Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Влияние условий труда женщин водителей электротранспорта на заболеваемость с временной утратой трудоспособности»

Существует ряд работ, посвящённых изучению условий труда водителей, работающих на различных типах электротранспорта [2, 5]. Вместе с тем, в литературе отсутствуют данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности водителей электротранспорта г. Иркутска.

Помощь в написании статьи

Исходя из выше изложенного, в настоящей работе была поставлена цель: провести анализ заболеваемости с ВУТ работающих на МУП «Иркутскгорэлектротранс», выявить влияние производствен­ных факторов на ее формирование, разработать мероприятия, направ­ленные на улучшение условий труда и сохранение здоровья работающих.

Гигиеническая оценка факторов производственной среды прово­дилась общепринятыми методами [4]. Анализ заболеваемости с ВУТ осуществлялся согласно методике углубленного изучения [1]. Показа­тели заболеваемости с ВУТ были исчислены в среднем за период исследования (3 года). В основную группу вошли водители электро­транспорта, контрольная группа представлена работниками управле­ния. Результаты исследований подвергали статистической обработке с вычислением критерия t — Стьюдента-Фишера и различия считали достоверными при р<0,05.

МУП «Иркутскгорэлектротранс» является крупным транспорт­ным предприятием, осуществляющее перевозку пассажиров г. Иркутс­ка и гостей города практически по всем районам города. В состав данного предприятия входит два крупных депо. В троллейбусном депо работает: 185 водителей, 164 ремонтного и обслуживающего персона­ла, 29 ИТР и служащих. Троллейбусный парк г. Иркутска насчитывает 78 единиц пассажирского подвижного состава. В настоящее время действует 11 троллейбусных маршрутов, общей протяжённостью 240 км. Ежедневно на линию выходит 62 машины. В трамвайном парке работает:189 водителей, 175 ремонтного и обслуживающего персона­ла, 39 служащих. В настоящее время в Иркутске 58 трамвайных вагонов, работающих на 5 маршрутах. Из них ежедневно на улицы города выходят 37 (в выходные дни — 33) перевозя ежедневно более 70 тыс. человек. Из вышесказанного видно, что водители электро­транспорта составляют большую часть работников МУП «Иркутскгор­электротранс». Женский труд широко используется на электротранс­порте, таким образом, среди водителей трамваем 96 % составляют женщины, среди водителей троллейбуса их доля составляет 36 %.

При проведении поисковых исследований было установлено, что характерной особенностью трудовой деятельности женщин-водителей на современном электротранспорте является комбинированное и сочетанное воздействие неблагоприятных производственно-профес­сиональных факторов физической природы, в сочетании со значитель­ным психоэмоциональным напряжением.

Результаты изучения метеорологических условий в кабинах трол­лейбусов показали, что температура воздуха летом выше оптимальных величин (20—30°С) на 5—9°С из-за отсутствия автоматического регу­лирования температурного режима. Зимой температура в кабинах колебалась в верхней зоне от 13,1 до 38,3°С, при этом за смену води­тель покидает кабину и выходит на улицу 4—11 раз (на конечных пунктах и иногда на маршруте при сходе токоприемников с проводов). При исследовании рабочих мест по микроклиматическим показателям (холодный период года) водителей трамваев были получены следую­щие данные: температура воздуха от 21 до 22,5°С; относительная влажность воздуха от 35 до 52; скорость движения воздуха от 0,03 до 0,16. За время рабочей смены водитель трамвая покидает кабину, и выходит на улицу в среднем 8—14 раз на конечных пунктах и для руч­ного перевода стрелок.

Эквивалентные уровни шума в кабинах троллейбусов составили 70—75,3 дБА, что превышает ПДУ на 10—15,3 дБА. Фактический уровень шума в кабине трамвая был в пределах от 93,5 до 96,4 дБ, при ПДК 50 дБ.

По источнику возникновения вибрацию в кабинах троллейбусов относят к транспортной вибрации. При изучении уровней вибрации на полу и сиденье троллейбуса установлено, что преобладают вибрации в диапазоне частот от 2 до 250 Гц, превышающие ПДУ на 1—17 дБ. Измерение уровней общей вибрации трамваев в большинстве случаев не превышало ПДУ и находилось в пределах от 65—69 дБ. Вибрацию можно рассматривать как сильный стресс-фактор, оказывающий отри­цательное влияние на психомоторную работоспособность, эмоцио­нальную сферу и умственную деятельность человека.

При оценке рабочей позы водителя трамвая выявлено, что 60 % мышц находится в нефизиологическом состоянии. При оценке рабочей позы водителя троллейбуса, так же обнаружено периодическое нахож­дение в неудобной (работа с по воротом туловища, неудобным разме­щением конечностей и др.) и/или фиксированной позе (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга).

В соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» класс условий труда водителей трамваев, как по показателям вред­ности, так и по тяжести и напряженности, можно классифицировать как вредный класс условий труда — 3.2., а гигиеническая оценка усло­вий труда водителей троллейбусов по степени вредности и опасности, учитывая сочетание двух факторов класса 3.2 (шум и напряжённость труда) относится к классу 3.3 (вредные условия труда 3 степени) [4].

Динамика заболеваемости с ВУТ работающих в МУП «Иркутск­горэлектротранс» за 2008—2010 г. характеризуется стабильно высо­ким уровнем за весь изучаемый период. В структуре заболеваемости среди водителей электротранспорта по случаям первое место зани­мают болезни органов дыхания, второе — болезни костно-мышечной системы, третье — болезни системы кровообращения. Далее — болез­ни органов пищеварения, болезни мочеполовой системы. Структура заболеваемости по случаям не соответствует таковой по дням, где пер­вое место занимают — болезни костно-мышечной системы, второе — болезни органов дыхания, третье — болезни кровообращения. Далее идут болезни органов пищеварения, болезни мочеполовой системы, болезни нервной системы, болезни системы крови. Среди болезней органов дыхания у водителей электротранспорта преобладают острые респираторные инфекции, острый фарингит. Болезни костно-мышечной системы представлены, в основном, пояснично-крестцовым радикулитом, люмбалгией, цервикалгией. Среди болезней системы кровообращения — гипертоническая болезнь, нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу. Среди болезней органов пищеварения — гастриты, дуодениты, язвенная болезнь. Среди заболеваний моче-половой системы- хронические пиелонефриты, циститы, сальпингоофориты. Среди болезней крови — железодефи­цитная анемия.

Уровень заболеваемости отдельными формами болезней в основной группе в 1,7—3,4 раза достоверно выше (р<0,05) таковых у лиц контрольной группы. Уровень заболеваемости болезнями органов дыхания достоверно выше у водителей электротранспорта, в связи с неблагоприятным влиянием микроклимата, так как водители вынуждены выполнять производственные операции на открытом воздухе, как в холодный так и теплый период года, подвергаясь воздействию климатических параметров г. Иркутска.

Высокий уровень заболеваемости болезнями костно-мышечной системы у водителей свидетельствует о влиянии производственных факторов. Длительное нахождение в нефизиологической позе вызывает перенапряжение мышц в лучезапястном, тазобедренном, голеностопном суставах, мышцах шеи. Все это способствует затруднению кровообращения в данных мышцах и создает условия для развития заболеваемости костно-мышечной системы.

Характер труда водителей пассажирских транспортных средств, определяется сложностью дорожно-транспортной обстановки, ответственностью за безопасность пассажиров и сохранность транспортного средства, дефицитом времени, что вместе взятое приво­дит к развитию значительного нервно-эмоционального напряжения. У женщин-водителей электротранспорта повышен уровень соматизации, тревоги, депрессии с тенденцией к повышению этих показателей с увеличением возраста и стажа работы, так как работа водителя харак­теризуется высоким нервно-эмоциональное напряжением, связанным с риском дорожно-транспортных происшествий, неблаго­приятным микроклиматом, длительными статическими нагрузками. Комплекс воздействующих факторов рабочей среды (таких как вибрация, шум), а так же факторов трудового процесса — (тяжести и напряженность труда) приводит к тому, что индекс риска болезней сердца и сосудов у водителей в 3 раза выше, чем у работников других профессий [3].

Анализ заболеваемости с ВУТ отдельных возрастных групп пока­зал, что наиболее высокий уровень заболеваемости по всем показате­лям у водителей электротранспорта в возрастной группе 50—54 года, которая формируется за счет сердечно-сосудистых заболеваний, болезней костно-мышечной системы, и в возрасте 23—28 лет, в кото­ром заболеваемость формируется за счет острых респираторных инфекций, что является характерным для данной возрастной группы. По сравнению с основной группой уровни заболеваемости у лиц конт­рольной группы в соответствующих возрастных группах в 3 раза ниже.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Анализ заболеваемости с ВУТ водителей электротранспорта в зависимости от стажа показал, что после четырех лет работы достоверно (р<0,05) возрастает уровень заболеваемости по болевшим лицам и дням нетрудоспособности и остается высоким, начиная со стажа 5 лет и заканчивая 20 и более лет работы водителем. У лиц же контрольной группы с увеличением стажа наблюдается достоверное (р<0,05) снижение уровней заболеваемости по всем основным показателям. Рост уровней заболеваемости с ВУТ по мере увеличения стажа работы в конкретных производственно-профессиональных усло­виях позволяет судить о влиянии условий труда на заболеваемость.

На основании проведенных исследований разработан комплекс санитарно-технических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работающих.

Таким образом, исследования установили, что условия труда водителей электротранспорта по показателям вредности и опасности относятся к вредному классу. Динамика заболеваемости с ВУТ за три года характеризуется стабильно высоким уровнем за весь изучаемый период. Отмечается более высокий уровень заболеваемости в уровнях патологии по отдельным классам болезней у водителей электротранс­порта, по отношению к лицам контрольной группы. Доказано влияние производственных факторов на показатели временной нетрудоспособ­ности. Установлена зависимость уровней заболеваемости с ВУТ от стажа.

Список литературы:

Догле Н. В. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (методы изучения) / Н. В. Догле, А. Я. Юркевич. — М., 1984. — 183 с.

Мажбиц Е. Г. Анализ состояния здоровья женщин-водителей трамваев по данным углубленного изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности // Профессия и здоровье: материалы IV Всерос. конгресса. — М., 2005. — С. 110—112.

Попов А. И. Особенности артериальной гипертензии у водителей автотранспорта в условиях крайнего севера: Автореф. дис.. .канд. мед. наук — М., 2007. — 23 с.

Р. 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Ушакова Л. В. Особенности трудовой деятельности и состояние здоровья женщин, работающих в подразделениях Горэлектротранса: Дис. …канд. мед. наук / Л. В. Ушакова. — М., 1999. — 211 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

426

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке