Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Влияние российской правовой системы на законодательство Республики Тыва»

С момента создания основ правовой системы РФ для становления и развития законодательства Республики Тыва как субъекта РФ, данное правовое явление позволяет решить не только, вопросы о компетенции субъекта РФ и полномочиях его органов государственной власти в области нормативного правового регулирования определенных сфер общественных отношений, но и более объемлющий вопрос относительно формирования и действия российского законодательства в целом.

Помощь в написании статьи

В теории конституционного права под правовой системой России понимается совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.  Источниками российской системы права являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи. [1, Марченко М.Н. с. 312]

Строение российской системы права обуславливает принадлежность системы к романо-германской правовой семье с характерной кодификацией законодательных актов и можно отметить, что именно кодифицированные нормативно-правовые акты государства позволяют совершенствовать систему права, как на федеральном уровне, так на региональном и местном.

Чтобы проследить влияние верховенствующей системы права над законодательством субъекта РФ, требуется изучить исторический аспект возникновения системы нормативно-правовых актов субъектов РФ. Так принципиально новым феноменом в истории российской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, в том числе и Республики Тыва, что привело к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем. Такое положение обуславливается общим духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории Российской  Федерации (п. 2 ст. 4). Раз субъекты стали правоспособны в правотворческой инициативе, то возникает единый институт, регулирующий вопросы соответствия регионального законодательства федеральному, образуя новую подсистему, как коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ), которая непосредственно обеспечит верховенство законотворчества. [2, Конституция Российской Федерации]

Система права Республики Тыва закреплена в ст. 8 Конституции Республики Тыва и гласит следующим образом:

«Систему права Республики Тыва составляют Конституция Республики Тыва, конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва и иные нормативные правовые акты Республики Тыва.
Конституция Российской Федерации, как акт, обладающий высшей юридической силой, а также федеральные конституционные законы, федеральные законы, принимаемые по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации имеют прямое действие на территории Республики Тыва». [3, Конституция Республики Тыва] Поэтому, законотворческая деятельность в республике в целом и напрямую зависит от развития правовой системы Российской Федерации.

Законы в республике принимаются Великим Хуралом Республики Тыва (парламент) и в настоящее время законодательная база представлена в достаточно широком объеме, нормативно-правовые акты вынесены по всем социально важным аспектам жизни Республики Тыва. Так, например, можно перечислить следующие из них: Конституционный закон Республики Тыва от 04.01.2003 №1300 ВХ-1 «О Конституционном суде Республики Тыва» (принят ВХ РТ 30.01.2002) (принят ЗП ВХ РТ 18.11.2002),  Закон Республики Тыва от 31.12.2003 №462 ВХ-1 «О языках в Республике Тыва» (принят ЗП ВХ РТ 19.11.2003) и др. Принцип построения основных источников правовой системы РФ полностью отражен в нормативно-правовой структуре законодательства республики то, есть далее по юридической силе будут представлены акты, следующие за законами Республики Тыва — это указы Председателя Правительства  РТ (из общей базы нормативных актов, можно привести в качестве примера, относительно недавно вынесенный Указ Председателя Правительства РТ от 05.09.2011 г №133 «Об оплате труда председателя, секретаря и работника общественной палаты Республики Тыва») и Постановления Правительства РТ (с учетом актуальности дорожной проблемы в республике, вынесено  Постановление Правительства Республики Тыва от 25.08.2011 г. №522 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по междугородным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Тыва»). [4, СПС «Консультант Плюс»]

Нормативно — правовая деятельность органов исполнительной власти республики формируется на основе причинной связи социально-экономического развития республики в целом и уровня жизни населения, в частности. [5, Венгеров А.Б. с.528]  Анализ нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Тыва показал, что акты федеральных органов исполнительной власти соблюдаются в субъекте в полной мере. Допустим, Министерство финансов РФ издаст приказ об утверждении плана счетов бюджетного учета, то в обязанность Министерства финансов Республики Тыва входит исполнение данного приказа и выполнение условий, прописанных в инструкции, прилагаемой к приказу, на территории Республики Тыва.

В вопросах о заключении Республикой Тыва международных договоров с иностранными государствами имеются свои характерные особенности. Согласно Конституции РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72), координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Однако Конституция прямо не говорит о возможности субъектов РФ заключать соглашения, которые являлись бы международными договорами. [6, Бархатова Е.Ю. с.35] В Конституции Республики Тыва прямого указания на заключение международных договоров так же нет. В ст. 64 Конституции республики оговариваются межрегиональные, международные и внешнеэкономические связи:

«Республика Тыва в лице своих органов государственной власти самостоятельно устанавливает связи с субъектами Российской Федерации.
Республика Тыва в соответствии с федеральным законом осуществляет международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также может участвовать в деятельности международных организаций в порядке, определяемом Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Осуществление Республикой Тыва внешнеэкономических и иных связей с органами государственной власти иностранных государств может осуществляться в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Внешнеэкономические связи Республики Тыва осуществляются в порядке, пределах и формах, установленных законодательством Российской Федерации, и в целях социально-экономического развития Республики Тыва и удовлетворения потребностей ее населения». [7, Конституция Республики Тыва] Но процесс заключения соглашений международного характера регулируется Законом РТ от 31 марта 2005 года N 846 ВХ-1 «О межрегиональных, международных и внешнеэкономических связях Республики Тыва», которые в обязательном порядке должны будут уведомить  исполнительных органов государственной власти Российской Федерации о вступлении в переговоры с иностранным партнером и о заключении соглашения.  Республика Тыва установила отношения с другими регионами РФ, так например, это заключение договоров о социально-экономическом и культурном сотрудничестве, подписанных регионами-соседями Республикой Хакасией, Красноярским краем и др.

Деятельность органов местного самоуправления республики опирается на прочную конституционную основу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральными законами РФ, Конституцией Республики Тыва, законами Республики Тыва, а также собственными нормативно — правовыми актами. Исходя из положений Конституции республики, «местное самоуправление осуществляется гражданами Республики Тыва в кожуунах, городах, сумонах, поселках, арбанах органами местного самоуправления, избираемыми в соответствии с законом Республики Тыва». При этом  нельзя не отметить, что данное суждение изначально закреплено в Конституции Российской Федерации в статьях 130‑133 относительно местных органов власти субъектов РФ, в том числе и органов местного самоуправления Республики Тыва. А впоследствии мы столкнемся с Законом Республики Тыва от 22.08.2011 №781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва», который содержит подробный порядок избрания в органы местного самоуправления республики. Население кожуунов (данных административно — территориальных единиц в республике 17) в решении вопросов местного значения, также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью самостоятельны, волеизъявление которого осуществляется путем референдума, выборов, собраний и с помощью других форм и средств  выражения. [8, Ондар Н.А. с.20] Пример нормативного документа местной администрации — решение главы Барун-Хемчикского кожууна о выделе земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в местечке с. Кызыл — Мажалык. В целом законодательное оформление основ органов местного самоуправления именно в таком контексте можно выделить среди других федеральных правовых актов, в том числе и в законодательных актах Республики Тыва.

Практикой не отмечены случаи обжалования нормативно — правовых актов органов государственной власти республики в Конституционный суд РТ, кроме единичного случая, когда были выявлены несоответствующие положения Конституции Республики Тыва относительно Конституции Российской Федерации, в которую впоследствии были внесены поправки после референдума в апреле 2010 г., отвечающие требованиям высшего закона России.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В заключении хотелось бы отметить, что особо важную роль в формировании законодательных основ субъектов Российской Федерации сыграла именно правовая система, которая изложена в структурном порядке из основных источников самой системы. Кодификация российского законодательства положила путь к развитию и совершенствованию  правовой системы РФ, что обусловило природу нормативной базы Республики Тыва и других субъектов РФ.

Список литературы:

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: «Проспект», 2010 г.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.
Конституция Российской Федерации : принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.
Конституция Республики Тыва от 6 мая 2001 г. с изм. и поправками. Кызыл.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2008. — 380 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Норма, 2008. — 312 с.
Ондар Н.А. Тува — полноправный субъект Российской Федерации. Монография. Москва: Изд. «Новости», 2001 — 176с.
Справочно‑правовая система «Консультант Плюс». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

374

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке