этих губерниях (Витебской, Минской, Виленской и Могилевской), происходят от одного и того же славянского племени-рода кривичей…” В целом в этом разделе А. М. Сементовский указывает численность беларусов в Витебской губернии, причем количество беларусов-православных и беларусов-католиков приводится отдельно, а также примерный ареал их расселения в Витебской губернии. Кроме того, достаточно информативно, но в то же время очень кратко, автор описывает отдельные аспекты быта и материальной культуры беларусов, при этом обходя вниманием духовную культуру.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Примечательно, что самый большой по объему раздел А. М. Сементовский посвятил латышам, которых наиболее детально охарактеризовал в рассматриваемой работе. В начале раздела упоминается достаточно интересная гипотеза о происхождении латышей: “С. Веймарн говорит, что изыскания этнографов, доказав отсутствие родства латышей с другими европейскими племенами, нашли на мысль о вероятности происхождения этого народа из Индии. – Действительно, язык литовцев и латышей поражает сходством с наречиями Индустана…” [3, с. 27]. В этом разделе, по сравнении с другими, несколько больше внимания уделяется духовной культуре. Так, например, в разделе встречаются выдержки из устного народного творчества латышей с переводом на русский язык. Также в разделе достаточно подробно описан быт латышей на примере одной среднестатистической латышской семьи. В частности, рассмотрены такие аспекты, как питание, одежда, земледельческие орудия, хозяйственная утварь, особенности ведения хозяйства, доходы и расходы крестьянской семьи и т. д.

Достаточно большой интерес для современных исследователей представляет работа А. М. Сементовского “О мере и весе, употребляемых в Витебской губернии” (издана в Витебске в 1874 году). Следует, однако подчеркнуть, что данная работа является не этнографическим трудом, а руководством для государственных чиновников, которое было призвано облегчить последним сбор статистических данных. Об этом, в частности, свидетельствует предисловие к труду, в котором  автор достаточно четко обозначил цели своей работы: “Зная по опыту как важно при разработке статистических сведений, которые черпаются у самого источника их, то есть из жизни народной, знать его обычаи, нередко различные на самом небольшом пространстве, уметь перевести на язык науки те термины те термины, кои употребляет народ при выражении меры, веса количества или числа предметов, — мы решили, не смотря на трудность сбора сведений по части народной метрологии, заняться этим делом хоть и на сравнительно небольшой части северо – западного края – именно в пределах Витебской губернии, то есть в районе нашей статистической деятельности” [1, с. 2]. Тем не менее, работа является примечательной в том числе с точки зрения этнографии, так как она затрагивает такой интересный аспект материальной культуры, как народная метрология.

Исходя из цели написания работы “О мере и весе, употребляемых в Витебской губернии”, которая, как упоминалось выше, заключалась в уточнении статистических данных, А. М. Сементовский указал в ней на такой аспект, как соотношение народных единиц измерения с официальными (казенными). Автор упоминает о том, в какой местности использовалась та или иная единица измерения, акцентирует внимание на том, что в разных местностях могло быть довольно много вариантов одной и той же единицы измерения. А. М. Сементовский в этом исследовании классифицировал единицы измерения в зависимости от того, что измеряют с их помощью, то есть в какой сфере деятельности ими пользуются. Так, например, он выделяет единицы для измерения: сыпучих веществ, жидкостей; линейные меры, путевые меры, земельные меры, кубические меры, единицы для измерения веса. Именно из этой классификации исходит структура рассматриваемой работы, которую, таким образом, можно условно поделить на 6 разделов. В конце работы приводится краткое описание некоторых народных измерительных приспособлений, а также помещен список мер и весов в алфавитном порядке, составляющий 53 наименования.

В своей исследовательской деятельности А. М. Сементовский не обошел вниманием такой неотъемлемый элемент традиционной материальной культуры и древнейшее из хозяйственных занятий, как охота. Результаты исследований представлены в работе “Охота и звериные промыслы в Витебской губернии”, опубликованной в Санкт-Петербурге в 1863 году. Данную работу можно условно разделить на 2 части, из которых первая часть  –  это короткий исторический очерк о лесных богатствах на территории Витебской губернии и о звериных промыслах в прошлом. При написании своего очерка А.М.Сементовский опирался в том числе и на выдержки из старых законодательных актов, которые касаются охоты и звериных промыслов. Среди прочих автор упоминает “Уставы на волоки”, обращая, в частности, внимание читателя на статью 32, в которой речь идёт о ловле бобров, и перечисляются некоторые меры, направленные на лучшую сохранность дичи в лесах [2, с. 8].

Очерк содержит также предположения А. М. Сементовского относительно изучаемой проблемы, основанные на народных преданиях: “По словам местного народного предания, в пределах нынешней Витебской губернии в старые годы водилось много диких зверей, не только существующих ныне, но и других, совершенно исчезнувших пород” [2, с. 6]. Примечательно, что для придания большего веса своим предположениям А. М. Сементовский предпринял попытку использовать топонимику Витебской губернии. Так, автор утверждает, что исходя из анализа топонимики можно подтвердить существование в прошлов туров в Витебской губернии: “Так, существование туров объясняется следующими одиннадцатью названиями поселений, именно, в Суражском уезде: Тура, Турица; в Велижском – Турожники, Туры, Турово…” и т. д.

Вторая часть указанной работы посвящена состоянию лесных богатств Витебской губернии и о некоторых особенностях охоты и звериных промыслов в крае во второй половине ХІХ века. Автор перечисляет наиболее распространенные виды диких животных в губернии, при этом указывая ареал расселения того или иного вида (в случае, если данный вид встречается не по всей губернии), а также очерчивает временные рамки охоты и приводя средние цены на тушку или шкуру убитого животного. Кроме того, А. М. Сементовский упоминает, каким образом использовалось сырье, добытое путем охоты и звериных промыслов (шкура, мех и т. д.). Александр Максимович Сементовский принадлежал к тем исследователям ХІХ века, для которых наука не была основным родом занятий. Тем не менее, несмотря на такие обстоятельства их научной деятельности, во многом благодаря этим исследователям до наших дней дошли ценные сведения по этнографии Беларуси. В частности, работы Александра Максимовича Сементовского позволяют ознакомиться с некоторыми аспектами материальной культуры, этнической, сословной и религиозной структурой населения, а также демографическими тенденциями в Витебской губернии во второй половине XIX века.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список литературы:

Сементовский А. М. О мерах и весе, употребляемых в Витебской губернии – Витебск: издание Витебского статистического комитета, 1874. – [2], 19 с.

Сементовский А. М. Охота и звериные промыслы в Витебской губернии — СПб.: Типография Товарищества “Общественная польза”, 1863. – 23 с.

Сементовский А. М. Этнографический обзор Витебской губернии — СПб.: Типография М. Хана, 1872. – 69 с.

Беларусы. Т. 3. Гісторыя этналагічнага вывучэння / Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору НАН РБ; рэдкал.: В. К. Бандарчык (і інш). — Мн.:  Бел. навука, 1999. – 365 с.

Бандарчык В. К. Гісторыя беларускай этнаграфіі ХІХ ст. – Мн.: Навука і тэхніка,1964. – 280 с.