После опроса предпринимателей, выяснилось что лишь 12 % из них знают о нововведениях, еще 42 % отказываются менять технику. Пока только налоговые инспекторы и разработчики законопроекта, видят преимущества , а что будет происходить на практике, узнаем уже в начале 2017 года, когда применение онлайн-касс станет обязательным.
Ключевые слова: ФНС России, кассовые аппараты, розничная торговля, онлайн-кассы, оператор фискальных данных.
Развитие бизнеса является приоритетным направлением политики государства, но сможет ли он развиваться под системой народного контроля, который существовал в советскую эпоху. С такой системой сравнил предложение о введении онлайн-касс В.В. Путин, которое заинтересовало его еще в 2015 году, а уже 3 июля 2016 года был, подписал федеральный закон № 290-ФЗ о поэтапном переходе бизнеса на применение контрольно-кассовой техники нового образца[1].
Согласно нововведениям вскоре весь розничный бизнес ждет переход на онлайн-кассы. Сначала переход будет происходить на добровольной основе, а в дальнейшем в обязательном порядке все розничные точки обяжут обеспечить кассами нового образца. Особенность таких касс заключается в том, что вся информация о платежах по интернету будет передаваться напрямую в налоговую инспекцию. Законодатели рассчитывают, что это снизит число манипуляций с выручкой, а также поможет пополнить бюджет.
С 1 февраля 2017 года новый порядок станет обязательным для большей части продавцов, но кассы, зарегистрированные до этого момента, разрешат применять до 1 июня 2017 года. Стоит отметить, что предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, ЕНВД, владельцы торговых автоматов и лица, оказывающие услуги населению, начнут работать на онлайнкассах с 1 июля 2018 года[2].
Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока ее действия, но не дольше семи лет с момента регистрации, ее регистрация прекратится 1 февраля 2017 года.
Для работы по новым правилам предпринимателям необходимо модернизировать или заменить действующие кассы для передачи данных о расчётах в налоговые органы в режиме онлайн через операторов фискальных данных (далее ОФД). Зарегистрировать новую технику можно будет на сайте ФНС России. Кроме того, необходимо заключить договор с ОФД.
Новый закон предусматривает использование кассы в автономном режиме в регионах, удаленных от сетей связи. Предусматривается и отказ от использования ККТ в труднодоступных регионах при определенных обстоятельствах. Список таких населенных пунктов будет утверждаться на региональном уровне. В случаях сбоя связи кассовая техника будет накапливать информацию о расчетах и, а после восстановления отправлять данные в ФНС.
Данные со всех контрольно-кассовых аппаратов (ККА) России будут храниться в трех специально созданных центрах обработки данных. Первый был открыт в мае 2015 года в Дубне. Второй — в декабре в Городце Нижегородской области. Третий центр так называемого резервного копирования создан в г. Ерзовке Волгоградской области[3].
«Левада-Центр» провел опрос среди 600 бизнесменов по всей стране. Выяснилось, что только 10% из них слышали о вступивших в середине июля поправках в ФЗ-54 и ознакомились с ними. Модернизировать свои старые кассовые аппараты предприниматели не спешат. По данным опроса только 12% планируют сделать это до конца текущего года, а 11% планируют сделать это до весны 2017 года. Однако 43% — решили отложить это дело на самый последний момент. Серьезную обеспокоенность у 42 % представителей бизнеса вызывает финансовый вопрос преобразований, а именно стоимость перехода на новые кассовые аппараты. При этом в ФНС России заверяют, что в большинстве случаев старые кассы можно переоборудовать, а это существенно сократит расходы. Всем предпринимателям, закупившим кассовую технику впервые, государство обещает возместить затраты в виде налогового вычета, который по предварительным данным составит примерно 18 тыс. рублей10*.
Перед тем как менять требования к кассовой технике по всей стране, был проведен «пилотный» проект по передаче данных с ККТ в налоговые инспекции в нескольких регионах. С августа 2014 года по январь 2015 года в проекте участвовал торговый бизнес Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан. По данным ФНС за время проекта установили более 4 тыс. новых касс, позволяющих передавать данные в налоговую инспекцию[4].
Участники испытательного проекта уверяют, что на практике новые кассы позволяют экономить. Однако эксперты полагают, что нововведение будет затратно для бизнеса, так как связано с дополнительными расходами по переоборудованию касс. Небольшие и очень маленькие компании не готовы к введению новых касс из-за того, что у них могут быть маленькие обороты или нулевая рентабельность. Но в поправках закона предусмотрены некоторые исключения для мелких торговцев по отдельным видам деятельности.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Непереход на онлайн-кассу грозит штрафом до 50 тыс. рублей и изъятием неучтенной выручки. Высокие штрафы предусмотрены для предпринимателей, не предоставивших своевременно информацию о продажах. Если электронная информация с ККТ не могла быть предоставлена по объективным причинам, то штрафовать будут здесь бизнес, а не оператора. Небольшие штрафы и предупреждение установлены законопроектом за использование кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям, а также за отказ направить покупателю электронный чек.
Разработчики проекта считают, что новые ККТ должны упростить жизнь розничному бизнесу и сократить расходы. Среди очевидных преимуществ онлайн-касс называют сокращение расходов на обслуживание ККМ; онлайн-регистрация кассы; возможность экономить на ККТ, используя в ее составе планшет или даже мобильный телефон; налоговые проверки будут иметь только точечный характер, если от предпринимателя регулярно будет поступать достоверная информация, то с проверкой к нему не придут.
Однако есть и трудности , решения которых еще не придумали: проблема со связью; разработка программного обеспечения; отсутствие налоговых преференций для тех, кто уже готов работать на онлайн-кассе; не понятна схема взаимодействия старых касс и новых онлайн терминалов.
Закон ставит перед собой триединую задачу. Первое – ужесточить контроль за соблюдением кассовой дисциплины. Второе – онлайн-кассы позволят повысить степень защиты прав потребителя. Третьесовершенствуется порядок осуществления интернет-торговли. По новым правилам интернетмагазины обязаны направлять покупателям электронные чеки. Предполагается, что в процессе внедрения онлайн-касс, возрастет необходимость в налоговом консультировании субъектов бизнеса[5].
Пока что плюсы введения онлайн-касс видят только сотрудники налоговых служб. Но выиграет от этого ли предприниматель, ведь суммы уплаченных налогов возрастут, и смогут ли небольшие предприниматели остаться рентабельными в таких условиях покажет лишь практика.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
2. В течение двух лет бизнес перейдёт на онлайн кассы(новости от 05.06.16). официальный сайт ФНС России. Доступно:www.nalog.ru-Проверено:20.09.16.
3. Чек пойдет по проводам (статья от 16.06.2015).-Российская газета.-Доступно:
https://rg.ru/2015/06/16/kassa.html.-Проверено:20.09.16;
4. Литвинова С.А., Сальникова Н.В. Налоговый консалтинг как самостоятельный вид деятельности в современных экономических условиях//Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 (55). С. 507-509.