Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Влияние институциональных изменений на общественную стабильность»

Институты с позиций неоинституциональной теории можно определить как совокупность формальных и неформальных правил, регулирующих жизнедеятельность общества и создающих институциональную среду, а также предполагающих наказания (санкции) за неисполнение этих норм и преференции за следование им. Необходимо разграничивать формальные и неформальные институты.

В первом случае механизмом принуждения к исполнению правила выступает государственный орган, во втором — все члены группы, для которой установлено данное правило. Общественная стабильность (для целей данной работы) определяет процессы с точки зрения их способности удерживать изменения (колебания) в заданных (заранее известных) границах, в определенных параметрах, а также свидетельствует о способности системы восстанавливать нарушенное равновесие [1].

Очевидно, что институты подвержены изменениям, но характер этих изменений различается. Во-первых, формальные институты изменяются строго дискретно, неформальные — инкрементно. Интересным представляется взаимодействие этих двух видов институтов. Здесь существует несколько вариантов развития событий. 1) Первоначально появляются неформальные правила, а потом на их основе возникают формальные. Фактически это означает, что неформальные правила были легализованы и превратились в формальные (формализация). Т. е. в данном случае формальные и неформальные правила не находятся в противоречии, а более того они друг друга дополняют. 2) Создание или изменение в сторону таких формальных институтов, которые находятся в незначительном противоречии с неформальными, при этом будет происходить постепенное изменение последних до тех пор пока напряжение между ними не сократится до приемлемого уровня (т. е. происходит деформализация). Таким образом, в данном случае через изменение формальных институтов можно управлять или даже, вернее сказать, направлять изменения неформальных. 3) При резком изменении (например, революции) или создании таких формальных институтов, которые находятся в крайнем напряжении с неформальными, в зависимости от устойчивости первых возможны два варианта: а) формальные институты и их гаранты обладают достаточной силой и устойчивостью, чтобы поддерживать существование, а неформальные начинают медленно, но верно под них подстраиваться; б) формальные институты слабы (например, в силу высоких трансакционных издержек), поэтому «игроки» игнорируют их и руководствуются неформальными, вскоре происходит коррекция формальных институтов, легализующая неформальные практики. Последний сценарий был характерен для посткоммунистических стран, где произошли резкие изменения формальных правил, в то время как неформальные институты не были готовы к такому резкому демократическому скачку [2, c. 26—28]. В частности демократический транзит в коммунистическиъ странах имел различные исходы: в одних случаях новые формальные институты укоренялись, в других в реальности действовали неформальные институты контроля за электоральными процессами в то время, как формальные демократические институты создавали внешнюю видимость произошедшего транзита. В конечном итоге напряжение между формальными институтами и неформальными правилами может достичь такого уровня, что возникнут иные формальные институты, более соответствующие уже существующим неформальным практикам и отвечающие потребностям и интересам значимых акторов. «В этом случае нелиберальные черты молодой демократии обретают (конституционно-) правовые формы: антиконституционализм становится пусть не легитимным, но легально санкционированным устройством. Дефектные демократии все более движутся в направлении открытой автократии» [4].

Рассмотрев взаимодействие институтов, теперь необходимо перейти к пониманию институциональной среды и ее характеристик. «Институциональная среда — совокупность основополагающих социальных, политических и юридических правил, определяющих рамки для установления институциональных соглашений» [2]. Иными словами институциональная среда — это совокупность всех ограничений, в которых находятся «игроки» или совокупность институтов. Институциональная среда имеет две важные характеристики: 1) иерархичность и 2) плотность. Иерархичность предполагает, что институты и правила (чаще всего данная характеристика относится к формальным ограничениям) неравнозначны и между ними существует определенная иерархия [5]. Даглас Норт выделяет три уровня в этой иерархии. Высшее место занимают конституции, промежуточное — законодательные акты, и внизу этой пирамиды — индивидуальные контракты. Конечно, это разделение достаточно условно и общо, и каждое конкретное общество будет отличаться от этой схемы. Но главный смысл иерархии заключается в том, что «изменение каждого уровня иерархии требует больших затрат, чем изменение предыдущего уровня» [5, c. 108]. Помимо этого правила более низкого порядка уточняют нормы правил более высокого порядка [2, c. 31]. В подтверждение вышеописанному можно рассмотреть российское законодательство и его иерархию.

Рисунок 1. Иерарахия формальных правил (правовых документов) в современной России * указано количество документов за период 1994—2008 гг. [3]

Вторая характеристика — плотность институциональной среды. Она показывает, насколько активно регулируется та сфера, в которой индивид осуществляет свою деятельность (эта характеристика опять же в большей степени относится к формальным правилам). Если плотность низкая, то можно говорить об «институциональной недостаточности», выражающейся в нехватке формальных правил и распространении правил неформальных. Такая ситуация имела место быть в 1990-х в России, где государство в это время было «институционально слабым», т. е. присутствовала недостаточность его регулирующей роли. В частности в это время действовало т. н. «указное право», когда с помощью президентских указов предпринимались попытки восполнить пробелы в законодетельной базе. Если рассмотрим гражданское законодательство, то увидим, что первая часть гражданского кодекса вступила в действие в 1995 году, вторая — в 1996 г., третья — в 2002 г. Безусловно, плотность институциональной среды положительно коррелирует с количеством формальных правил, действующих на «игроков». Также от плотности зависит уровень развития общества и его состояние. Общества с высокой плотностью институциональной среды являются более стабильными, их развитие (в т. ч. и институтов этого общества) являются более предсказуемыми. «Таким образом, плотность и стабильность институциональной среды являются ее взаимосвязанными характеристиками — более плотная среда является более стабильной, и наоборот» [3].

Выше мы рассмотрели институциональные факторы, влияющие на общественную стабильность. Таким образом, следует считать стабильным такое общество, в котором формальные и неформальные правила дополняют друг друга, либо существует незначительное напряжение. Другим признаком стабильности в обществе можно назвать изменения в соответствии с иерархией правил. Иными словами, в стабильном обществе изменения происходят сначала в нижней части иерархии, и лишь затем постепенные изменения на более высоком уровне. В то время как революции и другие социальные катаклизмы характеризуются тем, что в них происходит резкая смена правил конституционного порядка. 

Список литературы:

1.Алисова Л.Н., Голенкова З.Т. Политическая социология. Политическая стабильность. Сущность и показатели политической стабильности. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=1069&chapter=46 (дата обращения 29.03.2013).

2.Аузан А.А. Институциональная экономика. М., 2005. — 415 с.

3.Кирдина С.Г., Рубинштейн А.А., Толмачева И.В. (Институт экономики РАН, г. Москва) База данных LAWSTREAM.RU:количественные оценки институциональных изменений [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kirdina.ru/doc/news/25sep11/TERRA-ECONOMIKUS.pdf (дата обращения 29.03.2013).

4.Меркель В., Круассан А., Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях (II), © Некоммерческое Партнёрство «Редакция журнала ПОЛИС (Политические Исследования)», 2002. — № 2. — с. 20—31

5.Норт Д., Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, М., 1997. — 180 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

582

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке